Организация внутрикорпоративного финансового контроля
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Цупко А.А. Организация внутрикорпоративного финансового контроля // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 97-103.
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы разработки методического обеспечения внутреннего финансового контроля в корпорации в соответствии с требованиями законодательства. Обосновывается необходимость комплексного подхода к определению объектов контроля, рассмотрены процедуры внутрикорпоративного финансового контроля.
Ключевые слова: корпоративное управление, акционерное общество, корпорация, внутренний финансовый контроль
Использование акционерного капитала – отличительная особенность корпорации, накладывающая отпечаток на ее финансовые отношения. В силу специфики правовых отношений, складывающихся между акционерами и корпорацией, как юридическим лицом, вопросы внутрикорпоративного финансового контроля приобретают особое значение.
Факторы, влияющие на организацию внутрикорпоративного контроля
На организацию внутрикорпоративного контроля оказывают влияние следующие факторы:
1) тип модели корпоративного контроля;
2) цель внедрения (совершенствования) внутреннего контроля;
3) масштабы деятельности корпорации;
4) сложность организационной структуры;
5) отношение собственников и руководства корпорации к внедрению (совершенствованию) внутрикорпоративного контроля;
6) возможности корпорации по самостоятельной разработке регламента внутреннего контроля.
Данные факторы должны быть учтены при выборе формы организации внутрикорпоративного контроля, которые могут быть представлены специализированной службой внутреннего контроля или структурно-функциональной формой контроля.
В качестве специализированной службы внутреннего контроля, как правило, выступает подразделение внутреннего аудита, ревизионная служба, департамент внутреннего контроля или другие разновидности данной формы организации внутрикорпоративного контроля. При этом следует различать функционально-организационное предназначение ревизионной службы и ревизионной комиссии. Это различие заключается, прежде всего, в том, что в обязанности ревизионной комиссии корпорации, создаваемой в силу требований Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», не входит осуществление постоянного внутреннего контроля в том объеме, который предусматривает данный инструмент управления финансами корпорации.
Структурно-функциональная форма внутрикорпоративного контроля, в отличие от специализированной формы, характеризуется меньшими затратами на ее функционирование. Вместе с тем, при использовании данной формы организации контроля может нарушаться требование независимости субъекта контроля от менеджмента организации. С целью выполнения данного требования при создании специализированной службы внутреннего контроля необходимо обеспечить ее подчиненность непосредственно совету директоров либо комитету по аудиту в совете директоров (при наличии такого комитета). От качества службы внутреннего контроля и степени ее независимости от руководства корпорации зависит общая результативность внутренней контрольной среды и способность совета директоров полагаться на эти органы при мониторинге эффективности деятельности менеджеров всех уровней управления.
Внутренний регламентирующий документ корпорации
Независимо от формы организации внутреннего контроля (структурно-функциональной или специализированной), необходимо составить внутренний документ корпорации, регламентирующий данный процесс (например, Положение о внутрикорпоративном контроле). Этот документ должен содержать следующее.
1. Общие положения: назначение регламента, основания для введения, период его применения, используемые термины.
2. Описание организационной структуры внутрикорпоративного контроля. При этом необходимо определить место ревизионной комиссии в системе внутрикорпоративного контроля.
3. Определение целей, задач и направлений внутрикорпоративного контроля.
4. Порядок функционирования внутрикорпоративного контроля на уровне процессов.
5. Порядок деятельности службы внутрикорпоративного контроля (специалиста, уполномоченного осуществлять внутренний контроль).
6. Оценка состояния и функционирования внутрикорпоративного контроля.
7. Ответственность за нарушение требований регламента внутреннего контроля.
По нашему мнению, внутрикорпоративный контроль – это комплекс, представленный двумя взаимосвязанными блоками, включающими действия сотрудников организации в целях обеспечения внутреннего контроля, и действия специализированного подразделения (а в структурно-функциональной форме внутреннего контроля – уполномоченного сотрудника) по осуществлению проверки функционирования внутреннего контроля в соответствии с регламентом. В рамках контрольных процедур первого блока осуществляется предварительный и текущий финансовый контроль, в рамках второго блока – последующий. Дублирования функций при этом не возникает в силу различия не только контрольных процедур субъектов контроля каждого блока, но и различия контролируемых параметров.
Внутрикорпоративный финансовый контроль представляет собой часть корпоративного контроля. Предметом внутрикорпоративного финансового контроля являются финансовые отношения. Соответственно, объекты данного вида контроля обладают стоимостными характеристиками, что отличает их от других объектов корпоративного контроля.
