Развитие инструментов финансирования малого бизнеса на основе использования нематериальных активов

Майоров А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (177), Февраль 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Майоров А.А. Развитие инструментов финансирования малого бизнеса на основе использования нематериальных активов // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 2. – С. 32-36.

Аннотация:
В статье рассматриваются источники самофинансирования малого бизнеса. Автор обращает внимание на использование нематериальных активов в форме интеллектуальной собственности, являющихся финансовым инструментом для развития инновационной деятельности малого бизнеса. По его мнению, региональная политика по вовлечению в оборот нематериальных активов должна стать составной частью региональной финансового механизма, нацеленного на развитие и поддержку малого бизнеса.

Ключевые слова: малый бизнес, финансовые инструменты, государственно-частное партнерство, франчайзинг, нематериальные активы, региональная политика, объекты интеллектуальной собственности, финансовыересурсы



По мнению ряда исследователей, нематериальные активы можно рассматривать как финансовые ресурсы [1] и финансово-правовые инструменты [2].

В работе Меркушева А.И. нематериальные активы малых предприятий рассматриваются как источник самофинансирования, то есть менее рисковый способ приобретения финансов различными способами, включая оптимизацию финансово-хозяйственной деятельности, путем:

– снижения налогов на прибыль в связи с уменьшением налогооблагаемой базы на величину нематериального актива и величину затрат на создание объектов интеллектуальной собственности;

– экономии по налогу на добавленную стоимость, если сделка оформляется на патентный или авторский договор и т.д.

При этом ученый делает акцент на том, что «нематериальные активы можно сделать объектом купли-продажи, застраховать, внести в уставной капитал и доверительное управление и т.д.» [3].

Нематериальные активы и интеллектуальная собственность

Известно, что в период развития предприятий малого бизнеса происходит их интеллектуализация и, как следствие, капитализация интеллектуального капитала. Результаты интеллектуальной деятельности в процессе капитализации переходят в основные активы, превращаются в финансовые инструменты и являются ресурсом развития малого бизнеса. По данным статистики, основная часть нематериальных ресурсов, капитализированных в объекты интеллектуальной собственности, в России создается при участии государства и на его средства и играет существенную роль в регулировании финансовых отношений.

Нематериальные активы в виде интеллектуальной собственности, выступающей в роли резервного способа активизации процессов финансирования малого бизнеса, могут быть использованы в форме инструментов финансово-правового характера как внутренний ресурс для повышения рыночной капитализации субъектов малого бизнеса и активизации инвестиционных процессов.

Нематериальный актив может быть объектом сделки и источником дохода, так как является коммерческим активом, который в области использования можно рассматривать как финансовый инструмент инвестирования. Так, например, исследователь Сеньшова Е.А. выделила и обосновала новый вид лизинга – лизинг нематериальных активов. Вместе с тем на практике лизинговые операции с нематериальными активами не имеют широкого распространения.

Нематериальные активы и финансовый механизм

По данным Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), нематериальные активы могут:

– привлекать государственные и частные инвестиционные и кредитные ресурсы;

– поступать в доверительное управление (траст нематериальных активов);

– вноситься в уставной капитал коммерческих организаций;

– участвовать в развитии страхового рынка, в передаче (трансферт) технологий – организации лицензионной торговли;

– в качестве финансового инструмента выступать залоговым обязательством и т.д.

В мировой практике нематериальные активы вовлечены в финансовый механизм. В частности, они оцениваются, переоценивается, кредитуются, инвестируются, покупаются, меняются, страхуются от рисков, включаются в залоговое имущество, сдаются в лизинг, залог, передаются по договорам концессии, вносятся в качестве вклада в уставной капитал и т.д., принося значительную прибыль.

В России ликвидные нематериальные активы, имея установленную номинальную стоимость, являются предметом обращения и принимаются агентами рынка, но в большинстве своем рассматриваются как неликвид. В то время как нематериальные активы в форме интеллектуальной собственности в виде исключительных прав самодостаточны и в условиях ограничения оборотных средств могут являться предметом обмена, выступать в качестве объекта залога, страхования, инвестирования, кредитования и т.д.

На практике неформальные, имеющие коммерческую ценность нематериальные активы не капитализируются и могут являться объектом теневых отношений, так как в действительности 90–100% нематериальных активов не отражается в учете и финансовой отчетности [4]. Можно создавать продукцию в виде нематериальных активов. Это креативный, готовый капитал, например, объекты гражданских прав – в виде инноваций, интеллектуальной собственности, прав на них, идей, производственных отношений и т.д. Эффективное управление нематериальными активами является одним из условий обеспечения конкурентоспособности и экономической безопасности малого бизнеса.

