Цели и задачи маркетинга для российской гостиничной отрасли
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (30), Июнь 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
(Продолжение. Начало в 2, 4/2002)
Создание национальных гостиничных сетей даст необходимый импульс для дальнейшего развития гостиничной отрасли. Во-первых, он позволит применить и распространить высокие стандарты функционирования гостиничных предприятий на корпоративном уровне, и, тем самым, добиться повышения производительности и эффективности их деятельности. Во-вторых, расширения числа сетевых гостиниц позволит оказать конкурентное давление на несетевые гостиницы и улучшить структуру гостиничной отрасли.
Ключевые слова: подготовка кадров, гостиничный бизнес, гостиничная индустрия
Создание национальных гостиничных сетей даст необходимый импульс для дальнейшего развития гостиничной отрасли. Во-первых, он позволит применить и распространить высокие стандарты функционирования гостиничных предприятий на корпоративном уровне, и, тем самым, добиться повышения производительности и эффективности их деятельности. Во-вторых, расширения числа сетевых гостиниц позволит оказать конкурентное давление на несетевые гостиницы и улучшить структуру гостиничной отрасли.
Подготовка кадров для отрасли. Большего внимания заслуживает работа по подготовке и переподготовке кадров для индустрии туризма. В настоящее время в России существует свыше 100 учебных заведений, разрозненно занимающихся подготовкой кадров для этой отрасли. В этой связи целесообразно рассмотреть возможность создания организационно-методической системы этой работы в рамках головного научно-учебного центра, использую накопленный опыт учебных структур, работающих на федеральном и региональном уровне.
Подготовка, переподготовка, повышение квалификации специалистов для гостиничной отрасли должна осуществляться в учебных заведениях профессионального образования, реализующих образовательные программы, ориентированные на туристскую деятельность, при наличии соответствующих лицензии, государственной аттестации и аккредитации. Принимаемые Правительством РФ программы развития туризма должны предусматривать основные направления учебных образовательных программ специального туристского образования и определять потребность в ежегодном выпуске специалистов туристских профессий.
Переход к рыночной экономике заставляет менять идеологию подготовки специалистов, которая должна быть больше нацелена на формирование сильной личности, способной жить и работать в постоянно меняющихся условиях, заранее прогнозировать социально-экономические изменения, умеющей разрабатывать собственные стратегии поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность. Особое место в учебном процессе должен занимать маркетинг, способствующий развитию представлений будущих специалистов о рыночных возможностях, их адаптивности к переменам и готовности к профессиональному сотрудничеству, самосовершенствованию.
Успешной работе и активизации деятельности системы профессионального образования содействовало бы льготное налогообложение соответствующих учебных заведений, которое способствовало решению следующих вопросов без привлечения дополнительных финансовых ресурсов со стороны государства:
‑ укрепление учебной базы;
‑ совершенствование учебных программ;
‑ выпуск учебных пособий;
‑ проведение научных исследований в целях разработки научно-практических рекомендаций по развитию индустрии гостеприимства.
Органы исполнительной власти могли бы содействовать развитию научно-исследовательской деятельности в области туризма, в том числе, определяя тематику научных исследований и осуществляя финансирование приоритетных работ.
В качестве одной из важнейших стратегических целей маркетинга в гостинично-туристском комплексе необходимо рассматривать расширение международного сотрудничества. Ни для кого не секрет, что такая форма сотрудничества на взаимовыгодной основе позволяет привлечь дополнительные иностранные инвестиции в гостиничный и туристский сектор экономики, приобрести и освоить современные технологии, позволяющие повысить качество приёма и обслуживания туристов, дать дополнительные рабочие места.
Современный российский отель не может существовать без международного разделения труда в создании туристских услуг. Это разделение труда включает в себя поставки высоко технологичного импортного инженерного оборудования для функционирования отеля, материалов для отделки интерьеров гостиницы, поставок ряда продовольственных товаров и напитков для предприятий общественного питания. Гостиничная отрасль не может находиться на валютной дотации со стороны других отраслей народного хозяйства и должна сама зарабатывать необходимые ей валютные средства.
Как известно, в последнее время преобладает выезд российских граждан за границу над числом иностранных туристов прибывающих в нашу страну. Отрицательное сальдо туристского обмена не стимулирует развитие гостиничной отрасли. Поэтому увеличения числа иностранных туристов является тем необходимым фактором привлечения иностранной валюты, который позволяет России активно участвовать в международном разделении труда в туризме, а российской гостиничной отрасли стать прочным звеном мирохозяйственных туристских связей.
Создание положительного имиджа России также является одной из стратегических целей маркетинга гостинично-туристского комплекса страны. Для дальнейшего развития туризма и гостиничной отрасли большое значение приобретают пропаганда и реклама национальных туристских возможностей, формирование позитивного информационного поля вокруг туризма в Российской Федерации. По определению экспертов, только 16-17% публикаций в Западной прессе о России можно считать объективной. Сегодня Россия за рубежом не пропагандируется как перспективная страна с точки зрения предпринимательства и безопасности туристского бизнеса.
Принимая во внимание, что имидж России как страны туризма во многом зависит от объективности его освещения средствами массовой информации, целесообразна поддержка туристской отрасли со стороны СМИ по пропаганде наших туристских возможностей. Необходимы существенные инвестиции в рекламу, издание туристской литературы по туристским центрам Российской Федерации.
До относительно недавнего времени гостиницы стремились к получению немедленной сиюминутной прибыли, не уделяя особого внимания вопросам маркетинга. Обострение конкуренции со стороны других гостиничных предприятий, падение загрузки номерного фонда, рост издержек вынудили руководство гостиниц пересмотреть свою деятельность и обратиться к созданию маркетинговых служб. Между тем, гостиничные предприятия сегодня стоят перед проблемами формирования корпоративных целей и миссии на длительную перспективу, разработки портфеля стратегий, эффективного управления трудовыми ресурсами, качеством и доходами.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:04