Управленческий анализ в системе комплексного анализа деятельности предприятия

Шапорова О.А., Тюхова Е.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шапорова О.А., Тюхова Е.А. Управленческий анализ в системе комплексного анализа деятельности предприятия // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 70-76.

Аннотация:
Что такое управленческий анализ? Ответ на этот опрос вы найдете, внимательно прочитав эту статью. В ней рассматривается содержание управленческого анализа, его виды и элементы, представлена модель взаимодействия систем управленческого учета и анализа. Осуществляемый на этой основе комплексный анализ внутренних ресурсов и возможностей предприятия позволяет дать корректную оценку текущего состояния бизнеса, выявить его стратегические проблемы.

Ключевые слова: финансовый анализ, система управленческого учета, swot-анализ, управленческий анализ, маржинальный анализ, методы управленческого анализа



В опрос о содержании управлен-ческого анализа, его месте в сис-теме экономического анализаостается до настоящего времени ненедостаточно исследованным.Управленческий анализ является процессом комплексного анализа внутренних ресурсов и возможностей экономического субъекта, направленным на оценку текущего состояния бизнеса, выявление стратегических проблем. Данный вид анализа предоставляет информацию менеджерам и другим заинтересованным лицам для принятия адекватных стратегических решений, выбора стратегии развития бизнеса. Разделение стратегического анализа на две части (анализ внешней среды и управленческий анализ) связано с тем, что за их проведение должны отвечать разные службы предприятия. Если анализ внешней среды является функцией маркетинга, то проведение управленческого анализа строго не закреплено за функциональными службами экономического субъекта.

Управленческий анализ

Управленческий анализ является частью стратегического менеджмента и направлен на выявление и детальное понимание стратегически важных аспектов деятельности и стратегических проблем. В процессе такого анализа необходимо выявить соответствие внутренних ресурсов и возможностей бизнеса стратегическим задачам.

Управленческий анализ интегрирует три вида внутреннего анализа – ретроспективный, оперативный и перспективный, каждому из которых свойственно решение собственных задач.

Содержание управленческого анализа представлено на рис. 1 (см. ниже).

Рис. 1. Содержание управленческого анализа

Ретроспективный анализ осуществляется посредством сравнения фактических финансовых результатов с бюджетными и выявления причин возникших отклонений.

Прогнозный экономический анализ строится на зависимости поведения затрат от изменения деловой активности организации. Эта информация черпается из данных сегментарного учета.

Управленческий анализ представляет собой не элемент управленческого учета, а выделяется в самостоятельную подсистему, являющуюся элементом системы управления экономическим субъектом.

Объектом анализа является прошлая и будущая деятельность сегментов бизнеса, информационной базой выступают данные, собранные в системе бухгалтерского управленческого учета. В их числе – данные, аккумулированные в других блоках управленческого учета – сегментарном учете, планировании и внутренней отчетности. Обладая такой информацией, можно оценивать степень использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, строить краткосрочные прогнозы поведения затрат при различных объемах продаж.

Система элементов управленческого анализа представлена на рис. 2 (см. ниже).

Рис. 2. Система элементов управленческого анализа

Таким образом, управленческий анализ призван аккумулировать не только количественную, но и качественную информацию. При возникновении потребности во внеучетной информации используются результаты маркетинговых исследований, социологических опросов и прочих мероприятий.

Элементы управленческого анализа

Решение многих задач управленческого анализа возможно лишь при использовании экономико-математического моделирования, построения имитационных моделей и систем, позволяющих прогнозировать финансовые результаты в условиях неопределенности и риска. Используются также методы статистики, экономического анализа, а также экономико-математические методы.

Возможности применения статистических методов для целей прогнозирования, глубоко проработанные российскими учеными, давно успешно используются в отечественной практике.

В рамках краткосрочного перспективного анализа, лежащего в основе принятия тактических управленческих решений, исследуются прогнозное соотношение прибыли, затрат и объемов продаж, доходы и расходы будущих периодов, также анализируется поведение приростных и релевантных показателей.

Результаты краткосрочного управленческого анализа деятельности экономического субъекта позволяют ответить на многие вопросы, интересующие руководство, например: как повлияют изменения в ценовой политике на объемы продаж и в конечном итоге – на результаты деятельности сегмента; какая минимальная деловая активность позволит сегмент избежать убытков.

