Перспективы развития промышленного туризма в России

Скляренко С.А., Панченко Т.М., Селиванов И.А., Головенко М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-1 (193), Октябрь 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены перспективы развития промышленного туризма в России в период формирования постиндустриальной экономики на примере предприятий с законсервированным оборудованием сахарной отрасли.

Ключевые слова: постиндустриализм, экономика туризма, промышленный туризм, сахарные заводы



Основоположниками промышленного туризма принято считать американские компании. Впервые завод Jack Daniel's открыл двери своим посетителям в 1866 году. С тех пор в США осталось мало компаний, которые не пускают к себе экскурсантов, так как это считается дурным тоном и может навредить репутации фирмы [4]. До середины XX-го века рынок туризма был слишком узок, поэтому и рынок промышленного туризма, даже в США, это был скорее рынком услуг досуга для местного населения, чем рынком междугороднего, и уж тем более международного туризма. Реальный рынок промышленного туризма начинает только формировать с середины XX-го века вместе с революционным рывком в развитии рынка туристических услуг, но реальные приросты данного сегмента в развитых странах мира начинают выявляться только к началу 90-х гг. XX века. До 90% европейских турагентов работающих ныне на рынке промышленного туризма, согласно выводам из исследования А. Отгаара, вышли на данный сегмент туристического бизнеса на рубеже 80–90-х гг. XX века [5]. Сегодня безусловным успехом пользуются экскурсии на производства заводов BMW, Audi, тематический парк Volkswagen’s Autostadt в Германии, Legoland в Дании, Swarovski Krystallwelten в Австрии и многие другие. Однако промышленным туризмом славятся не только отдельные бренды, но и целые страны. Мировым признанием пользуются пивные туры Чехии, винные туры в Испании и Франции, цветочные туры в Нидерландах, алмазные фабрики Намибии» [8]. «Только во Франции к 2007 году на своих производственных площадках приняли туристов 1700 компаний. В числе лидеров – приливная электростанция Ранс (300 тысяч экскурсантов ежегодно) в устье одноименной реки (залив Сен-Мало, Франция). Британскую шоколадную фабрику «Кэдберри» посещают 400 тысяч человек в год» [6]. С более подробным описанием истории и современного состояния рынка данного вида услуг в развитых странах мира можно ознакомиться, в первую очередь, в работах видных зарубежных специалистов по этому вопросу, таких как доктор экономики из Роттердамского Университета Александр Отгаар и доктора экономики Мельбрунского Университета Элспет Фрю.

Промышленный туризм в России

В России еще со времен СССР очень известными были экскурсионные туры на кондитерские фабрики Москвы. В настоящее время на такую экскурсию попасть довольно трудно. Как правило, проводятся они для специальных гостей, изредка – для групп школьников. Так, например, запись на экскурсию на фабрику «Рот Фронт» осуществляется только в течение 2 дней в августе на год вперед. Для современных туристов такой вид отдыха является очень интересным, появляется возможность познать с другой стороны даже родной город [7]. Современные туристические агентства, такие, как, например Промтур, уже сегодня предлагают туры на фабрику детских игрушек Елочка в Клину, Московский булочно-кондитерский комбинат «Коломенское», открывают свои двери сами сегодня МПБК «Очаково», ПК «Балтика», но объемы «открытых дверей промышленных компаний для туристов» все равно остаются несопоставимыми с западными. В России промышленный туризм представлен лишь несколькими десятками предприятий, при том что спрос на такие туры очень велик [6].

Среди закрытых объектов, ситуация еще более критическая. По словам д. и. н. Юркина И.Н. в России единственным объектом, используемым для изучения памятников индустриальной культуры с масштабной музеефикацией, можно назвать разве что только демидовский Нижнетагильский завод. Данный промышленный объект был поэтапно закрыт в 60–80-х гг. XX в., но при этом были полностью сохранены постройки и оборудование предприятия с целью последующего создания на их базе «заводамузея». [1]. Прочие отечественные закрытые промышленные объекты как проекты индустриального наследия с музейной формацией – по форматам сохранения рабочих объектов находятся рангом ниже и носят скрее научно-исследовательский, чем потенциально-прикладной характер для сферы экономики промышленного туризма в России.

Исследований у отечественных экономистов по вопросу развития данного вида сегмента туристического бизнеса в отечественной периодике мы почти не встречаем. Из найденных нами работ в русскоязычных изданиях, стоит выделить разве что одну работу Шольца-Куликова Е.П. о развитии рынка промышленного туризма на винодельческих заводах полуострова Крым [2].

Увы, в эпоху всемирной борьбы с терроризмом руководители всех звеньев управления российской промышленностью с удовольствием будут закрывать перед глазами любопытных вид на то производство, которое и приносит основной прибавочный продукт обществу, и перебороть этот тренд сегодня кажется почти нереальным. Открытыми дверями для любопытствующих туристов так и останутся церкви, музеи, парки и аллеи, хотя загадывать по поводу, куда будет направлена новая атака от фанатиков запретов и лоббистов производительных структур систем безопасности наверно не стоит.

