Разработка целевых приоритетов в системе управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения

Каурова О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1-1 (175), Январь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены экономические интересы потребителей и исполнителей услуг, предоставляемых в рамках гостиничного сервиса. При этом отмечается, что интересы собственника гостиницы, его менеджмента и персонала могут быть прямо противоположными.

Ключевые слова: управление затратами, гостиничные услуги, гостиничные предприятия, средства размещения



Концепция управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения должна представлять собой совокупность взглядов на цели, задачи, принципы и основные направления управления затратами. Целевая функция управления затратами нераздельно связана с экономическими интересами участников рынка гостиничных услуг. Последние, в свою очередь, в соответствии с миссией управления затратами гостиниц и аналогичных средств размещения представляют собой совокупность интересов личности, общества и государства.

Экономические интересы личности необходимо рассматривать с разных сторон: со стороны потребления услуги и со стороны исполнителя услуг. При этом со стороны исполнителя услуг необходимо выявить интересы собственника гостиницы, а также его менеджмента и персонала.

Цена и качество гостиничных услуг

Экономические интересы личности как потребителя гостиничных услуг заключаются в получении гостиничной услуги по цене, которую он готов заплатить. Ключевыми здесь являются цена и услуга.

Цена представляет собой сумму ценностей, которую потребитель обменивает (отдает) в виде вознаграждения за возможность обладать или пользоваться продуктом или услугой [2].

Здесь затраты составляют ту минимальную цену, которую гостиница или аналогичное средство размещения может получить за свои услуги. Отель стремится установить цену, которая покрывала бы затраты на производство, распределение и продвижение продукта. Кроме покрытия этих затрат, цена должна быть достаточно высока, чтобы дать соответствующую норму прибыли для возращения инвесторам. Поэтому затраты гостиниц и аналогичных средств размещения являются важным элементом в стратегии ценообразования.

В то же время гостиницы могут придерживаться и другой стратегии, чтобы стать в сфере гостиничных услуг производителями с низкими затратами. Они достигают экономии затрат, как правило, за счет роста эффективности. Гостиницы с более низкими затратами могут устанавливать и более низкие цены, которые в конечном итоге помогут им завоевать большую рыночную долю в гостиничном бизнесе.

Однако проблема часто кроется в том, что менеджмент порой не учитывает то, что потребителя не интересуют эксплуатационные расходы гостиницы и что они ищут ценность и полезность услуги. Именно потребитель решает, справедлива ли цена услуги. При установлении цены руководство гостиницы должно принимать во внимание, как потребители воспринимают цену [4].

Представляется, что сегодня важными становятся не цена, и не качество услуги, а соотношение цена/качество.

В этой связи экономическим интересом личности-потребителя в расходах на гостиничные услуги являются обоснованные затраты гостиниц и аналогичных средств размещения и высокое качество предоставляемых услуг.

Затратообразование гостиниц

Мотивация поведения личности-исполнителя – довольно сложная сфера, недоработки в этой области, характерны для многих гостиниц. Основополагающую роль в теории и практике мотивации играют потребности, причем первичные потребности заложены на генетическом уровне, а вторичные потребности по своей природе связаны с культурным укладом и осознаются с опытом.

Из теории А. Маслоу можно сделать несколько выводов, касающихся экономических интересов личности-исполнителя при формировании затрат гостиниц и аналогичных средств размещения [3].

Во-первых, в формировании затрат при предоставлении гостиничных услуг особое место должна занимать оплата труда. Именно полученная работником заработная плата позволяет удовлетворить одну из главных физиологических потребностей человека – потребность в еде. Экономические интересы личности-исполнителя заключаются в достижении достойного уровня оплаты труда работников гостиниц и аналогичных средств размещения.

Во-вторых, формирование затрат на гостиничные услуги должно основываться на соблюдении принципов законности. Экономические интересы личности-исполнителя заключаются в том, чтобы выполнение хозяйственных операций, образующих затраты гостиниц и аналогичных средств размещения, не ставили бы под вопрос продолжение дальнейшей работы работника в данном средстве размещения.

В-третьих, на формировании затрат на гостиничные услуги влияет потребность людей в причастности. В общем виде это обеспечивается корпоративной культурой, проведением внутрикорпоративных мероприятий, соблюдением единого стиля и т.п. Так, создание и использование единой униформы персонала гостиниц оказывает значительное влияние на формирование затрат гостиниц. Экономическим интересом личности-исполнителя в этой связи может быть обеспечение причастности работников к деятельности отеля.

