Сознательное саморегулирование на отраслевых рынках

Тивелева О.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-1 (185), Июнь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Тивелева О.Ю. Сознательное саморегулирование на отраслевых рынках // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 6. – С. 16-21.

Аннотация:
В статье рассматривается относительно новое явление в российском правовом поле – саморегулируемые организации. Каковы их формы? Особенности функционирования? Взаимоотношения с клиентами и государством? Проблемы, связанные с появлением таких организаций? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.

Ключевые слова: саморегулируемые организации, саморегулирование, делегированное саморегулирование, добровольное саморегулирование, дебюрократизация экономики



Саморегулирование профессиональной и предпринимательской деятельности – наиболее эффективный механизм работы рынка, заимствованный из зарубежной практики. Внедрение этого метода координации между различными структурами Российской Федерации связано с частичной отменой лицензирования и переходом на качественно новый этап в системе взаимодействия государства и общества. Это позволяет исключить влияние надзорных органов из тех сфер контроля, где их присутствие представляется излишним. Эти организации формируют правила игры для участников рынка, поддерживают корпоративно, материально и политически своих членов. Возможно существование двух форм саморегулирования – делегированное и добровольное.

Две формы саморегулирования

Делегированное саморегулирование, при котором для осуществления профессиональной деятельности субъекты этой деятельности обязаны быть членами саморегулируемых организации (СРО).

Сейчас, к таким СРО можно отнести СРО арбитражных управляющих, оценщиков, лиц, выполняющих инженерные изыскания, осуществляющих подготовку проектной документации или строительство.

Перечень этот должен вскоре пополниться СРО аудиторов и бухгалтеров.

СРО в этом случае возникает как результат делегирования полномочий «сверху» государственными органами, где самоцелью является не саморегулирование, а внедрение с его помощью более высоких и жестких стандартов, как следствие, повышение качества услуг, авторитета СРО и его членов, а также привлекательности всей профессии (отрасли).

Добровольное саморегулирование, при котором предприниматели получают право самостоятельно создавать СРО. В этом случае СРО возникает как результат делегирования полномочий «снизу» рядовыми участниками рыночных отношений. Здесь возникает не раз поднимаемый вопрос: чем СРО тогда отличаются от некоммерческих организаций и зачем придумывать какие-то СРО, когда предприниматели и так «саморегулируются», объединяясь в союзы,ассоциации, некоммерческие партнерства и т.п.?

Объективно отличие СРО от некоммерческих организаций заключается:

– во-первых, в цели их создания и функционирования;

– во-вторых, в разном предусмотренном законодательством объеме полномочий этих организаций по отношению к своим членам;

– в-третьих (уже как следствие первых двух отличий), в разной организационно-правовой структуре.

Цель создания СРО

В отличие от союза или некоммерческого партнерства, главная цель СРО – не защита прав и интересов своих членов, а обеспечение добросовестного осуществления ими своих прав и обязанностей перед клиентами и защита прав клиентов.

Для достижения этой цели СРО наделяются властными полномочиями по отношению к своим членам, которыми обычная некоммерческая организация не обладает, в том числе:

– издание обязательных для исполнения правил профессиональной (предпринимательской) деятельности, правил этики;

– осуществление постоянного контроля за деятельностью своих членов на предмет соблюдения как самих правил, так и законодательства;

– привлечение своих членов к ответственности за обнаруженные нарушения правил и законодательства вплоть до исключения их из СРО.

Цель создания СРО в любых формах – дебюрократизация российской экономики и формирование новых гражданско-правовых институтов, направленных на укрепление практики ответственного ведения хозяйственной деятельности.

Во многих странах мира структуры саморегулирования и соответствующие частные организации сложились естественным образом в ходе исторического развития и на сегодняшний день успешно используются в качестве альтернативы государственному управлению. В России процесс создания СРО пока не завершен, а саморегулирование получило другие терминологические понятия, такие как частное регулирование и самолицензирование.

1 января 2010 года стало одной из важнейших дат современной истории правового регулирования Российской Федерации – завершилось формирование системы государственного контроля хозяйственной деятельности – лицензирование было окончательно заменено институтом саморегулирования. Закончился переходный период, когда одновременно существовали и лицензии, и СРО – отношения между организациями и надзорными органами вышли на новую ступень развития.

Одним из ключевых факторов и основ системы СРО стала коллективная ответственность ее участников перед клиентами. Специальная двухуровневая система выплат компенсаций при форс-мажорных обстоятельствах может быть образована из страховых средств компании и дополнительного компенсационного фонда, наполнением которого занимается вся саморегулируемая организация.

