Основные принципы расширения возможностей учета нематериальных активов в условиях креативной экономики

Абрамов Е.Г.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (7), Июль 2007

Цитировать:
Абрамов Е.Г. Основные принципы расширения возможностей учета нематериальных активов в условиях креативной экономики // Креативная экономика. – 2007. – Том 1. – № 7. – С. 76-81.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13288690

Аннотация:
Известно, что многие из объектов, которые могут быть отнесены к нематериальным активам, в настоящее время невозможно подвергнуть бухгалтерскому учету. Проведенный анализ исторического развития экономико-правовой сферы показал, что основные принципы не только бухгалтерского учета, но и всего гражданского законодательства были разработаны в эпоху подавляющего использования материальных активов.

Ключевые слова: управленческий учет, бухгалтерский учет, креативная экономика, нематериальные активы, свойства нематериальных активов, учет нематериальных активов



Известно, что многие из объектов, которые могут быть отнесены к нематериальным активам, в настоящее время невозможно подвергнуть бухгалтерскому учету. Проведенный анализ исторического развития экономико-правовой сферы показал, что основные принципы не только бухгалтерского учета, но и всего гражданского законодательства были разработаны в эпоху подавляющего использования материальных активов.

Так как нематериальные активы (НМА) имеют отличающуюся от материальных активов природу, это обуславливает неприменимость к ним существующих правовых категорий, таких как право собственности, выполнение работ, а также купля-продажа объектов данного вида. Следствием этого является не только отсутствие адекватных методов экономического учета нематериальных активов, но и невозможность их разработки на основе существующих принципов построения правовой системы.

Решение данной задачи на государственном уровне возможно только после изменений соответствующих гражданско-правовых норм. Однако, поскольку областью наших исследований являются предпринимательско-хозяйственные процессы микроэкономического уровня, то решение данной задачи предложено на основе принятия в рамках нерегламентированного учета допущений, расширяющих ограничения, продиктованные существующими нормами гражданского законодательства.

По своей сути материальные и нематериальные активы отличаются отсутствием у последних материально-вещественной структуры. Отсюда следует различие свойств, которыми они обладают.

Уникальные свойства нематериальных объектов, в свою очередь, обуславливают характер производимых над ними юридических и экономических операций, требующих идентификации и оценки указанных объектов. Поэтому одной из важных проблем современного гражданского законодательства является попытка замены понятий путем отождествления нематериальных активов с их материальными носителями, либо непризнание факта существования НМА в случае отсутствия материального носителя для последующего применения методов, используемых в работе с материальными объектами.

Такой подход зачастую приводит к недостоверным результатам. Последствия игнорирования уникальных свойств нематериальных объектов можно проиллюстрировать на простом примере – на попытке идентификации методов оценки веществ в твердом состоянии и веществ, находящихся в газообразном виде. Также и попытки измерить линейные размеры или вес облака газа взвешиванием не дадут желаемых результатов. А вот знание ключевых свойств, присущих именно газообразным веществам при их оценке, является решающим.

Отсюда следует, что для принятия решения об использовании конкретных методов оценки того или иного вида активов необходимо выявить их конкретные свойства. Это позволит оценить применимость конкретных методов оценки и выбрать наиболее адекватные из них.

Отличительные свойства материальных и нематериальных активов приведены в табл. 1.

Таблица 1

Основные отличительные свойства и признаки материальных и нематериальных объектов

