Развитие кооперации предпринимательских структур как мера обеспечения устойчивости развития в условиях экономического кризиса

Чотчаев М.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3-1 (179), Март 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Устойчивость представляет собой следствие управления создаваемыми конкурентными преимуществами как отдельных предпринимательских структур, так и национальных экономических систем. Однако в условиях экономического кризиса особую роль приобретает устойчивость предпринимательских структур. Способ ее повышения автор видит в организации производственной кооперации и создании региональных кластеров. В статье описаны шаги по решению этих задач, начиная от создания региональных программ комплексного развития кооперации и кластерных проектов, заканчивая описанием этапов реализации таких программ.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, экономический кризис, предпринимательские структуры, кооперация, производственная кооперация, устойчивость бизнеса, кластерные проекты



Влияние экономического кризиса на предпринимательскую деятельность объективно показывает необходимость разработки и реализации программ комплексного развития кооперации и кластерных проектов предпринимательских структур с целью совместного обеспечения их устойчивого развития. Данные программы должны в первую очередь взаимоувязываться и координироваться на региональном и межрегиональном уровнях, что станет серьезным стимулом для развития межрегиональных кооперационных связей предпринимательских структур.

Региональная программа развития кооперации и кластерных проектов

Региональная программа комплексного развития кооперации и кластерных проектов предпринимательских структур с целью обеспечения их устойчивого развития должна базироваться на мониторинге производственно-технологических возможностей региональных предпринимательских структур, уровня загрузки мощностей и ценообразования. Мониторинг должен проводиться по единым методикам, результаты такого мониторинга должны служить основой для принятия решений, направленных на развитие конкурентной среды региона.

Основной целью данной программы, по нашему мнению, должно стать формирование на территории региона эффективной модели промышленного производства, базирующейся на использовании потенциала кооперационного взаимодействия крупных предприятий и предприятий малого бизнеса, содействие формированию и функционированию кластерных образований.

Ожидаемыми результатами при этом могут выступить следующие:

− систематизация, оптимизация и расширение кооперационных связей малых, средних и крупных предпринимательских структур в рамках региональной конкурентной среды;

− повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предпринимательских структур региона, улучшение показателей производственно-хозяйственной деятельности;

− повышение конкурентоспособности и уровня технико-технологической вооруженности предпринимательских структур;

− повышение устойчивости экономического развития региональных предпринимательских структур.

В связи с тем, что все указанные результаты находятся в сфере интересов многих организаций, необходимым условием успешности программы является разделение зон ответственности, работ и ресурсного обеспечения между участниками программы и совместное использование результатов.

Этапы реализации программы

Механизм реализации программы комплексного развития кооперации и кластерных проектов предпринимательских структур с целью обеспечения их устойчивого развития должен предусматривать выполнение двух основных этапов.

1. Информационный этап – сбор информации, развитие информационного обмена, оптимизация кооперационных связей. Сбор информации должен предусматривать:

− инвентаризацию производственных и технологических возможностей предпринимательских структур региона (сбор, обработку, внесение информации в информационную систему), сбор планов предприятий по технологическому перевооружению и потребностей в поддержке;

− анализ потребностей в производственной кооперации.

− инвентаризацию и подготовку франчайзинговых пакетов промышленных предприятий.

Организация информационного обмена должна предусматривать:

− информационный обмен с применением информационной системы;

− целевые мероприятия, обеспечивающие развитие кооперационных связей (проведение регулярных целевых встреч по обеспечению потребностей отдельных региональных предпринимательских структур).

По результатам информационного этапа необходимо проведение анализа эффективности информационного обмена, выработка предложений по конкретизации плана мероприятий первого этапа.

2. Этап реализации программы. Основным содержанием данного этапа является повышение эффективности производства, конкурентоспособности и в итоге – устойчивости развития предпринимательских структур и кооперационных связей между ними, развитие обеспечивающей инфраструктуры, формирование промышленных кластеров в регионе. Этот этап должен предусматривать:

− формирование программ долговременного партнерства предпринимательских структур региона (создание кооперационных цепочек);

− создание условий, обеспечивающих расширение участия субъектов малого предпринимательства в конкурсных торгах по размещению государственного заказа;

− создание технопарков и инженерно-технологических центров коллективного пользования с целью повышения инновационности предпринимательских структур;

− подготовка специалистов по организации кооперационных отношений, по вопросам управления качеством и внедрению современных методов организации производства, проведение семинаров и тренингов;

− внедрение современных методов организации производства;