Проблемы открытия объектов промышленного туризма

По нашему предложению, такими объектами должны становиться именно закрывающиеся промышленные объекты, желательно с неполностью демонтированным оборудованием и неполностью уволенным промышленным персоналом, в т.ч. и в провинции, в селах, поселках и городах, где эти предприятия являлись градообразующими. Для открытия такого объекта понадобятся, конечно, значительные капитальные вложения, включающие организацию качественных мест для проживания, питания, досуга, организации работы гидов как с психологией турагента, так и с психологией промышленного работника, разбирающегося во всех тонкостях производственных процессов, происходивших на данном предприятии, и способного ответить на любой вопрос туристов.

Потребуются и значительные дополнительные капитальные вложения в реконструкцию под туристический объект внутренней инфраструктуры предприятия, а в ряде случаев даже и внешней по отношению к предприятию. Кроме этого, под реализацию подобного проекта в наших условиях понадобиться еще и огромное число согласований, в том числе помощь муниципалитетов и федеральных властей в облегчении юридической части. В ряде случаев и совместное безвозмездное финансирование по капремонту объектов инфраструктуры региона для эффективной организации проекта будет просто необходима.

Мы производили прикладные расчеты по оценке эффективности внедрения данного проекта по предприятиям сахарной отрасли России. Стоит отметить, что современное эффективное развитие предприятий в данной отрасли предполагает их функционирование, только при наличии регулярного прироста производственных мощностей. При невозможности подобного рода процессов, предприятия данной отрасли здесь попадают в группу аутсайдеров, с последующей консервацией или ликвидацией производства.

Подобный тренд ярко выражен в европейской сахарной индустрии на протяжении последних 150 лет, Российские тренды на протяжении последние 7–20 лет также движутся в аналогичном направлении, но, в отличие от Польши или Украины, где число действующих заводов сократилось в 3–4 раза с 76 до 18 и с 190 до 75 соответственно, в России тренд менее значителен, здесь сокращение заводов произошло с 91 до 75, причем половина из закрытых заводов произвела демонтаж оборудования, а половина только консервацию. Как единогласно утверждают главные эксперты сахарной индустрии, в ближайшие 3–4 года количество действующих заводов в России должно сократиться до 60-ти, причем закрываться будут именно те заводы, которые в большинстве своем начинают историю своей производственной деятельности еще в XIX веке.

Социально-психологические аспекты

По нашим расчетам, на данных заводах находящих в большинстве своем в Черноземном районе (Воронежская, Курская, Белгородская, Тульская области) при проведении капитальных вложений по каждому из них, в диапазоне 60–90 млн рублей, при удачной конъюнктуре рынка окупаемости проектов можно достичь за 8,5 лет после начала их функционирования. При этом в данном объеме затрат объем инвестирования муниципальными органами должен составлять до 30%, в первую очередь, для того, чтобы данному проекту было легче пройти все бюрократические проволочки на местном уровне, как на стадии введения в эксплуатацию, так и на стадии непосредственно функционирования проекта.

Кроме экономической и социально-исторической составляющих в данных проектах, стоит отметить и социально-психологические аспекты. Данные проекты при успешной их реализации позволят не только получить очередной приток инвестиций в Российскую Федерацию благодаря рекламе от посетивших страну туристов, но и обеспечат смягчение всех психологических тягот персонала закрываемых промышленных объектов, которые происходят от процесса трансформации общественных отношений в современный период.

Часть отобранных работников от этих предприятий, способных к профессиональной переквалификации, видя, что именно они спасают от полной ликвидации те предприятия, что строили их отцы и деды, думается, будут с удвоенной силой поднимать этот новой проект, как когда-то их прадеды, деды и отцы поднимали предыдущий проект, уходя с сельских полей для того, чтобы встать за станки именно этих предприятий, которые сегодня близки к своему закрытию.


Источники:

1. Запарий В.В. Индустриальное наследие России и Урала // Экономическая история. − № 32010 (10). − С.7.
2. Шольц-Куликов Е.П. Маршруты винного туризма в Крыму // Виноделие и виноградство. – 2010. − № 6. − С.48−49.
3. Юркин И.Н. Забытые, но не утраченные памятники истории ранней Российской мануфактуры: что нам делать с этой частью индустриального наследия? // Индустриальное наследие: материалы Международной научной конференции, Саранск, 23−25.06.2005. − Саранск: изд-во Мордовского ун-та, 2005. − С.81.
4. Frew, Ea. Industrial Tourism: a conceptual and empirical analysis. Phd thesis, victoria university, 2000.
5. Otgaar A. Industrial Tourism. − Rotterdam, Erasmus univ, 2010. − p.5
6. Россия готова развивать промышленный туризм [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eka-rus.ru/news/id/23.
7. http://promtur.ru/index.php?r=page/show&id=1
8. Промышленный туризм в России набирает обороты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tursvodka.ru/information/news/promyshlennyj_turizm _v_rossii_nabiraet_oboroty.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:55:28