Построение учетно-информационной модели системы управления ОАО «РЖД»
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Новосельская С.А. Построение учетно-информационной модели системы управления ОАО «РЖД» // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 127-132.
Аннотация:
Последовательное развитие ОАО «РЖД» в направлении целевой модели структуры холдинга требует переосмысления роли учетно-информационно-го обеспечения в этом процессе. В статье теоретически обоснована точка зрения автора на сущность информации и сделана попытка построения оптимальной учетно-информационной модели для ОАО «РЖД».
Ключевые слова: информация, информационная модель, экономическая информация, информационные уровни, узлы управления
Деятельность любой экономической системы (в том числе и железнодорожного транспорта) происходит в объективно существующей и субъективно интерпретируемой информационной среде.
Потоки информации пронизывают всю деятельность предприятия, способствуя упорядочению структуры элементов систем и взаимосвязей между ними. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД») является сложной многоуровневой системой, элементы которой взаимодействуют друг с другом на функциональной, территориальной и отраслевой основе. Для реализации целей деятельности данной компании необходима эффективная система управления, координирующая работу всех ее подразделений. Это необходимо:
– для достижения положительного эффекта синергии;
– выполнения промежуточных задач, способствующих, а не отвлекающих от достижения главных целей;
– оптимального использования имеющихся ресурсов (капитала компании, трудозатрат, материалов и т.д.).
С этой целью должна в полной мере работать управляющая подсистема системы управления, основной функцией которой является выработка эффективных управленческих решений. Последнее возможно лишь в условиях адекватного информационного обеспечения компании.
Содержание понятия «информация»
Выразить сущность понятия информация одним емким определением, как нам кажется, не возможно, поскольку оно чрезвычайно многогранно и междисциплинарно. Исследованием сущности информации занимается целый ряд наук, среди которых философия, теория информации, системология, кибернетика и др. Основоположник теории информации Клод Шеннон определял информацию как «сообщения, которые уменьшают неопределенность у получателя информации» [1]. В дальнейшем положения теории информации были дополнены и расширены в работах Н. Винера, В.А. Котельникова, А.Н Колмогорова и др.
«Отец» кибернетики и теории искусственного интеллекта Н. Винер рассматривал информацию как «обозначение содержания, полученного из внешнего мира (человеком) в процессе нашего приспособления к нему и приспособления к нему наших чувств» [2].
В нашем исследовании мы предлагаем остановиться на экономической трактовке информации, разработкой которой в середине 20 в. занимались А. Харт, Ф. Найт, Р. Коуз, Дж. Стиглер, К. Эрроу, О. Ульямсон и др.
Исследуя стратегическое поведение фирм, А. Харт пришел к выводу о том, что только в условиях непрерывного поступления новой информации предприятие может эффективно работать на рынке. Ф. Найт считал, что информация снимает вопросы, связанные с неопределенностью и риском, возникающими во внешней (рыночной) среде [3]. Начиная с работ Р. Коуза [4], и в дальнейшем в исследованиях Дж. Стиглера, К. Эрроу, О. Ульямсона понятие информации рассматривается с точки зрения затрат на ее поиск, сбор и обработку (так называемые «трансакционные издержки»).
Наиболее полно сущность экономической информации раскрывается в рамках дисциплины экономическая информатика, согласно которой информация «это объективизированное воплощение – с помощью знаков и сигналов – знаний о материальных, трудовых и стоимостных аспектах воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов» [5].
Фундамент учетной системы ОАО «РЖД»
Что касается соотношения таких понятий, как «информация», «данные», «сведения», «сообщения», «знания», то большинство авторов сходятся во мнении о необходимости их разграничения. Наиболее полно и логично данная проблема раскрыта в работах Р. Акоффа, предложившего так называемую Модель DIKW (data, information, knowledge, wisdom), в которой каждое предыдущее понятие является основой для появления следующего [6].
Данные он представляет как неупорядоченные символы, рассматриваемые вне какого-либо контекста. Выделение определенной области данных, упорядочивание и их обработка приводит к появлению информации, часть которой, касающаяся формулировки существующих тенденций или сущностных связей между явлениями, является уже знанием. Закономерность, содержащаяся во множестве разрозненных данных, приводит к пониманию, оценка которого во временном аспекте порождает мудрость.