− разработка и внедрение системы мер, направленных на повышение качества продукции и услуг, производимых малыми предприятиями, внедрение интегрированных систем менеджмента в области качества, экологической безопасности и охраны труда;

− мониторинг потребностей региональных предпринимательских структур в инновациях и новых технологиях, организация взаимодействия региональных инновационных предприятий и технопарков с подобными предприятиями из других регионов страны;

− мониторинг потребностей предпринимательских структур в квалифицированной рабочей силе, организация взаимодействия с системой профессионально-технического образования;

− маркетинговые мероприятия, обеспечивающие поступление дополнительных кооперационных заказов;

− анализ конкурентоспособности продукции, выпускаемой предприятиями региона, и на этой основе определение точек экономического роста, которые могли бы стать основой для создания кластеров;

− способствование консолидации участников кластерных инициатив, реализации программ содействия выходу предприятий кластера на межрегиональные и внешние рынки, проведению совместных маркетинговых исследований и рекламных мероприятий, кооперации предприятий и региональных научных и образовательных учреждений.

План мероприятий второго этапа формируется на основании результатов первого этапа, с учетом среднесрочных программ развития регионального предпринимательства (в том числе малого предпринимательства), развития производственной деятельности и фактических выявленных потребностей региональных предпринимательских структур. Мероприятия второго этапа программы реализуются с привлечением средств заинтересованных предпринимательских с выходом на их самоокупаемость.

Конкурентные преимущества и потенциал для роста устойчивости

В результате реализации программы комплексного развития кооперации и кластерных проектов предпринимательских структур с целью обеспечения их устойчивого развития в условиях экономического кризиса, что особенно важно, будет реализована возможность повышения производительности труда и эффективности производства, загрузки имеющегося оборудования производственными заказами, решатся при этом и проблемы сбыта. В целом производственная кооперация будет способствовать дальнейшей структурной перестройке экономики региона, повышению конкурентоспособности региональных предпринимательских структур, росту устойчивости их развития, формированию благоприятных условий региональной конкурентной среды и в целом улучшению социально-экономического положения региона в рамках отечественного и мирового рынков.

Международный опыт управления устойчивостью в условиях кризиса показывает, что для повышения конкурентоспособности и устойчивости развития предпринимательской деятельности необходим оптимальный выбор ниш на мировом рынке. Российские предприниматели сегодня уже не в состоянии на равных конкурировать с компаниями развитых стран в разработке высокотехнологичной продукции, с азиатскими фирмами – в производстве массовой продукции, а основными видами деятельности для российских предпринимательских структур остаются поставки сырья и энергоресурсов, обслуживание импортных потоков и выпуск нетранспортабельной или неэкологичной продукции.

Тем не менее, страна располагает конкурентными преимуществами, позволяющими ей претендовать на место в группе наиболее перспективных экономик: сохранен высокий инвестиционный потенциал; создана основа преобразования экономики в виде крупных компаний, имеющих активы за рубежом; имеется широкий спрос на высококачественные товары. Потенциал для роста устойчивости предпринимательской деятельности имеется, и совместное его использование в рамках построения программ кооперации может стать эффективным стимулом для развития в условиях экономического кризиса.

Выводы

Эффективная реализация конкурентных преимуществ отечественных предпринимательских структур способна обеспечить долгосрочный устойчивый характер развития национальной экономики. В условиях экономического кризиса рыночные инструменты будут эффективны и действенны только в том случае, если государство гарантирует равную и справедливую конкуренцию, строгое соблюдение контрактов, ликвидацию неестественных монополий, защиту собственности. Поскольку объективные возможности для самостоятельного обеспечения устойчивости в условиях кризиса различны, государство должно проводить дифференцированную политику, направленную на формирование и реализацию комплексных кооперационных программ развития.


Источники:

1. Ерохин В.Л. К вопросу о кластерном развитии региональной производственной интеграции на основе кооперационного взаимодействия предприятий АПК // Альманах современной науки и образования. – 2009. − №3(22).
2. Ерохин В.Л., Иволга А.Г. Конкурентоспособность региона в условиях интернационализации экономики государства // Перспективы развития аграрной экономики в условиях кризиса: сб. науч. трудов по материалам 73-й научно-практической конференции. – Ставрополь: АГРУС, 2009.
3. Кривенко А.А. Теоретические аспекты устойчивого развития предпринимательской деятельности // Актуальные вопросы экономических наук. Сборник материалов Х Всероссийской научно-практической конференции с международным участием ( под общ. ред. Ж.А. Мингалевой, С.С. Чернова). – Новосибирск: СИБПРИНТ, 2009.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:48:48