Позиция физкультуры и спорта на разных стадиях экономического цикла

Бусарев С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бусарев С.В. Позиция физкультуры и спорта на разных стадиях экономического цикла // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 192-195.

Аннотация:
В статье анализируются подходы к управлению сферой физической культуры и спорта в контексте цикличности развития экономической системы. Автор рассматривает эту проблему, опираясь на позиции Правительства РФ в отношении развития физкультуры и спорта, отраженные в нормативных документах до экономического кризиса, в период него и в настоящее время. По его мнению, при разработке нормативно-правовых актов в рассматриваемой области следует учитывать текущую стадию экономического цикла.

Ключевые слова: государственное регулирование, физическая культура и спорт, экономический цикл, административные методы



Прямые и косвенные методы традиционно представляют основные направления государственного регулирования экономической системы. При регулировании сфер и экономики страны в целом на разных стадиях экономического цикла большое значение имеют административные методы. Рассмотрим в данном контексте нормативно-законодательное регулирование сферы физической культуры и спорта (далее ФКиС). Основами применения административных методов регулирования изучаемой сферы на стадии «подъема» являются Программы социально-экономического развития Российской Федерации, относящиеся к докризисному периоду. Рассмотрим каждую из них более подробно.

Физкультура и спорт в программах социально-экономического развития

В Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы) [1] отмечено, что основной задачей развития сферы на этом этапе являлось расширение возможностей граждан заниматься физической культурой и спортом независимо от их доходов и благосостояния. Решение этой задачи предусматривалось осуществлять в рамках реализации соответствующих федеральных и территориальных программ, улучшения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также укрепления материально-технической базы за счет средств бюджетов разных уровней. Важным направлением деятельности было создание информационно-образовательных программ, направленных на формирование у населения потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и здоровом образе жизни. Планировалось продолжить работу по созданию общероссийской системы мониторинга, оценки и прогнозирования состояния здоровья и физической подготовленности населения, а также физического развития детей, подростков и молодежи, подготовке спортсменов высокой квалификации. Предполагалось осуществление мер по дальнейшему совершенствованию финансово-хозяйственного механизма в отрасли (включая страхование в спорте). В Программе на 2006−2008 годы [2] значительное внимание уделялось развитию человеческого капитала и повышению качества жизни, однако развитие сферы физической культуры и спорта преимущественно рассматривалось как одно из направлений реформы здравоохранения и предотвращения асоциального поведения. О государственной политике в сфере физической культуры и спорта с выделением соответствующей стратегической цели, определением задач по ее достижению отдельно не говорилось.

Развитие человеческого потенциала в кризисный период

Таким образом, можно констатировать тот факт, что на рассматриваемом этапе уделялось особое внимание улучшению физической подготовленности и физического развития населения. Однако нужно отметить, что на данном этапе человеческий капитал не рассматривался как основной фактор экономического развития.

Документами, обеспечивающими регулирование изучаемой сферы на стадиях «спада» и «депрессии», являются «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» [3] и «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год» [4]. Первым среди приоритетов антикризисных мероприятий на 2009 год являлось развитие человеческого потенциала. В рамках данного направления дальнейшее развитие получил приоритетный национальный проект «Здоровье». В целом по разделу «Здравоохранение, физическая культура и спорт» планировалось увеличить бюджетные ассигнования из федерального бюджета до 335,1 млрд руб., что значительно больше суммы в 278,2 млрд руб. выделенной в 2008 году. В соответствии со вторым названным документом в рамках реализации государственной политики в сфере физической культуры планировалось принятие мер по обеспечению «поэтапного увеличения доли граждан, активно занимающихся спортом, и пропаганды здорового образа жизни населения» [4]. Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что в кризисный период развитие человеческого потенциала становится важнейшим среди приоритетов антикризисных мероприятий. Здоровый образ жизни, при активной его пропаганде, должен был нивелировать негативные социальные явления, возникающие в условиях экономического кризиса.

Повышение роли человеческого капитала в посткризисный период

Основные направления применения административных методов регулирования сферы в посткризисный период определены в распоряжении Правительства РФ «Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» [5] и Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [6] (далее – Концепция). На этом этапе модернизационные действия Правительства РФ направлены на преодоление внешних и внутренних вызовов устойчивому социально-экономическому развитию России, а также на перевод российской экономики в режим инновационного развития. В первом документе говориться, что «свободный, образованный, здоровый, активный человек − основа конкурентоспособности страны» [5]. В нем также отмечается «значительное усиление роли человеческого фактора во всех областях развития экономики и общества» [5]. В Концепции основным фактором экономического развития называется человеческий капитал. Стратегическая цель государственной политики в сфере ФКиС сформулирована следующим образом: «Создание условий, ориентирующих граждан на здоровый образ жизни, в том числе на занятия физической культурой и спортом, развитие спортивной инфраструктуры, а также повышение конкурентоспособности российского спорта» [6]. Достижению поставленной цели способствуют установленные в Концепции целевые ориентиры развития сферы. Таким образом, на современном этапе развитие человеческого капитала находится в центре внимания Правительства, что нельзя сказать о докризисном периоде, когда человеческий капитал не декларировался как основной фактор экономического развития. В кризисный период развитие человеческого потенциала, имея целью смягчить негативные социальные явления, входило в перечень антикризисных мер. В посткризисный период человеческий капитал приобретает «фундаментальное» значение, выступая основным фактором экономического развития.

Нормативно-правовое регулирование и цикличность экономики

Становится очевидным, что по мере развития экономической системы значение физкультуры и спорта возрастает. Данная сфера проявляет себя и как фактор, обеспечивающий укрепление конкурентоспособности страны на международной политической арене, и как фактор, обеспечивающий повышение уровня жизни населения, развитие человеческого капитала, а также как составная часть сектора услуг, который наряду с инновационными высокотехнологичными секторами экономики будет выступать основной движущей силой экономического роста на новом этапе развития Российского государства. Все изложенное выше рождает объективную необходимость развития нормативно-правовой базы сферы в разрезе цикличности развития экономической системы, что будет способствовать повышению результативности ее функционирования, а также обеспечению сопутствующего положительного эффекта на другие сферы и экономику страны в целом.


Источники:

1. Распоряжение Правительства РФ от 10.07.2001 № 910-р (ред. от 06.06.2002) «О программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002−2004 годы)».
2. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2006 № 38-р «О Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы)».
3. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» (утв. Правительством РФ).
4. «Основные направления антикризисных действий Правительства Российской Федерации на 2010 год» (одобрено на заседании Правительства РФ (протокол от 30.12.2009 № 42)).
5. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1663-р (ред. от 14.12.2009) «Об утверждении основных направлений деятельности Правительства РФ на период до 2012 года и перечня проектов по их реализации».
6. Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» (вместе с «Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»).

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:47:43