Разработка стратегии развития наукоемкого машиностроительного комплекса в региональной экономике
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-1 (168), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Саркин А.В. Разработка стратегии развития наукоемкого машиностроительного комплекса в региональной экономике // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 88-94.
Аннотация:
В статье представлена трактовка содержания категории «стратегия управления наукоемким машиностроительным комплексом региональной экономики», которая определена как составная
часть системы регионального управления индустриальным регионом; выделены стратегические альтернативы развития машиностроительного комплекса в регионе.
Ключевые слова: управление, структурные подразделения, машиностроительный комплекс, регион, инновационные процессы, стратегии
Процесс дезинтеграции национального экономического пространства в пореформенный период, усилившийся в условиях мирового экономического кризиса, противостоит общемировой тенденции интеграции элементов экономических систем различного уровня, что находит отражение в активизации рискообразующих факторов, которые создают угрозу разрушения ресурсной базы, нарушения воспроизводственных пропорций и снижения инвестиционной привлекательности территориальных образований.
Задачей государства является определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсных возможностей, разработка промышленной политики, позволяющей реализовать противоречивые интересы производителей, инвесторов, научно-исследовательских и образовательных организаций, федеральных и региональных органов государственной власти и местного самоуправления. Неотъемлемым элементом промышленной политики выступает формирование системы стратегического управления наукоемким машиностроительным комплексом, что является необходимым условием структурной перестройки реального сектора региональной экономики, обеспечения поступательной динамики показателей финансово-хозяйственной деятельности отдельных субъектов хозяйствования, региональной и национальной экономических систем.
Машиностроительный комплекс как подсистема регионального управления
Необходимость переосмысления отечественного опыта стратегического управления машиностроительными комплексами в российских регионах и выбора наиболее эффективных направлений развития их инновационно-инвестиционной активности; увеличение масштабов угроз экономической безопасности страны вследствие мирового кризиса; недостаточная обоснованность мер регионального воздействия на научно-технический потенциал предприятий реального сектора экономики в условиях перехода к постиндустриальной стадии развития – все это предопределило выбор исследуемой проблемы, ее значимость в теоретическом и практическом аспектах.
Система стратегического управления развитием наукоемкого машиностроительного комплекса региона – это составная часть управляющей подсистемы региональной экономической системы, представляющая собой совокупность подсистем по выработке и осуществлению управляющего воздействия со стороны субъектов управления на наукоемкие инновационные процессы, реализуемые в машиностроительном комплексе региона. В качестве управляемого процесса выступают наукоемкие инновационные процессы, реализуемые в машиностроительном комплексе региона, в свою очередь машиностроительный комплекс, в котором осуществляются управляемые наукоемкие инновационные процессы, выступает в качестве управляемого объекта (объекта управления). Управляющие воздействия направлены на изменение состава, структуры, отношений и механизма функционирования наукоемкого машиностроительного комплекса региона на основе инноваций. Целевой установкой управляющих воздействий является повышение эффективности наукоемкого производства региональной промышленности, обеспечение расширенного воспроизводства ее инновационного потенциала и создание условий для дальнейшего совершенствования в долгосрочной перспективе.
Три региональных стратегии – три уровня инновационной привлекательности
Стратегия инновационного лидерства предполагает развитие в регионе инновационных процессов, обеспечивающих преимущественно реализацию инноваций высокой степени новизны, и ориентирована на активизацию и поддержку процессов по освоению предприятиями принципиально новых продуктов или услуг, технологий новых поколений. Для реализации данного вида стратегии инновационные процессы, протекающие в региональной инновационной системе, должны обеспечивать получение новых научных знаний и путей их практического применения в производстве, используя научно-технический и инновационный потенциал региона. В портфеле приоритетных для развития в регионе отраслей промышленного комплекса предпочтение отдается отраслям с высоким уровнем инновационной привлекательности.
