Реформирование энергосистемы: возможности или угрозы для малых предприятий России
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье анализируется ситуация, возникшая после реформирования российской электроэнергетической отрасли: высокие тарифы на электроэнергию для производственных предприятий тормозят их развитие. По мнению автора, при таких условиях модернизация производства в стране невозможна. Необходимо регулирование тарифов с учетом возможностей потребителей электроэнергии и условий регионов.
Ключевые слова: малые предприятия, государственное регулирование, машиностроение, реформирование, энергосистема
На одном из заседаний Государст венной Думы министр экономического развития Российской Федерации Набиуллина Э.С. констатировала, что в России в настоящее время не развивается малый бизнес, свободный капитал уходит за границу, инфляция не обуздана.
Действительно результаты анализа подтверждают, что в 2010 году на фоне мирового финансового кризиса наблюдается уменьшение количества малых предприятий на 3,5% по сравнению с 2009 г., на 3,0% снизилась среднесписочная численность занятых в малом бизнесе, и на 2,8% сократился объем инвестиций в основной капитал [1]. При этом Россия должна быть заинтересована в развитии малого предпринимательства, так как общее количество малых предприятий (около 1 млн 600 тыс.) для такой территориально большой страны очень мало.
Например, в Японии малых предприятий более 7,0 млн единиц, а в США более 16 млн. Но для этого необходимо создавать условия не хуже, чем существующие во многих странах с развитой рыночной экономикой.
В настоящее время одним из негативных факторов, не способствующих увеличению количества малых предприятий, является рост цен на электроэнергию. Именно поэтому исследование в этой области является столь актуальным.
В Советском Союзе для размещения промышленных предприятий на определенных территориях необходимым и достаточным условием являлась экономическая целесообразность, выражающаяся в коротком транспортном плече сырья или готовой продукции, дешевой электроэнергии, наличии трудовых ресурсов. Например, на Кольском полуострове размещались металлургические производства, которые потребляли недорогую электроэнергию, вырабатываемую сначала гидроэлектростанциями, а затем и Кольской АЭС.
Структурная перестройка в электроэнергетике
На ранних стадиях переходного периода России к рыночной экономике существенных изменений в энергетике не происходило, все работало исправно. Минэнерго СССР создало единый мощный народно-хозяйственный комплекс, объединявший почти 600 электростанций, инфраструктуру, проектно-изыскательские, научно-исследовательские, строительные организации. На базе этого была организована электроэнергетическая корпорация, способная профессионально управлять эксплуатацией и развитием всех территориальных производственных объединений. Советская энергосистема не отличалась высокой рентабельностью, но, развивая ее, государство обеспечивало развитие всего народно-хозяйственного комплекса. Тарифы формировались так, что обеспечивали содержание, модернизацию всех объектов и генерации и сетевой инфраструктуры. Потребитель оплачивал объективную стоимость получаемой электроэнергии в отличие от современного положения дел (см. табл. ) [2].
Таблица
Стоимость 1 Квт/ч в копейках (советских и российских)
1990 г. | 2010 г. | |
Средний тариф | 1,7 | 187 |
Для промышленности | 1,4 | 258 |
Для с/хозяйства | 1,2 | 240 |
Для населения | 4,0 | 215 |
На Кольском полуострове при переходе к новым условиям хозяйствования были сохранены и работали все генерирующие мощности (гидроэлектростанции, АЭС). Казалось бы, должна сохраниться и дешевая электроэнергия. Но специалисты-энергетики стали доказывать, что происходит износ основных фондов, и необходима срочная структурная перестройка, последствием которой будет дальнейшая устойчивая работа. Предполагалось, что благодаря инвесторам, которые вложат свои денежные средства в модернизацию технических средств, потребители в дополнение к устойчивой работе получат низкий тариф на электроэнергию. Обещанная структурная перестройка произошла, некогда единая энергосистема разделена на генерирующие, сбытовые, сетевые компании разных собственников. Теперь, согласно разработанному сценарию должны появиться инвесторы, что повлечет падение тарифов.
Но в реальной жизни все происходит наоборот. Конечно, собственники разделенной энергосистемы появились, а вот наличие инвесторов под вопросом.
Ситуация с тарифами в стране В настоящее время в России пирамида тарифов перевернута. Они построены так, что промышленность фактически доплачивает за население – субсидирует его (табл.).
Перекрестное субсидирование обходится реальному производству в 180 млрд рублей. За пять лет «социальные» платежи возросли втрое из-за роста тарифов. Государство защищает население, но лишает средств промышленность [2]. А ведь опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что на сегодня для населения западных стран электричество дороже, чем для промышленности. Например, в странах Евросоюза в среднем промышленность платит 10,326 евро за 100 Квт ч, а население – 16,45 евро [3]. В последнее время российские тарифы на электроэнергию резко выросли.
