Антикризисные программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства в зарубежных странах: опыт для России
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1-1 (175), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Гурунян Т.В. Антикризисные программы поддержки инновационной деятельности малого предпринимательства в зарубежных странах: опыт для России // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 1. – С. 169-174.
Аннотация:
В статье анализируются механизмы поддержки инновационной деятельности в системе малого бизнеса, которые оказались успешными в странах со средним уровнем доходов. По мнению автора, применение зарубежного опыта может способствовать повышению конкурентоспособности предприятий Новосибирской области.
Ключевые слова: инновационная деятельность, малое предпринимательство, конкурентоспособность предприятий, информационное пространство, кластерная политика, информационная поддержка, база данных, поддержка на региональном уровне
Сегодня большинство антикризисных мер, принятых в ведущих странах, направлено на стимулирование инновационной активности [1, с.10], в том числе в сфере малого предпринимательства (далее – МП).
Правительства подавляющего большинства государств рассматривают развитие национальных инновационных систем (НИС) и стимулирование инновационной активности как основу антикризисного регулирования. Кроме того, это считается необходимым условием обеспечения конкурентоспособности и национальной безопасности в период стабилизации.
Характерной особенностью НИС ведущих стран мира является активная государственная поддержка инновационной деятельности субъектов МП. Применяются следующие методы регулирования инновационной деятельности:
– государственные целевые программы;
– венчурное и бизнес-ангельское инвестирование;
– участие предпринимательства в распределении государственных заказов;
– система грантов и целевых субсидий;
– спонсирование инновационной деятельности через специальные фонды;
– информационная поддержка;
– создание и развитие инновационной инфраструктуры;
– налоговое стимулирование инновационной деятельности;
– льготное кредитование проектов;
– действенная система защиты прав интеллектуальной собственности;
– вовлечение субъектов МП в территориальные инновационные кластеры [2, с. 15];
– участие в наднациональных системах инновационного развития и другие меры.
Информационная поддержка малого бизнеса в Польше
Информационная поддержка МП рассматривается в экономически развитых странах как очень важная мера стимулирования инновационной деятельности. Функционируют сети консультационных услуг, информационные и обучающие центры для субъектов МП, создаются базы данных.
В странах со средним уровнем доходов (Израиль, Республика Корея, Бразилия и страны Восточной Европы) сложилась действенная система мер поддержки инновационной деятельности МП. Так, Польское агентство развития предпринимательства (ПАРП) придает важнейшее значение в регулировании инновационной деятельности МП информационному содействию.
Создаются консультационные пункты, действует сеть центров «Евро Инфо», предоставляющих информацию по вопросам внедрения новых технологических и организационных решений, хозяйственной деятельности в ЕС, норм торгового права в области интеллектуальной собственности, а также осуществляющих подбор иностранных партнеров или организаций и др.
ПАРП ведет также реестр (базу данных) хозяйствующих субъектов – национальную систему услуг для МП. В сети аккредитованы агентства регионального развития, центры поддержки бизнеса, НИИ, хозяйственные, торгово-промышленные, отраслевые и ремесленные палаты, центры инноваций и технологий, центры поддержки предпринимательства и другие организации.
Новый инструмент развития инноваций в Польше – внедрение программ ЕС «Региональные стратегии инноваций» и «Стратегия регионального инновационного и технологического развития», в которые интегрируются инструменты поддержки инновационной деятельности МП (технологические и промышленные парки, центры трансферта технологий, сеть региональных центров инноваций, национальная система услуг, кластеры) [3, с. 154]. Развитие сотрудничества между субъектами МП и научно-исследовательскими организациями в рамках кластеров способствует ускорению трансферта технологии.
Поддержка малых предприятий в Венгрии и Южной Корее
В Венгрии также осуществляется информационная поддержка МП. Действует программа «Электронная торговля как средство развития предпринимательства», в рамках которой происходит подготовка и распространение информационно-образовательных материалов, консультирование предпринимателей с целью подготовки их к работе на электронном рынке (разработка и осуществление Э-стратегии, изменение менеджмента и т.п.) [3, с. 87].
Стратегия стимулирования инновационной активности в странах Европы основывается на региональной составляющей политики поддержки предпринимательства.