Объекты финансового контроля формируются в процессе развития финансовых отношений и имеют стоимостные характеристики. При выборе объектов целесообразно обеспечить комплексный подход, позволяющий охватить наибольшее количество параметров, характеризующих деятельность корпорации, и рассматриваемых в качестве индикаторов состояния контролируемого объекта.
Комплекс объектов внутрикорпоративного финансового контроля
Предлагаемый нами комплекс объектов внутрикорпоративного финансового контроля следующий.
Блок 1. Объекты контроля активов корпорации и источников их образования:
– основные средства и нематериальные активы;
– незавершенные капитальные вложения;
– долгосрочные и краткосрочные финансовые вложения;
– материально-производственные запасы;
– дебиторская задолженность;
– денежные средства;
– собственный капитал;
– кредиты и займы;
– кредиторская задолженность;
– резервы, созданные организацией.
Блок 2. Объекты контроля доходов и расходов корпорации:
– доходы по обычным видам деятельности;
– расходы по обычным видам деятельности, в том числе, себестоимость продукции (работ, услуг);
– прочие доходы и расходы;
– финансовые результаты деятельности корпорации.
Блок 3. Объекты контроля денежных потоков корпорации:
– поступление денежных средств от текущих операций;
– расходование денежных средств на текущие операции;
– поступление денежных средств от инвестиционных операций;
– расходование денежных средств на инвестиционные операции;
– поступление денежных средств от финансовых операций;
– расходование денежных средств на финансовые операции.
После определения объектов контроля и совокупности контролируемых показателей и величин устанавливаются допустимые пределы их отклонений от нормативных (плановых) значений.
Структура контролируемых показателей и величин во многом определяется структурой операционных и финансовых планов и бюджетов, а также других документов, создаваемых организацией при осуществлении управленческого и финансового учета.
Порядок осуществления внутрикорпоративного финансового контроля
Каждая совершаемая финансово-хозяйственная операция должна быть разрешена соответствующим уполномоченным лицом и проверена на соответствие установленным требованиям.
Формализация процедуры внутреннего контроля на уровне процессов заключается в определении должностных лиц, наделенных правом санкционирования (разрешения) операции и формальных требований, предъявляемых к операции. Формальные требования целесообразно устанавливать в виде нормативов, планов, бюджетов, регламентов действий.
Соблюдение данных требований в процессе совершения финансово-хозяйственных операций контролируется сотрудниками, в обязанности которых входит осуществление контрольных мероприятий. При этом важно выполнить требование об избежании внутреннего конфликта объекта и субъекта контроля (то есть работник, совершающий финансово-хозяйственную операцию, не может рассматриваться в качестве лица, контролирующего ее правомерность и обоснованность).
Субъекты внутрикорпоративного контроля осуществляют контрольные процедуры как в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, оказывающих влияние на состояние объекта контроля, так и процедуры, относящиеся к последующему контролю. Последующий контроль направлен как на выявление отклонений контролируемых показателей и величин и сравнение их с нормативными (плановыми), так и на анализ соблюдения процедуры текущего контроля.
Результаты контрольных процедур обобщаются в документе унифицированной формы, что обеспечивает единообразие отражения информации и удобство ее восприятия. Независимо от формы организации внутрифирменного контроля, результаты проверки должны документироваться. Это позволит повысить ответственность как субъектов контроля так и контролируемых объектов. Нам представляется важным предусмотреть в регламенте внутрифирменного контроля ответственность контролируемых объектов при нарушении установленных требований.
Внутрикорпоративный контроль должен опираться на информационное обеспечение контрольной деятельности, включающее оперативную, плановую, нормативно-справочную информацию, классификаторы технико-экономической информации, системы документации (унифицированные и специальные).
Заключение
Рассмотренные нами методические аспекты организации внутрифирменного контроля могут стать основой для разработки проекта национального стандарта по организации внутреннего контроля, что подразумевается широко обсуждаемым в настоящее время проектом нового закона «О бухгалтерском учете». При введении на законодательном уровне требования об организации внутреннего контроля каждый хозяйствующий субъект будет обязан разработать и внедрить комплекс мероприятий, обеспечивающих функционирование данной системы. В основе данного процесса должны находиться внутренние документы хозяйствующего субъекта, регламентирующие процедуру внутреннего контроля.
Таким образом, очевидна необходимость разработки методических подходов к организации внутреннего контроля хозяйствующего субъекта, в том числе в форме соответствующего национального стандарта.
Источники:
2. Макеев Р.В. Постановка систем внутреннего контроля: от проверок отчетности к эффективности бизнеса / Р.В. Макеев. – М.: Вершина, 2008.
3. Соколов Б.Н. Системы внутреннего контроля (организация, методики, практика) / Б.Н. Соколов, В.В. Рукин. – М.: Экономика, 2007.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:14