Перспективы развития, своевременное предотвращение внутренних и внешних угроз существования требуют определения экономического состояния субъекта, основанного на учетно-аналитической системе управленческого учета, анализа и синтеза, который может служить основой для принятия необходимых стратегических управленческих решений по повышению его экономической эффективности и конкурентоспособности.

Модель взаимодействия систем управленческого учета и управленческого анализа коммерческой организации представлена на рис. 3 (см. ниже).

Рис. 3. Модель взаимодействия систем управленческого учета и анализа

Маржинальный анализ

Большую роль в обосновании управленческих решений в бизнесе и построении эффективной системы управленческого анализа играет маржинальный анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей: издержками, объемом реализации и прибылью, и прогнозировании величины каждого из этих показателей при заданном значении других.

Основные возможности маржинального анализа состоят в определении безубыточного объема продаж при заданных соотношениях цены, постоянных и переменных затрат; зоны безопасности предприятия; необходимого объема продаж для получения заданной величины прибыли; критического уровня постоянных затрат при заданном уровне маржинального дохода; критической цены реализации при заданном объеме продаж и уровне переменных и постоянных затрат [1].

Можно выделить следующие этапы маржинального анализа:

1) сбор, подготовка и обработка исходной информации, необходимой для проведения анализа;

2) определение суммы постоянных и переменных издержек;

3) расчет величины исследуемых показателей;

4) сравнительный анализ уровня исследуемых показателей, факторный анализ изменения уровня исследуемых показателей;

5) прогнозирование величины исследуемых показателей.

В рамках анализа оценивается эффективность всех показателей использования денежных ресурсов, капитала, изучается состав и источники доходов и направлений расходов экономического субъекта, рассмотрение объемов продаж, себестоимости реализованной продукции с выделением валовых, постоянных и переменных издержек.

SWOT-анализ

SWOT-анализ помогает обеспечить оценку внутренней среды – ее силу и слабость, а также выявить внешние возможности и угрозы. Это легкий в применении инструмент быстрой оценки стратегического положения компании. SWOT-анализ подчеркивает, что в управленческой деятельности необходимо как можно лучше сочетать внутренние возможности компании (ее сильные и слабые стороны) и внешнюю ситуацию (частично отраженную в возможностях и угрозах).

Схема базовых элементов SWOT-анализа приведена на рис. 4 (см. на с. 74).

Рис. 4. Элементы проведения SWOT-анализа

SWOT-анализ начинается с анали- за внешней среды. Анализ внеш ней среды служит инструментом, при помощи которого руководитель и специалисты службы управления персоналом могут контролировать внешние факторы с целью определения потенциальных внешних угроз и открывающихся возможностей. Соответствующие возможности и опасности, а также сильные и слабые стороны фиксируются в матрице (см. рис. 5 ниже).

Рис.5. Построение матрицы SWOT-анализа

Таким образом, матрица SWOT-анализа это инструмент структурного описания характеристик внешней и внутренней среды и экономического субъекта. Элементы матрицы представляют собой пары взаимоисключающих друг друга признаков. В системе управленческого анализа более детально рассматриваются элементы внутренней среды. Сильные стороны предприятия – это преимущества экономического субъекта, особенности, предоставляющие дополнительные возможности.

В свою очередь, слабые стороны – это отсутствие чего-то важного для нормального функционирования экономического субъекта, что ставит его в неблагоприятное положение.

Заключение

Таким образом, управленческий анализ позволяет всесторонне изучить работу экономического субъекта и определить перспективы его дальнейшего развития. Это осуществляется на основе ежедневно получаемых сведений о хозяйственных процессах, о движении тех или иных материальных ценностей и их немедленной аналитической обработки, позволяющей выявлять наиболее существенные отклонения от запланированных размеров, давать им оценку с точки зрения влияния на ожидаемое выполнение плановых заданий.


Источники:

1. Аврова И.А. Управленческий учет. – М.: Бератор-Пресс, 2003. – 176 с.
2. Бороненкова С.А. Управленческий анализ: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 384 с.
3. Карданская И.Л. Управленческие решения: учеб. пособие. – М.: Русская Деловая Литература, 2003. – 288 с.
4. Попова, Л.В. Современный управленческий анализ: учеб. пособие. – М.: Дело и Сервис, 2006. – 272 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:42:39