Организация социальной защиты населения УрФО как направление государственной политики
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрена структура органов социальной защиты населения в ряде федеральных округов. Особое внимание уделяется анализу Уральского федерального округа. Предлагается переход к дополнительному финансированию мероприятий по социальной защите населения за счет средств бюджетов муниципальных образований.
Ключевые слова: муниципальные образования, социальная защита, государственные учреждения, федеральный округ, анализ организации
За последние годы наблюдается тенденция увеличения числа субъектов предпринимательства в российской экономике, однако негативным последствием развития рыночных отношений становится социальная незащищенность широких слоев населения. Вследствие этого увеличивается нагрузка на систему социальной защиты населения Российской Федерации.
Система социальных служб России
В сфере социальной защиты населения в соответствии с федеральными законами о разделении полномочий между федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления сформирована вертикаль органов государственного управления. Система социальных служб в Российской Федерации включает государственный и муниципальный сектор.
Государственная система социальных служб функционирует на двух уровнях:
− учреждения социального обслуживания населения, являющиеся федеральной собственностью и находящиеся в ведении федеральных органов государственной власти;
− учреждения социального обслуживания населения, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Муниципальная система социальных служб образована учреждениями социального обслуживания населения, находящимися в ведении органов местного самоуправления. Главной задачей данных учреждений является организация социального обслуживания на территориальном уровне.
Вследствие высокой вариации основных показателей уровня жизни населения именно внутри федеральных округов (а не между ними), возникает необходимость проведения анализа деятельности по социальной защите населения в рамках конкретных федеральных округов. Целесообразно также рассмотреть вопросы функционирования учреждений социальной защиты населения на уровне муниципальных образований на примере административных центров субъектов федерации, объединенных одним федеральным округом.
Анализ организации социальной защиты населения муниципальных образований в разрезе федеральных округов показал следующие результаты по субъектам федерации, входящим в состав Уральского федерального округа (УрФО), а также по республике Удмуртии, входящей в состав Приволжского федерального округа.
Органы социальной защиты субъектов федерации
Структуру аппарата Правительства Курганской области, входящей в состав УрФО, в сфере социальной защиты населения составляет Управление по социальной политике, в ведении которого находится Главное управление социальной защиты населения − орган исполнительной власти, осуществляющий отраслевое управление региона.
В соответствии с постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 25.12.2006 № 489 «О принятии в государственную собственность Курганской области муниципальных учреждений социального обслуживания» муниципальные учреждения переданы в государственную собственность и переименованы в государственные учреждения. С 1 января 2007 года полномочия по предоставлению мер социальной поддержки и социального обслуживания реализуются на областном уровне. Система социальной защиты населения Курганской области включает 26 филиалов главного управления – отделов социальной защиты населения во всех городских округах и муниципальных районах, 59 государственных учреждений социального обслуживания населения.
В настоящее время происходит слияние государственных учреждений социального обслуживания населения города Кургана, осуществляющих деятельность по отдельно взятым районам города, в единое государственное учреждение по городу в целом.
На уровне муниципального образования города Кургана функционирует Департамент социальной политики, включающий Управление культуры, спорта и организации работы с молодежью, Управление опеки и попечительства [1], которые лишь косвенно относятся к системе социальной защиты населения, тогда как основная масса мероприятий по социальной помощи и поддержке сосредоточена на региональном уровне.
Подобная ситуация сложилась также и в муниципальном образовании, являющимся административным центром, другого региона УрФО: город Тюмень.
Таким образом, осуществление деятельности по социальной защите населения на уровне субъекта (при учете финансирования из федерального бюджета) без дополнительных мер социальной поддержки муниципальных образований характерно для следующих областей УрФО: Курганская, Тюменская (за исключением ХМАО и ЯНАО).
Соцзащита Ханты-Мансийска, Екатеринбурга и Челябинска и Салехарда
Пункт 5 ст. 20 от 06.10.2003 № 131-ФЗ Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» допускает, что деятельность органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет собственных средств «дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан». В законе указывается также, что осуществление и финансирование дополнительных мер социальной защиты «не является обязанностью муниципального образования» и «осуществляется при наличии возможности».
Примером исполнения вышеизложенной статьи закона служит муниципальное образование город Ханты-Мансийск. При администрации города сформировано Управление социальной поддержки и помощи населению, осуществляющее назначение и выплаты дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям граждан, проживающим в городе Ханты-Мансийске.
В муниципальном образовании город Екатеринбург аналогичные функции по предоставлению мер дополнительной социальной поддержки выполняет Комитет социальной политики [2].
Органы социальной защиты населения города Челябинска включают Управление социального развития Администрации города, 7 управлений социальной защиты населения администраций районов в городе, 20 муниципальных учреждений социального обслуживания населения. Органами социальной защиты реализуются городские целевые программы в сфере социальной защиты, обеспечивается предоставление дополнительных мер социальной поддержки, принятых на муниципальном уровне, организуется работа по обеспечению доступности объектов инфраструктуры для маломобильных категорий граждан [3].
Деятельность по социальной защите жителей муниципального образования город Салехарда осуществляет Управление по труду и социальной защите населения администрации города Салехарда. При управлении организован фонд социальной защиты населения.
Соцзащита Ижевска
Осуществление социальной защиты населения как на уровне общегосударственной и региональной социальной политики, финансируемой за счет средств федерального и региональных бюджетов, так и посредством мероприятий, проводимых в дополнение за счет средств бюджетов муниципальных образований, производится в следующих регионах УрФО: Свердловская область, Челябинская область, ХМАО, ЯНАО.
Обеспечение нуждающихся в социальной защите различными видами социальной помощи и поддержки на уровне местного самоуправления аналогичным образом осуществляется и в других федеральных округах. Так в муниципальном образовании город Ижевск республики Удмуртии, входящей в состав Приволжского федерального округа, функционирует Управление по социальной поддержке населения, делам семьи, материнства и детства. Предоставление социальных услуг, помощи и поддержки осуществляют муниципальные учреждения в сфере социального обслуживания населения города Ижевска. Согласно решению городской думы города Ижевска от 18.12.2009 № 578 «О бюджете муниципального образования «город Ижевск» на 2010 год» на социальное обслуживание населения в 2010 году направлено 94 032 тыс. руб. [4].
Источники финансирования соцзащиты
Таким образом, в зависимости от источников финансирования социальной защиты в субъектах федерации и муниципальных образованиях организационная структура строится на оказании услуг органами социальной защиты субъектов федерации с дополнительным привлечением органов социальной защиты муниципальных образований. В перспективе желателен переход к дополнительному финансированию мероприятий по социальной защите за счет средств местных бюджетов. Именно органы местного самоуправления лучше, чем федеральный центр и центры субъектов федерации, осведомлены о проблемах слабозащищенных слоев населения, вследствие этого способны сделать правильные выводы и предложить более эффективную систему организации социальной защиты населения. В таком случае реализация государственной социальной политики по созданию и функционированию органов социальной защиты населения на уровне местного самоуправления улучшает положение нуждающихся.
Источники:
2. Официальный портал Екатеринбурга. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ekburg.ru.
3. Официальный сайт Администрации г. Челябинска. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.cheladmin.ru
4. Информационно-аналитическое управление муниципального образования "город Ижевск". [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.izh.ru
5. Федеральный закон от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изменениями от 19 июня, 12 августа, 28, 29, 30 декабря 2004 г., 18 апреля, 29 июня, 21 июля, 12 октября, 27, 31 декабря 2005 г., 2 февраля 2006 г.).
Страница обновлена: 12.11.2024 в 20:47:58