Для развития инноваций в экономике очень важна поддержка экспортной деятельности. В условиях кризиса правительства многих стран приступили к применению федеральных, региональных программ поддержки для экспортеров – представителей МП. По данным совместного исследования ОЭСР и АТЭС, существует несколько направлений содействия предприятиям-экспортерам [4, с. 56]. К мерам информационного содействия относятся:
– предоставление общей информации о рынке;
– специализированный маркетинговый анализ;
– организация выставок и ярмарок за рубежом;
– сопровождение встреч
и др.
Например, в Южной Корее для МП, которые очень сильно зависят от спроса на внутреннем рынке, разработана комплексная программа поддержки SME Globalization project. В ее рамках специалисты оказывают максимально возможную помощь на всех стадиях осуществления экспортной операции, начиная с тренингов о подготовке к экспортной деятельности и заканчивая необходимым переводом разработанных пиар-материалов и поиском партнеров за рубежом.
Инновации для малого и среднего бизнеса в Новосибирской области
В условиях глобального кризиса и в период стабилизации требуется совершенствование содействия инновационной активности МП, особенно на региональном и муниципальном уровнях.
В Новосибирской области существует развитая сеть поддержки инновационной деятельности МП. Предпринимателям доступны бесплатные услуги центра субконтрактации, Евроинфокорреспонденского центра, информационно-консультационных пунктов. Функционирует МУП города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства», включая бизнес-инкубатор, среди функций которого значительное место принадлежит информационной поддержке (см. рис.).
Рис. Направления деятельности МУП города Новосибирска «Городской центр развития предпринимательства»
По результатам выполнения исследовательского проекта «Эффективность государственной поддержки инноваций в системе малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области» [5] выявлено следующее. При оценке потребности в ресурсах особую значимость для развития инновационной деятельности имеют меры информационной поддержки (особенно для субъектов МП районов области).
В составе информационных ресурсов 98% респондентов – субъектов МП на первом месте указали потребность в базе данных об инновационных разработках предприятий МП в Новосибирской области.
Субъекты МП для осуществления инновационной деятельности нуждаются в информационной поддержке. Это связано с ограниченностью финансовых и кадровых ресурсов для обращения к консалтинговым услугам по вопросам эффективной организации бизнеса, привлечения инвестиций, защите интеллектуальных прав, работы на электронном рынке, правовой и маркетинговой информации о зарубежных рынках и др.
Рекомендации по информационной поддержке инновационной деятельности
На основе результатов исследования, а также с учетом опыта стран, близких к России по уровню институционального развития, разработаны рекомендации по совершенствованию информационного пространства поддержки инновационной деятельности МП:
1) создание базы данных об инновационных разработках субъектов МП в Новосибирской области (распространение лучшей практики);
2) создание базы данных коммерческих и некоммерческих организаций, оказывающих информационное провождение предпринимательской деятельности (консультационные пункты, торгово-промышленные палаты, центры трансферта технологий, консалтинговые агентства, организации по сопровождению экспортных операций и др.);
3) информационное освещение вопросов кластерной политики в Новосибирской области, информации о формирующихся кластерах и возможностях участия в них субъектов МП;
4) развитие Интернет-выставок инновационных разработок предприятий МП в Новосибирской области.
Рекомендации по информационной поддержке инновационной деятельности МП предлагается включить в раздел «Развитие малого и среднего предпринимательства» плана социально-экономического развития Новосибирской области до 2013 года.
Реализация данных мероприятий будет способствовать укреплению инновационного потенциала и повышению конкурентоспособности предприятий МП, развитию региональной инновационной системы Новосибирской области.
Источники:
2. Федораев С.В. Инновационная система США: организационно-финансовые механизмы и проблемы развития // Экономика и управление. – 2010. – № 4. – С. 12–16.
3. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах Центральной и Восточной Европы. / Отв. ред. Р. С. Гринберг. – М.: Наука, 2006. – 258 с.
4. Жаринов А.А. О поддержке экспорта малых и средних предприятий // Российский внешнеэкономический вестник. – 2010. – № 1. – С. 51–60.
5. Эффективность государственной поддержки инноваций в системе малого и среднего предпринимательства в Новосибирской области: Отчет о науч.-исслед. работе. / Федер. агентство по образованию, Сиб. акад. гос. службы; рук. темы Т.В. Гурунян. – Новосибирск, 2009. – 133 л.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:29