Состояние инновационного потенциала в инвестиционно-строительной сфере

Бессонов А.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-3 (172), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
На основе анализа статистических данных об инновационной активности предприятий различных отраслей автором сформулированы выводы о реальных перспективах инновационного развития инвестиционно-строительной сферы. Показано, что в условиях посткризисного функционирования реальное повышение уровня инновационной активности возможно только посредством задействования механизмов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: НИОКР, инвестиционный потенциал, инновационные развитие, критические технологии



Основным документом, определяющим перспективные направления развития страны, является «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года №1662-р. В ней рассматриваются результаты анализа трех основных вариантов развития Российской Федерации на период до 2020 года – инерционного, энерго-сырьевого и инновационного и обосновывается вывод о том, что последний сценарий является практически безальтернативным.

В Концепции особое внимание уделяется базовым компонентам инновационного развития: институтам, инфраструктуре, инновациям и инвестициям. Ниже предпринята попытка описать существующее состояние инновационной активности (инновационного потенциала) в инвестиционно-строительной сфере.

Нормативное обоснование

Очевидно, что основная роль в развитии системы инновационного потенциала в инвестиционно-строительной сфере и в сфере недвижимости должна принадлежать государству – только наличие необходимого нормативно-правового регулирования и решений по налоговому стимулированию может создать условия для качественного роста инновационной активности на территории страны.

Для описания существующего состояния инновационной активности в инвестиционно-строительной сфере необходимо обратиться к документам, определяющим роль государства в реализации приоритетных направлений инновационного развития.

Прежде всего, необходимо обратиться к Перечню критических технологий Российской Федерации, формирование и корректировка которого осуществляются не реже 1 раза в 4 года. За последние 10 лет был опубликованы 3 списка, каждый из которых включает от 32 до 52 критических технологий.

Можно выделить из представленных списков те технологии, которые наиболее существенно влияют на развитие строительства и жилищно-коммунального хозяйства (табл. 1).

Таблица 1

Эволюция критических технологийпо направлению «Строительство» за последние 10 лет

Сходная позиция была выражена Д.А. Медведевым в выступлении на 5-ом Красноярском экономическом форуме «Россия 2008-2020. Управление ростом»: «В полной мере необходимо использовать преимущества новых технологий и материалов для строительства. Добиться существенного снижения затрат энергии на обогрев жилья. Избежать высоких затрат на эксплуатацию и ремонт».

Критическая технология, которую можно однозначно отнести к направлению «Строительство» – «Быстрое возведение и трансформация жилья», была представлена ещё в 2002-ом году и направлена на развитие градостроительных систем, новых планировочных и технических решений зданий гражданского назначения, развитие методов сохранения, реставрации и реконструкции градостроительных и архитектурных объектов.

Остальные технологии относятся к строительству и жилищно-коммунальному хозяйству опосредованно через создание строительных материалов и строительных элементов, направленных на создание комфортных условий жизни. Как пример можно привести одну из последних инновационных разработок под руководством профессора МГСУ А.В. Мишуева – создание предохранительного противовзрывного устройства, устанавливаемого на окна со стеклопакетами, что позволяет в случае аварийного взрыва газа сохранить человеческие жизни и целостность здания.

Следующий документ, оказавший существенное влияние на развитие инновационной системы в инвестиционно-строительной отрасли, это протокол заседания президиума научно-технического совета Государственного комитета Рос сий ской Феде рации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 декабря 2001 г. №01-HC-13/1 «О приоритетных направлениях научно-технического развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2001-2005 годы».

Согласно данному документу выделяются следующие направления научных исследований:

– формирование экологически чистой и современной среды жизнедеятельности на основе новых технологий реконструкции и модернизации жилищного фонда и инфраструктуры коммунального хозяйства и оптимального развития градостроительных систем;

– разработка новых технологий и технических решений по повышению надежности функционирования систем жизнеобеспечения и жилого фонда городов и поселений на базе автоматизированного диспетчерского управления потреблением тепла, воды, электроэнергии и повышения уровня технической и экологической безопасности;

– разработка новых экономических и организационно-технических решений по реформированию и модернизации жилищно-коммунального комплекса;

– создание новых видов эффективных, экологически чистых строительных материалов, изделий и конструкций, прогрессивных технологий и оборудования для их производства, в том числе, на основе новых ячеистых бетонов, тепло- и шумоизолирующих материалов, огне- и коррозионных покрытий;