Свойство или признак
Материальные
объекты
Нематериальные
объекты
Определяющие признаки
Материально-вещественная структура
Имеют
Не имеют
Представление
Имеют собственное представление
Получают представление в виде своего материального носителя
Измеряемость
Измеряется прямыми количественными параметрами, имеющими конечную величину (вес, размер, кВт/час и т.д.)
Измеряется качественными параметрами («больше-меньше», «лучше-хуже», «быстрее-медленнее» и т.п.) с переводом их с помощью ранжирования или других адекватных инструментов в привычную для человека «количественную» область оценки
Юридические следствия
Отчуждаемость
Является отчуждаемым объектом собственности, может переходить от одного субъекта (собственника) к другому (на этом основано все товарное производство)
Является не отчуждаемым, а распространяемым объектом собственности.
Подверженность хищению
Может быть похищен, что приводит к утере его собственником
При похищении собственник не теряет объект собственности
Приобретение права собственности
Приобретается при получении объекта
Приобретается при передаче объекта остальным пользователям
Реализация
Продавец лишается объекта купли-продажи, а покупатель приобретает его.
Покупатель приобретает интересующий его объект, в то же время продавец не лишается объекта купли-продажи
Экономические следствия
Определение стоимости
Имеет собственную стоимость.
Получает стоимость лишь в приложении к материальным ресурсам.
Предельная стоимость воспроизводства
Затраты на воспроизводство последующих экземпляров сопоставимы со стоимостью первого экземпляра
Затраты на воспроизводство последующих экземпляров несоизмеримо малы в сравнении со стоимостью первого экземпляра
Транспортировка
Затраты на транспортировку могут составлять значительную часть стоимости
Затраты на транспортировку и т.п. несоизмеримы со стоимостью самих ресурсов, затраты на информационные потоки не соизмеримы с затратами на материальные потоки
Методы оценки
Наиболее адекватны затратные методы оценки
Наиболее адекватны сравнительные и рыночные методы оценки
Поведение в процессе использования
Уменьшаются (т.е. расходуются).
Каждую конкретную единицу можно включить в себестоимость.
Не уменьшаются (как правило, увеличиваются).
Увеличение себестоимости определяется рынком, т.е. в зависимости от спроса.
Используемый в настоящее время механизм амортизации, т.е. переноса стоимости актива на себестоимость, не может быть применен по отношению к НМА, поскольку их ценность в процессе эксплуатации не уменьшается, а увеличивается.
Управление
Субъект управления
Объект управления

На основе более точного выявления ключевых отличительных свойств нематериальных активов нами предложена оригинальная классификация нематериальных активов, основными факторами которой являются носитель нематериального актива и естественное право собственности по отношению к организации. Предложенная классификация (Рис. 1) обуславливает методы финансовой оценки, отсутствие которой в прочих подходах не позволяет применять существующие методы для анализа предпринимательских решений.

Носитель:
персонал компании
Носитель:
компания, как организационная структура
Носитель:
прочие субъекты окружающей рыночной среды

Рис. 1. Структурная классификация расширенной номенклатуры НМА предпринимательской структуры

С предложенным допущением, основные экономические категории ресурсов и капитала оказываются в полной мере применимыми в современных условиях по отношению к нематериальным активам, что, в свою очередь, позволяет использовать общепринятый метод двойной записи, являющийся основой современного бухгалтерского учета.

Использование данной структурной классификации и сгруппированных соответствующим образом методов оценки позволяет использовать существующие методы анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия, предоставляющие информационную основу для принятия управленческих решений в предпринимательстве.

На основании вышеизложенного, элементы расширенной структуры НМА, сгруппированные в соответствии с предложенной классификацией, могут быть отражены в традиционной форме баланса активов и пассивов по принадлежности к типу активов и капитала.

Отличительной особенностью в данном случае является то, что нематериальные активы полностью отнесены к внеоборотным, что важно при определении их влияния на себестоимость производимой продукции (работ, услуг).

Использование предложенной методики позволяет более точно оценить финансовую устойчивость, эффективность использования основных ресурсов и уровень предпринимательского дохода. Традиционный инструментарий дополнен специфическими показателями, отражающими уровень предпринимательского риска при использовании несобственного интеллектуального капитала.

Данный подход наглядно иллюстрирует особенности использования интеллектуально-креативных ресурсов организации, заключающиеся в том, что часть внеоборотных активов, соответствующая человеческим активам, имеет в качестве источника финансирования краткосрочный пассив, что представляет собой нетипичную ситуацию с повышенным уровнем предпринимательского риска. На практике это означает то, что организация не имеет возможности предотвратить незапланированную потерю сотрудника.

Нами доказано, что стоимость (ценность, как субъективная стоимость), может быть определена на основании использования традиционных методов, адекватных базовым характеристикам каждого конкретного типа капитала.

Предложенный в формуле (1) показатель Кин – коэффициент интеллектуальной независимости, служит индикатором уровня предпринимательского риска, связанного с возможной потерей ключевых сотрудников.

Если при расчете финансовой независимости берется отношение собственного капитала к заемному, то по аналогии можно рассчитать отношение структурного капитала к человеческому (интеллектуальному и физическому).

, (1)

где,

ССК – стоимость (ценность) структурного капитала

СМК – стоимость (ценность) маркетингового капитала

СЧК – стоимость (ценность) человеческого капитала

Данный коэффициент будет определять интеллектуальную независимость компании, т.е. насколько компания «владеет» используемым ей интеллектуальным капиталом (человеческим и структурным). В предельном случае этот коэффициент стремится к бесконечности.

Данный показатель может быть отнесен к одному из важных показателей креативной экономики. Основной предпосылкой здесь является то, что человеческий капитал для организации является заемным, а структурный – собственным.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:30:10