Коммерческое использование нематериальных активов

Нематериальные активы в форме интеллектуальной собственности, по мнению специалистов и ученых, являются мощным инструментом оптимизации налогов и эффективным финансовым механизмом для развития инновационной деятельности малого бизнеса. Между тем, на уровне субъектов федерации нематериальные активы не являются продуктами рынка, не имеют залоговой стоимости и не используется в обороте, за исключением авторского права и патентов. Происходит это, прежде всего, потому, что отсутствует модель финансового механизма по вовлечению нематериальных активов малого бизнеса в централизованный, системный оборот, а также стимулы для функционирования нематериальных активов.

Для того чтобы дать возможность всем участникам рынка эффективно использовать эти активы, необходимо в централизованном порядке по принципу одного регионального окна комплексно оценивать нематериальные активы, оформлять право пользования ими (патентование, сертификация, лицензирование) и в структуре специализированных звеньев использовать их в качестве финансовых инструментов для получения прибыли по различным схемам. Например, зарегистрировать право собственности на нематериальные активы и передать инвестору через механизм лицензирования для использования, как это делается в развитых странах.

По данным Счетной палаты РФ, стоимость нематериальных активов, принадлежащих России и учтенных в реестре федерального имущества по состоянию на 1 июня 2009 г., составила около 4 млрд рублей (в том числе интеллектуальная собственность – 3,5 млрд рублей). В других странах значение показателя нематериальных активов в составе необоротных активов доходит до 30% и сопоставимо по своему значению с долей основных средств, в России этот показатель равен 0,3–0,5%.

Региональная политика и нематериальные активы

Региональные органы государственной власти и управления должны определить основные направления поддержки малого бизнеса в вопросе использования нематериальных активов в финансовом механизме. Необходимо разработать финансовые технологии поддержки малого бизнеса с использованием этих активов, за счет схем государственно-частного партнерства, самофинансирования или региональных источников.

При этом для государственного финансирования можно использовать сформированные фонды, перепрофилировав механизмы реализации, а также возможности регионального бюджета по венчурному финансированию, используя механизмы взаимодействия с бизнесом и другие формы поддержки. Принципиальной основой направлений правового формирования экономических основ региональной поддержки в данном вопросе будут являться следующие моменты:

– введение совместного долевого государственного коммерческого финансирования;

– сочетание прямого государственного финансирования с косвенной государственно-экономической поддержкой в форме льгот;

– разработка порядка страхования и установления гарантий со стороны региональных органов.

Региональная политика по вовлечению в оборот нематериальных активов как одного из видов имущества малого бизнеса (регулируемого с использованием рычагов амортизационных отчислений, гибкого налогообложения, капитализации затрат на создание интеллектуальной собственности) является составной частью регионального финансового механизма развития малого бизнеса.

По нашему мнению, необходимо дать возможность малому бизнесу, участникам рынка, использовать внутренний потенциал и создать условия для рыночного оборота собственных нематериальных активов. В этом случае малое предпринимательство не будет зависеть от краткосрочной финансовой логики, сможет пользоваться продуманными и стабильными инвестициями и будет в меньшей мере претендовать на бюджетные средства.

Востребованная на данном этапе обществом инновационная деятельность является внутренним и внешним резервом малого бизнеса. Недостаточная деятельность по ее регуляции в силу нехватки инструментов развития, финансовых технологий, стимулов может привести к срыву модернизации финансовых отношений и инструментов развития малого бизнеса и отрицательно повлиять на эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств региона.


Источники:

1. Пестунов М.А. Финансовый механизм инновационного развития экономики предприятия // Финансы и кредит. – 2008. – № 24. – С. 43–47.
2. Сатарова А.А. Финансово-правовые инструменты в борьбе с мировым финансовым кризисом // Финансово-правовые и экономические проблемы в условиях мирового кризиса: Сборник научных статей. Саратов: Саратовская государственная академия права, 2009. – С. 49–54.
3. Меркушев А.И. Финансовый механизм развития малого предпринимательства: теория, методология, практика: Дисс. … д-ра экон. наук. Москва: ВЗФЭН, 2008. – С. 61–62.
4. Хотинская Г.И. НМА как фактор повышения конкурентоспособности компании: финансово-экономический аспект // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 5.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:47:31