Меры по сокращению негативных последствий нелегальной миграции

Родионова Н.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Родионова Н.А. Меры по сокращению негативных последствий нелегальной миграции // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 49-53.

Аннотация:
Статья посвящена проблеме нелегальной миграции в России и возможным последствиям развития этого явления. Автор рассматривает миграцию как эффективный инструмент оздоровления экономики и предлагает меры по минимизации потерь государства от нелегальной миграции.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, миграция, нелегальная миграция, миграционная амнистия



Миграция – это сложный глобальный процесс, оказывающий влияние на различные сферы жизни общества отдельных стран и мирового сообщества в целом. С этим процессом зачастую связывают такие явления, как криминализация общества, усиление националистических настроений, диаспоризация отдельных трудовых ниш. Тогда как при грамотном подходе к управлению миграционными процессами, мигранты становятся источником восполнения трудовых ресурсов в условиях экономик развитых стран, которым свойственно суженное воспроизводство населения.

Стереотипы оценки миграции с позиции ее отрицательного воздействия на общество, в первую очередь, связаны с негативным образом мигранта, который создается в СМИ, а такое явления, как нелегальная миграция – зачастую – результат информационной изоляции иммигрантов, их правовой нестабильности и ужесточения миграционных режимов.

Трудовая миграция в общем и ее нелегальная составляющая создают для экономики как выгоды так и потери. Однако валовые потери для российской экономики возможно минимизировать при условии реализации адекватной миграционной политики.

К выгодам от использования в экономике иностранной рабочей силы можно отнести:

– решение проблемы нехватки рабочей силы, восполнение трудовых ресурсов;

– налоги, которые вносят мигранты в казну государства;

– оплата трудовых виз;

– при условии использования нелегальной миграции – повышение конкурентоспособности продукции за счет дешевой рабочей силы, используемой для ее производства.

Проблемы, связанные с нелегальной миграцией

К отрицательным явлениям в экономике, связанным с присутствием в стране мигрантов можно отнести:

– денежные переводы мигрантов в страны выхода;

– уклонение от уплаты налогов в случае с нелегальными мигрантами;

– развитие неконтролируемых секторов экономики;

– рынки труда и услуг;

Из данной градации видно, что основные проблемы, которые несет миграция, связаны с ее нелегальной составляющей. Как только мигрант получает легальный статус в стране своего пребывания, он начинает нести обязанности в соответствии с ее законодательством, а, значит, приобретает право на реализацию и соблюдение своих прав и свобод в той же мере, что и граждане Российской Федерации.

В данной статье автор хотел бы рассмотреть возможные способы нейтрализации негативного влияния миграции на экономическую стабильность общества, то есть способы борьбы с нелегальной миграцией. Проанализировав возможные методы борьбы с нелегальной миграцией, можно свести их к следующей формулировке – для эффективной борьбы с нелегальной миграцией нужно максимально снизить издержки легализации статуса трудовых мигрантов, при этом увеличив издержки их нелегального статуса.

Меры воздействия на нелегальную миграцию

Опыт западных стран в сочетании с российскими реалиями показывает, что эффективными могут стать следующие меры воздействия на нелегальную миграцию.

1. Миграционная амнистия – это процесс легализации статуса нелегальных мигрантов. В течение определенного периода в стране начинают действовать облегченные условия получения статуса легального трудового мигранта. При подаче заявления нелегал несет минимальные потери и приобретает законные основания для трудовой деятельности. По окончании этого срока происходит ужесточение мер за незаконное пребывание в стране и нелегальную трудовую деятельность.

Положительный опыт миграционного амнистирования имеют такие страны как США, Италия и Испания, которая впервые успешно реализовала эту меру.

В 2005 году в некоторых российских городах была предпринята попытка амнистии нелегалов, однако эксперимент не удался, в силу его краткосрочности – она длилась две недели и низкой степенью информированности работодателей и мигрантов.

В 2008 году Управление Федеральной миграционной службы по городу Москве повторило попытку миграционной амнистии, однако она также не дала должного результата.