В-четвертых, на формирование затрат гостиниц оказывает влияние и фактор признания работников работниками других средств размещения. Это проявляется в стремлении быть принятым на работу в признанное другими людьми средство размещения. Признание хозяйствующего субъекта общественностью достигается в том числе и за счет увеличения затрат. Это означает, что, в интересах личности-исполнителя может быть осуществление таких затрат и в таком объеме, которые обеспечивали бы общественное признание работника гостиницы.

В пятых, на формирование затрат коллективных средств размещения оказывает потребность людей в самовыражении. Именно эта потребность, по нашему мнению, является движущей силой, позволяющей работнику как-то выделиться в трудовом коллективе – сделать что-то лучше, за меньшие (в том числе трудовые) затраты. Это позволяет сформулировать один из экономических интересов личности-исполнителя – обеспечить самовыражение при эффективных затратах.

Уровни формирования затрат

При исследовании экономических интересов личности-исполнителя необходимо остановиться на известных шести уровнях финансово-хозяйственной деятельности предприятия. На их основе представляется возможным выделить и шесть следующих иерархических уровней, на которых происходит формирование затрат гостиниц и аналогичных средств размещения:

– уровень собственников (акционеров) средств размещения;

– уровень высшего руководства (менеджмента) коллективных средств размещения;

– уровень организационной структуры;

– уровень построения процессов формирования затрат в средствах размещения;

– уровень текущего формирования затрат, регламентированный предыдущим уровнем;

– уровень учета, контроля и анализа формирования затрат гостиниц.

Что касается экономических интересов собственников гостиниц, то здесь, по наблюдениям автора, сколько носителей интересов и их выразителей, столько и мнений – от схожих до диаметрально противоположных. Среди экономических интересов собственников возможно выделить получение максимальной прибыли при меньших затратах, получение постоянной прибыли при тех же затратах. Особо выделяются интересы увеличения затрат, направленных на извлечение прибыли.

Иллюстрируя отношения между собственником и менеджментом коллективных средств размещения, важно учесть следующий момент, описанный Р.Я. Вакуленко и Е.В. Новоселовым. «У менеджмента, – пишут они, – отсутствуют мотивы, побуждающие направить свободные средства акционерам, а не инвестировать их в проекты с низкой или отрицательной чистой приведенной стоимостью либо потратить на содержание компании» [1].

Затраты гостиниц и их целевая функция

Согласно теории агентских затрат экономический интерес менеджмента гостиниц и аналогичных средств размещения состоит в увеличении затрат. Усиливает этот интерес получение менеджментом личных материальных выгод от все возрастающих затрат.

Исследование экономических интересов личности-исполнителя позволяет выдвинуть следующие предположения:

– высшие уровни деятельности, с первого по второй или по третий, а вмести с ними и уровни, на которых формируются затраты, характерны для всех гостиниц и аналогичных средств размещения Российской Федерации;

– третий, четвертый и пятый уровни могут быть индивидуальны для каждой гостиницы;

– шестой уровень (учет) регламентирован государством (или международными стандартами), что в значительной степени унифицирует экономические интересы до установленных требований.

Таким образом, экономические интересы субъектов, связанных с формированием затрат гостиниц, позволяют выделить следующие основные целевые приоритеты:

– увеличение темпов роста оборота и прибыли гостиниц;

– уменьшение затрат гостиниц.

Указанные целевые приоритеты, на наш взгляд, не исключают, а дополняют целевую функцию, заключающуюся в достижении оптимального соотношения цена/качество, позволяющего обеспечить конкурентное преимущество отечественных гостиниц.


Источники:

1. Вакуленко Р.Я., Новоселов Е.В. Защита бизнеса и стратегия предприятия: Экономический и правовой аспект. – М.: Юркнига, 2005.
2. Котлер Ф., Боуэн Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: Учебник для вузов. / Пер. с англ. под ред. Р.Б. Ноздревой. – М.: Юнити, 1998. – С. 406.
3. Маслоу А. Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999.
4. Менеджмент организации: Учебное пособие. / Под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: Инфра-М, 1996.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 23:08:52