Саморегулируемая организация – это основанная на членстве некоммерческая организация, созданная профессиональными участниками рынка. «Саморегулируемая» не означает «независимая»: она функционирует на основании лицензии на осуществление деятельности в качестве саморегулируемой организации.

Негативные стороны

Предпосылками к законопроекту о СРО стали целые цепочки проблем, которые долгие годы оставались нерешенными в России. Безусловно, основными препятствиями для развития предпринимательства были и остаются бюрократические проволочки, коррупция и тотальное доминирование аппарата чиновников, имеющих право бесконечно проверять практически любую организацию, препятствуя тем самым ее нормальному функционированию. Тем не менее, жесткий контроль со стороны государства так и не стал полноценным инструментом максимально эффективного пресечения деятельности недобросовестных организаций, не всегда честно и ответственно выполняющих свою работу. Один из характерных примеров последних лет – неспособность предотвращения появления сотен обманутых участников долевого строительства, все обязательства перед которыми в некоторых регионах в конечном итоге было вынуждено принять на себя государство.

Наряду с сомнениями о своевременности принятия законов о СРО отдельно встала проблема готовности к этому общества. В связи с целым рядом неоднозначных событий и ситуаций в стране предприниматели достаточно редко планируют деятельность на долгосрочный период.

К сожалению, выход нового закона только зафиксировал неуверенность рынка. Очень многие оказались не готовы в зависимости от вида некоммерческих партнерств платить до 500 тыс. рублей только для того, чтобы просто продолжить работу. Особенно больно это ударило по малому и среднему бизнесу, хотя в последствие и были приняты поправки, несколько облегчившие положение компаний с небольшим количеством персонала и невысокими оборотами. Но вопрос дифференцированного подхода к размерам взносов в фонды СРО до сих пор все еще актуален и открыт для обсуждения.

Еще одной негативной особенностью стали коммерческие СРО, состоящие чуть менее чем полностью из компаний, не соблюдающих строгие параметры закона или хуже того – изгнанных из других СРО за какие-либо нарушения. Своим существованием они дискредитируют суть идеи самоорганизации. Они имеют право выдавать разрешительные документы на ведение строительных и других работ. При этом ценообразование членских и вступительных взносов законодательством обозначено весьма условно, что способствует различным махинациям: одни СРО берут большие деньги за свою величину, значимость и престиж, другие сокращают эти суммы до минимума и зарабатывают на количестве вовлеченных участников. Крайний вариант для возможных будущих членов саморегулируемых организаций – когда в погоне за дешевизной при отсутствии необходимых знаний компании, в результате, оказываются обманутыми мошенниками – фиктивными СРО.

Роль государства

Как же в новой ситуации проявляет себя государство? Теперь оно выдает допуски после внутренних проверок СРО и занимает надзорно-разъяснительную позицию. Некоммерческие партнерства, достигающие определенного размера для создания СРО, могут образовывать национальные объединения, первые лица которых наравне со специалистами Ростехнадзора входят Координационный совет. Таким образом, несмотря на определенную свободу выбора в СРО, российские властные органы, оптимизировав свой управленческий аппарат, держат под контролем всю соответствующую хозяйственную деятельность. Роль государства в данном случае характеризуется стимулированием развития саморегулируемых структур посредством предоставления каких-либо льготных правовых режимов. Например, Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» предусматривает количественное ограничение проведения плановых проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей – членов саморегулируемой организации.

Кроме того, стимулирование может выражаться и в разнообразной поддержке и помощи в разработке кодексов поведения (консультации, исследования, инфраструктурное, информационное, иногда финансовое обеспечение процессов переговоров, одобрение отдельных кодексов поведения, обеспечение вовлеченности в процесс переговоров всех заинтересованных сторон и др.).

Ключевой характеристикой саморегулируемых организаций является однородность среды функционирования, то есть СРО создаются по отраслевому признаку. Особо важную роль, как показывает практика внедрения саморегулирования, СРО играют в таких отраслях, где существует большая численность субъектов хозяйственной деятельности, которые отличаются социальной неоднородностью, масштабом бизнеса, правовым статусом и распределенных на обширных территориях.


Источники:

1. Андрианов В. Механизмы саморегуляции рыночной экономики на микроэкономическом уровне // Общество и экономика. – 2008. – № 2. – С.5–35.
2. Андрианов В. Саморегулируемые организации как механизмы устойчивости и равновесия на микроэкономическом уровне // Маркетинг. – 2007. – № 3. – С.3 – 15.
3. Полищук Л. Корпоративная социальная ответственность или государственное регулирование: анализ институционального выбора // Вопросы экономики. – 2009. – № 10. – С. 4–22.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:43:38