Современное положение сельскохозяйственного машиностроения и ключевые направления его развития

Травников О.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Травников О.Ю. Современное положение сельскохозяйственного машиностроения и ключевые направления его развития // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 3. – С. 130-136.

Аннотация:
В статье рассматриваются современное положение сельскохозяйственного машиностроения и его ключевые направления. Особо выделяются механизмы территориального планирования, которое является основой взаимодействия сельскохозяйственного машиностроения и сельскохозяйственного производства.

Ключевые слова: инновационное развитие, агропромышленный комплекс, сельскохозяйственное производство, территориальное планирование, сельскохозяйственное машиностроение, техническая модернизация



По статистическим данным, полученным Союзом машиностроителей России, в первом полугодии 2010 года сложилась тенденция снижения производства по большинству видов тракторной и сельскохозяйственной техники.

В январе–июне2010 г., по сравнению с аналогичным периодом2009 г., наиболее активное снижение отмечено в производстве следующих видов техники [1]:

− бульдозеры и трубоукладчики – на 66,5%;

− гусеничные тракторы – на 61,8%;

− сеялки – на 52,2%;

− зерноуборочные комбайны – на 39%;

− кормоуборочные комбайны – на 24,2%;

− плуги – на 22,7%;

− колесные тракторы – на 14,6%;

− культиваторы – на 13,6%.

Сокращение выпуска сельхозтехники

К основным факторам, оказывающим влияние на развитие отечественного машиностроения, относятся следующие [2]:

− ориентация на текущий платежеспособный спрос внутреннего и в немалой степени внешнего рынка;

− кооперация с ведущими зарубежными производителями машиностроительной продукции для выпуска конкурентоспособных изделий. При этом технологический цикл российских предприятий существенно сокращается (в автомобилестроении, станкостроении, промышленности средств связи, машиностроении для пищевой промышленности и др.), и нередко ограничивается сборкой, покраской машин и оборудования. Образовался не всегда экономически и технологически обоснованный разрыв между технологическими переделами (литейные, кузнечно-штамповочные процессы, грубая и точная металлообработка, сборка) и между производством и инновационной сферой;

− резкое сокращение, по сравнению с дореформенным периодом, объемов выпускаемой продукции (спад в пределах 60%) и изменившаяся структура готовых изделий. По некоторым расчетам, удельный вес инвестиционного оборудования для производственной и непроизводственной сфер снизился с 54% до 44%, военной техники – примерно до 25%, а технически сложных потребительских товаров, включая легковые автомобили – возрос с 17% до 31%;

− увеличение трудо-, фондо-, топливо- и энергоемкости производства. Снижение наблюдается лишь по металлоемкости, из-за уменьшения выпуска продукции тяжелого, энергетического, транспортного, сельскохозяйственного, оборонного машиностроения и станкостроения. Росту стоимостной оценки ресурсоемкости, наряду со снижением загрузки оборудования и использования мощностей, способствовало повышение относительных цен на ресурсы производства, за исключением труда;

− усиление ремонтно-сервисного, реновационного назначения машиностроения как формы его выживания. За последние годы доля ремонта машин и оборудования в производстве продукции возросла с 8,5% до 15%. Отрасль слабо внедряет достижения инновационной сферы, поддерживая функционирование производственно-технологических систем на прежней основе.

Мощности отечественного сельскохозяйственного машиностроения загружены на 6−10% от уровня производства 1990 года, производство основных типов техники сократилось в 10–50 раз. Отечественное сельхозмашиностроение характеризуется значительным технологическим отставанием от предприятий развитых стран и, соответственно, отставанием по показателям технического уровня выпускаемой продукции.

Развитие отечественного сельхозмашиностроения

Для российского сельхозмашиностроения характерна чрезмерная централизация и монополизация производства. Если в США на предприятиях сельхозмашиностроения с численностью до 500 человек занято 53% производственных рабочих, то в России таких предприятий практически нет, и наоборот, если в США на предприятиях численностью более 1000 человек занято 36% работников, то в России – 94,7%.

В Российской Федерации производство сельскохозяйственной техники для растениеводства было сконцентрировано на 19-ти специализированных предприятиях, кроме этого, на предприятиях привлеченных ведомств выпускалось около 15% от общего объема производства сельхозмашин. Резкий спад покупательской способности сельскохозяйственных товаропроизводителей и сокращение объемов производства сделали неконкурентоспособной продукцию крупных специализированных предприятий с жесткой технологией не только по показателям технического уровня, но и по стоимостным параметрам. В связи с глубоким кризисом отрасли объем обновляемой техники сельскохозяйственного назначения существенно упал. При этом даже резко упавший платежеспособный спрос на сельхозтехнику в настоящее время не удовлетворен. Ограниченная емкость внутреннего рынка обусловлена недостаточно высокими темпами роста экономики страны. Экспорт же сельскохозяйственной техники составляет 20% от объема производства. Поэтому необходим поиск новых рынков для расширения сбыта сельскохозяйственных машин, соответствующих по своим параметрам мировому уровню.