– разработка оптимальных методов и технических решений, обеспечивающих повышение безопасности населения, территорий и строительных объектов от опасных природных и техногенных воздействий;

– поддержание на современном уровне нормативно-правовой и нормативно-технической базы в связи с использованием последних достижений научно-технического прогресса и гармонизация российских нормативов и стандартов с международными;

– широкое использование энергосберегающих технологий межотраслевого применения в строительстве и жилищно-коммунальной сфере;

- разработка и создание отраслевых информационно-аналитических систем на базе современных информационных технологий, в том числе для ведения градостроительного кадастра и градостроительной документации федерального уровня, жилищно-коммунальной сферы, технического учета и технической инвентаризации объектов.

На конкурсной основе

К сожалению, в последние годы в РФ отсутствует внятная политика, озвученная на уровне государства, по отношению к развитию инновационного потенциала в инвестиционно-строительной отрасли. Исключением является Российская академия архитектуры и строительных наук, ежегодно проводящая конкурс научных исследований по стратегическому направлению «Формирование архитектурно-градостроительной среды жизнедеятельности, биосферно-совместимой и благоприятной для развития человека и общества». Однако участие в нем только членов, советников и сотрудников НИИ РААСН, а также молодых ученых и специалистов в возрасте до 35 лет при символической сумме гранта (75 тыс. рублей) не позволяет создать условия для формирования критической массы инноваций и для перехода инноваций из категории «научная разработка» в производственный процесс.

Впрочем, несмотря на пассивное участие государства в формировании инновационного потенциала, в рассматриваемой отрасли существует независимый «индикатор» состояния инновационной активности. Таким индикатором является «Конкурс русских инноваций», ежегодно проводимый медиахолдингом «Эксперт». Основной целью конкурса является развитие инновационной деятельности в России за счет разработки методов оценки инновационных проектов, отработки механизмов финансирования инновационных проектов и различных способов продвижения их на рынок.

За 11 лет проведения конкурса была составлена база данных, включающая 4 категории проектов:

1. Проекты «Белой Книги» – те, которые могут оказать в будущем критическое влияние на отдельные отрасли, национальную или мировую экономику.

Для их реализации требуются масштабные инвестиции и длительные сроки осуществления (10-20 лет). Проекты могут находиться на самых ранних («поисковых») стадиях развития и представлять результаты проведенных научно-исследовательских работ.

2. Перспективные проекты – находящиеся на ранних («посевных») стадиях разработки, не имеющие опытного образца и требующие проведения масштабных НИОКР.

3. Инновационные проекты – предполагают высокую степень готовности НИОКР, наличие опытного образца продукции и проработанной стратегии коммерциализации разработки.

4. История успеха – это реализованные инновационные проекты, в результате выполнения которых на рынок в последние 3 года были выведены новые товары (технологии, продукты, услуги).

За 10 лет существования конкурса для участия было подано свыше 4000 проектов, из которых к направлению «Строительные технологии» относятся 169 (чуть больше 4%). Разумеется, часть инноваций, относящихся к направлениям «нанотехнологии и новые материалы», «безопасность» и «прочее», имеют «выход» и в инвестиционно-строительную сферу, однако в целях корректности анализа мы их рассматривать не будем.

Графическая интерпретация показателей конкурса представлена на рисунках 1 и 2.

Рис. 1. Количественные критерии заявок,представленных на конкурс на 10 лет

Рис. 2. Соотношение заявок по направлению «Строительство»к общему количествузаявок, представленных на конкурс за 10 лет

Выводы

Проведенный анализ позволяет сформулировать следующие выводы:

– ни одна отрасль не может быть исключена из контекста инновационной модернизации, но потенциальные возможности конкретных отраслей существенно различаются;

– уровень инновационной активности в инвестиционно-строительной отрасли не соответствует ёе роли и значению в экономической системе страны;

– только рациональное сочетание предпринимательской инициативы и государственного регулирования будет способствовать поддержанию инновационной активности на должном уровне.


Источники:

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года.
2. Медведев Д.А. 5-ый Красноярский экономический форум «Россия 2008-2020. Управление ростом».
3. «О приоритетных направлениях научно-технического развития строительства и жилищно-коммунального хозяйства на 2001-2005 годы».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:48