На рис. (см. ниже) представлен график роста тарифов на электроэнергию в Мурманской области для потребителей с использованием заявленной мощности менее 5000 часов. Все предприятия малого бизнеса относятся к данной группе потребителей (см. рис.). Например, на территории советского предприятия «Мурманская судоверфь» в настоящее время размещаются более пятидесяти предприятий малого бизнеса, деятельность которых связана с морем. При этом многие из них – это судоремонтные предприятия, то есть машиностроительные с единичным и мелкосерийным производством.
По статистическим данным, в нашем регионе малых судоремонтных предприятий более шестидесяти. Но кроме судоремонтных предприятий к этой группе потребителей электроэнергии, относятся и многие бюджетные организации, а также производители социально значимых товаров для населения.
Ситуация в Мурманской области
Из результатов анализа следует, что введение государством нерегулируемых тарифов на электрическую энергию привело к росту общего тарифа на 71,48% в 2008 г. по сравнению с 2007 г.; на 30,48% в 2009 г. по сравнению с 2008 г.; на 48,18% в 2010 г. по сравнению с 2009 г. При этом для группы потребителей «от 7001 и выше» тариф в диапазоне напряжения НН стал даже ниже на 6,2% (213,00 коп/Квт ч вместо 227,05 коп/Квт ч), а для группы «от 6000 до 7000 часов» вырос лишь на 0,5%.
А ведь для России (особенно северных регионов) дешевая электроэнергия жизненно необходима не только для обеспечения технологического процесса, но и для поддержания нормальных условий работы в производственных помещениях. Подтверждением этих слов является практический пример из жизни «эволюционного» развития системы отопления цехов Мурманской судоверфи. В Советском союзе Мурманская судоверфь имела сначала собственную угольную, а затем мазутную котельную.
Позднее было доказано, что эффективность таких небольших котельных у каждого берегового предприятия рыбной промышленности слишком низкая. Было предписано, собственные котельные закрыть, и перейти на централизованное теплоснабжение от котельной мурманского морского рыбного порта. Но в 1990-х годах из-за роста стоимости тепловой энергии все береговые предприятия отказались от услуг котельной рыбного порта, и перешли на индивидуальное электрическое отопление. В настоящее время при таком быстром росте тарифов на электроэнергию во многих цехах Мурманской судоверфи нет отопления вообще или немного отапливают помещения при помощи изготовленных «печек-буржуек» как в годы Великой Отечественной войны.
В сложившейся ситуации достаточно проблематично возрождать и модернизировать отечественный судоремонт и судостроение. Многие судоремонтные предприятия отказались от перспективных, но достаточно энергоемких технологий. Например, перестали использовать такие технологии, как хромирование деталей, гальваническое покрытие деталей и другие виды покрытий. И все-таки совсем отказаться от использования электроэнергии в судостроении и судоремонте невозможно, так как нет альтернативы электросварочным работам. Значит, Правительству России придется серьезно заняться вопросами тарифов, ценообразования в энергетике, иначе о модернизации и конкурентоспособности России не стоит и мечтать.
Рис. График роста тарифов на электроэнергию в Мурманской областидля потребителей в диапазоне ЧЧИМ менее 5500 часов
Необходимость регулирования тарифов на электроэнергию
По нашему мнению, несмотря на то, что не так давно на смену классическому методу экономически обоснованных расходов (затрат) пришел метод доходности инвестированного капитала, Российскому правительству необходимо пересмотреть принцип ценообразования в электроэнергетике. При формировании цены на электрическую энергию надо обязательно учитывать возможности потребителей.
Такая практика используется во многих странах с развитой рыночной экономикой, таких как Япония, Финляндия, США и т.д., особенно для производителей сельскохозяйственной продукции [4]. Для России с ее климатическими условиями и уровнем развития промышленных предприятий, государство обязано регулировать тарифы на электроэнергию, исходя из возможностей потребителей электроэнергии в интересах региона.
Источники:
2. Левицкий, Л. По уму все-таки не получилось… // Российская Федерация сегодня. – 2011. – № 5.
3. Finland’s electricity prices among the cheapest in the EU // Invest in Finland. [Элект ронный ресурс]. – Режим доступа: http: // www.investinfinland.fi/news/2010 (дата обращения 14.03.2011).
4. Как у них и как у нас // Российская Федерация сегодня. – 2009. – № 20.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 22:43:11