Активную позицию по развитию отечественного сельхозмашиностроения занимает Союз машиностроителей России. Им предложена разработка Стратегии развития сельхозмашиностроения до 2020 года [4], которая поддержана Правительством РФ». С участием комитета по тракторному, сельскохозяйственному и лесозаготовительному машиностроению Союза машиностроителей России, 9 октября 2010 года состоялся Агрофорум «Совершенствование и эффективность технологий – основа развития и повышения устойчивости агропромышленного комплекса России». На агрофоруме была представлена прогнозируемая динамика рынка сельхозтехники России (см. рис. на с. 133) [3].

Рис. Прогнозируемая динамика рынка сельхозтехники РФ, млрд руб.

Внутрирегиональное взаимодействие производителей сельхозтехники и сельхозпродукции

Участниками агрофорума отмечено, что состояние материально-технической базы сельского хозяйства требует более радикальных мер по ее технической модернизации, повышению эффективности. Использование устаревших техники и технологий приводит к снижению конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции.

Иными словами, модернизация сельскохозяйственного производства, его переход на инновационный путь развития неразрывно связаны с его обеспечением современными техническими средствами и перспективными технологиям [4].

В период рыночных преобразований были нарушены связи между производителями сельскохозяйственной техники и производителями сельскохозяйственной продукции. В большинстве своем регионы России имели и имеют машиностроительные предприятия и комплексы, имеющие кооперационные связи как внутри России, так и за рубежом. Существующая в настоящее время система кооперации машиностроительных предприятий позволяет расширить ассортимент производимых сельскохозяйственных машин, а формируемая по России система сбыта и сервисного обслуживания создает возможность реализации новой техники. Внутрирегиональное взаимодействие производителей сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственной продукции могло бы дать существенный импульс для модернизации сельскохозяйственного производства, его перехода на инновационный путь развития на уровне субъекта Российской Федерации.

Региональный подход в решении задач модернизации сельскохозяйственного производства обусловлен зональными и связанными с ними отраслевыми факторами развития сельхозпроизводства. Машинно-технологическая модернизация сельского хозяйства имеет зональную направленность, поскольку в агротехнологиях набор управляемых воздействий на растения определяют ландшафтные характеристики конкретного поля. Соответственно, выбор отраслей растениеводства и связанных с ними отраслей животноводства определяется зональным фактором, то есть природными условиями данного региона.

Рост стоимости транспортных услуг существенно сказывается на стоимости доставки и обслуживания машинно-технологического комплекса. В связи с этим возрастает потребность производства и обслуживания технических средств и технологического оборудования сельхозпроизводства в непосредственной близости от производителя сельскохозяйственной продукции.

Развитие регионального машиностроения

Немаловажным фактором по усилению взаимодействия производителей сельскохозяйственной техники и сельскохозяйственной продукции является рост фермерского сектора сельхозпроизводителей. Потребность в малой фермерской технике и ее обслуживании на месте также обусловливает необходимость ее производства в рамках территориальных образований – субъектов федерации, а также в крупных муниципальных образованиях, имеющих сельхозпредприятия и предприятия машиностроения.

Определение потребности в тех или иных видах сельхозпродукции и сельхозтехники, вопросы размещения сельскохозяйственного и машиностроительного производства решаются в рамках территориального планирования, выполняемого муниципальными образованиями и субъектами федерации в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

В связи с тем, что методология территориального планирования в настоящее время находится в стадии становления, очевидна необходимость совершенствования методов формирования организационно-экономических механизмов территориального планирования для повышения эффективности взаимодействия сельскохозяйственного машиностроения и сельскохозяйственного производства.

Именно территориальное планирование в сельских районах России призвано выявить потребности и перспективы зонального и регионального машиностроения. В процессе территориального планирования выявляются сельскохозяйственные ресурсы районов, согласовываются конкретные параметры развития агропромышленного сектора, фермерских и домохозяйств по производству сельскохозяйственной продукции. Это является основой для развития регионального машиностроения, учитывающего зональные условия регионального сельского хозяйства.


Источники:

1. Ежемесячный информационный бюллетень комитета по тракторному, сельскохозяйственному и лесозаготовительному машиностроению Союза машиностроителей России. − 2010. − № 7(24).
2. Концепция формирования Государственной комплексной программы развития машиностроения России на период до 2020 года. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.soyuzmash.ru/informcenter/concept/concept.htm.
3. Партасова Н. Ю. Доклад на Агрофоруме «Совершенствование и эффективность технологий – основа развития и повышения устойчивости агропромышленного комплекса России», 9 октября 2010 г. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.soyuzmash.ru/docs/ktm121010.doc.
4. Стратегия машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 г. − М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2009. − 80 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:48:19