Данные, по нашему мнению, представляют собой всю совокупность объективно существующих фактов, явлений, событий, представленных с помощью определенной системы знаков на определенном материальном носителе с целью их хранения, передачи, приема и обработки.
Информацией следует считать целенаправленно выделенный из общей совокупности диапазон данных, подвергающийся обработке и наделяемый определенной смысловой нагрузкой для устранения неопределенности в ходе решения конкретных поставленных задач. На основе имеющейся информации производится выбор оптимального решения из множества возможных, которое впоследствии фиксируется и, будучи проверенное временем и практикой, пополняет область знаний.
Экономической информацией является вся совокупность обрабатываемых экономическими системами данных о происходящих в них (и между ними) процессах.
Рассматривая указанные понятия применительно к системе управления ОАО «РЖД», предлагаем построить его информационную модель согласно целевым параметрам структуры холдинга [7].
Фундаментом учетной системы ОАО «РЖД», включающей бухгалтерский, статистический, управленческий и налоговый учет, является информационная база, содержание которой наполняется плановой, учетной, нормативно-справочной и отчетно-статистической информацией в ходе осуществления хозяйственной деятельности компании. Вместе с этим происходит активный обмен данными с внешней средой с целью получения ценной, полной, адекватной, точной, достоверной, своевременной, актуальной и оперативной информации.
Информационные уровни и узлы управления
Информационная модель строится на основе целевой организационной и финансовой структуры компании, включающей три уровня иерархии, на каждом из которых выделены ключевые центры финансовой ответственности.
Первый информационный уровень включает все линейные предприятия ОАО «РЖД», среди которых выделяют центры нормативных затрат (ЦНЗ) и центры доходов (ЦД).
Второй информационный уровень представлен территориальными филиалами бизнес-единиц блока «Управление бизнесом железнодорожных перевозок» и включает центры управленческих затрат (ЦУЗ) и центры доходов.
Третий информационный уровень – это аппараты управления бизнес-единиц; функциональные подразделения блока «Управление бизнесом железнодорожных перевозок»; департаменты, управления, службы Корпоративного центра и его региональных представительств; дочерние и зависимые общества (ДЗО); ОАО «РЖД» в целом. На третьем уровне иерархии представлены центры управленческих затрат, центры доходов, центры финансовой эффективности (ЦФЭ) и центры прибыли и инвестиций (ЦПИ).
Располагающиеся на втором и третьем уровне иерархии элементы являются узлами управления. Они обрабатывают осведомляющую информацию и генерируют управляющую с помощью преобразующей информации, заключенной в структуре и алгоритмах узла управления. По мере движения информации вверх по уровням иерархии она обобщается, преобразуется в различных узлах управления и поступает в находящийся на вершине иерархии главный узел управления. Этот узел на основе полученной осведомляющей информации, а также информации из внешней среды генерирует управляющую информацию, которая, двигаясь вниз, детализируется в нижележащих узлах.
Горизонтальные потоки материальных ресурсов характеризуют осуществляемую компанией хозяйственную деятельность, основными этапами которой являются: снабжение, производство и сбыт. Задача информации заключается в обеспечении рационального использования ресурсов на каждом этапе деятельности (см. рис.на с. 130–131).
Рис. Информационная модель системы управления ОАО «РЖД»согласно целевым параметрам структуры холдинга
Заключение
Построение информационной модели системы управления ОАО «РЖД» основано на исследовании его организационной и финансовой структуры, определении основных и подчиненных целей деятельности, анализе внешней и внутренней среды, организации учетной системы и прочих факторов, влияющих на структуру, содержание и направленность информационных потоков. Применение современных технологий управления последними позволит сформировать единое информационное пространство на основе централизованной информационной базы.
Источники:
2. Винер Н. Кибернетика и общество. – М. 1958. – 200 с.
3. Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль. – М.: Дело, 2003. – 360 с.
4. Коуз Р. Фирма, право и рынок. – Москва: Дело ЛТД, 1993. – 192 с.
5. Экономическая информатика: Учебник / Под ред. В.П. Косарева и Л.В. Еремина. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 592 с.: ил.
6. Рассел Л. Акофф. Акофф о менеджменте. – СПб.: Питер, 2002. – 448 с.
7. Распоряжение ОАО «РЖД» от 27.01. 2007 г. № 103 р.
Страница обновлена: 29.07.2024 в 17:15:41