В связи с этим амнистия в условии российских реалий должна носить разовый характер, чтобы не стать явлением постоянным и повсеместным. Она должна объявляется заблаговременно и ее должна предварять PR – кампания, информирующая о возможностях и последующих санкциях.

2. Повышение информированности потенциальных и фактических мигрантов об актуальном миграционном законодательстве и возможных последствиях нелегального статуса. Зачастую потенциальные мигранты не знают о возможных последствиях незаконного пребывания в стране, а те, кто уже нарушили законодательство и осознают это, также зачастую преувеличивают возможные последствия и просто боятся раскрыть свой статус органам власти. Это создает своеобразный замкнутый круг. Повышение информированности населения о мерах законодательного регулирования вопросов миграции, разъяснительные работы в мигрантской среде помогли бы снизить издержки от преследования нелегальных мигрантов.

3. Уравнивание режимов налогообложения иностранных граждан и граждан Российской Федерации. На сегодняшний день стандартная налоговая ставка налога на доходы физических лиц, являющихся резидентами Российской Федерации составляет 13%, тогда как для нерезидентов, пребывающие в стране менее 180 дней – 30% [1]. Стоит оговориться, что дополнительные 17%, которые они выплачивают, возвратятся в случае пребывания в стране более 180 дней. Однако на практике это работает плохо, поскольку большинство трудовых мигрантов получают регистрацию на 3 месяца, и приезжают повторно.

4. Расширение квот на использование труда иностранных граждан. Квоты на иностранных работников формируются заблаговременно на календарный год, с учетом заявлений работодателей.

Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников в 2010 году была выделена квота на 2011 год на Москву в размере 199 954 разрешений на работу.

Планируемая доля иностранных граждан в численности занятых в экономике города должна составлять при этом не более 3,1%. Учитывая, что по экспертным оценкам доля мигрантов в населении Москвы составляет от 10 до 20% населения, а отдельные эксперты указывают, что эта цифра приближается к 3 млн чел., поиск нелегальных источников дохода и занятости становится очевидным решением в такой ситуации [2, 3].

5. Усиление контроля над работодателями, повышение ответственности за незаконное использование рабочей силы и введение льгот за добросовестное соблюдение законодательства при использовании иностранной рабочей силы.

Законодательство и его нарушения

В 2007 году в Кодекс административных правонарушений РФ были внесены поправки, увеличивающие сумму штрафа в случае незаконного привлечения иностранной рабочей силы без получения соответствующего разрешения. На данный момент сумма штрафа составляет от 2000 руб. до 5000 руб.; для должностных лиц – от 25 000 руб. до 50 000 руб.; на юридических лиц – от 250 000 руб. до 800 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток [4]. Однако работодателю часто выгоднее заплатить разовый штраф, чем потратить 6000 руб. на разрешение на привлечение на работу иностранной рабочей силы и уплатить 3000 руб. за каждого нанимаемого работника. Отметим, что легальная форма занятости работников накладывает на работодателя определенные обязательства по соблюдению Трудового кодекса РФ, тогда как выплата заработной платы в размере меньшей, чем устанавливает ТК РФ, является повсеместной практикой.

Вышеуказанные меры свидетельствуют о существенных пробелах в правовом, политической и институциональном институтах управления миграционными процессами и сводятся к совершенствованию законодетльно-административной базы. В завершении статьи автору еще раз хотелось бы отметить, что грамотное использование иностранной рабочей силы может стать объективным благом для страны с отрицательным воспроизводством и растущими нуждами, важно только найти ресурсы на управление этим подчас стихийным процессом.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации, ст. 224.
2. Тюрюканова E. В. Им миг ранты в Москве. – М.: Три квадрата, 2009. – С. 148–149.
3. Интервью председателя Мосгордумы Владимира Платонова радиостанции «Эхо Москвы» 01.04.2008 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.echo.msk.ru/news/504975-echo.htm.
4. Кодекс Российской Феде рации об административных правонарушениях, статьи 18.15–18.17.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:19