Стратегия инновационной стабильности предполагает развитие в регионе инновационных процессов, обеспечивающих реализацию инноваций средней степени новизны. Стратегия ориентирована на активизацию и поддержку процессов по совершенствованию производимых предприятиями промышленного комплекса региона продуктов и используемых технологий, и ее реализация сопряжена в большей степени с опытно-конструкторскими разработками и в меньшей степени с фундаментальными и прикладными исследованиями. Инновационные процессы, протекающие в региональной инновационной системе, должны обеспечивать получение прикладных научных результатов и их применение для создания новой или совершенствования существующих продукции и технологий. В портфеле приоритетных для развития в регионе отраслей при такой стратегии, как правило, предпочтение отдается отраслям со средним уровнем инновационной привлекательности.
Стратегия инновационного аутсайдерства предполагает, что инновационные процессы, в рамках которых реализуются инновации низкой степени новизны, ориентированы на внесение предприятиями незначительных изменений в продукты или технологии, например, под воздействием кратковременных флуктуаций потребительских предпочтений. При такой стратегии региональная инновационная система характеризуется почти полным отсутствием как фундаментальной, так и прикладной науки. В региональном отраслевом портфеле в данном случае, как правило, преобладают отрасли с низким уровнем инновационной привлекательности.
Машиностроительный комплекс как объекта стратегического управления
Исследование содержания инновационной деятельности наукоемкого машиностроительного комплекса как объекта стратегического управления позволило выделить ее характерные отличия:
– жизненный цикл производимого предприятиями наукоемкого машиностроительного комплекса товара связан и пересекается с жизненным циклом технологической системы (жизненными циклами технологического оборудования как части технологической системы и технологий);
– для предприятий наукоемкого машиностроительного комплекса характерно наличие выделенных в стандартах ISO 9000 всех этапов жизненного цикла товаров высокотехнологичного машиностроения вплоть до полной утилизации (особенно это важно для отраслей, производящих вооружение);
– за последние 15 лет в 2–3 раза сократилась длительность жизненного цикла товаров наукоемкого машиностроительного комплекса (с 10–15 лет до 3–5 лет). В это время включены только этапы разработки, производства и продажи товара, в то время как контроль необходимо установить за его полным жизненным циклом, включая эксплуатацию, модернизацию, вплоть до полной утилизации;
– сложная организационная структура предприятий наукоемкого машиностроительного комплекса, высокие риски его инновационной деятельности требуют обязательного применения стратегического управления с целью выживания в условиях жесточайшей конкуренции;
– именно на предприятиях наукоемкого машиностроительного комплекса можно с большей вероятностью ожидать активного распространения опыта стратегического управления, внедрения интегральных автоматизированных систем стратегического управления предприятием, поскольку там сохранились наиболее высококвалифицированные кадры, присутствуют современное оборудование, компьютерная техника, автоматизированные цеха и установки.
Механизм «каскадирования»
Модель управления инновационной деятельностью машиностроительного комплекса в регионе не может в полной мере охватить специфику всех направлений его текущей деятельности. Поэтому необходим механизм так называемого «каскадирования», то есть последовательной трансляции модели «сверху вниз» на каждый уровень бизнес-единиц, структурных подразделений, участков, отдельных сотрудников машиностроительного комплекса. Основной целью каскадирования является выявление и закрепление причинно-следственных связей между действиями конкретного предприятия (подразделения) и стратегическими целями управления инновационной деятельностью машиностроительного комплекса в регионе.
Декомпозиция стратегических целей на уровень отдельных предприятий комплекса (структурных подразделений) требует решения вопроса о допустимой (оптимальной) глубине каскадирования. Глубина каскадирования должна задаваться выбранной стратегией инновационной деятельности машиностроительного комплекса в регионе, критериями управляемости и клиенториентированности, спецификой организационной иерархии и видом экономической деятельности.
Количество уровней каскадирования должно быть как минимум на единицу меньше общего числа уровней управления. Каскадированием следует охватить столько уровней иерархии, пока не будет полностью разграничена ответственность за процесс реализации стратегии управления инновационной деятельностью машиностроительного комплекса в регионе между структурными подразделениями и/или сотрудниками. Достижение каждой цели – индивидуальная зона ответственности отдельного предприятия; система сбалансированных показателей (ССП) предприятия содержит те же аспекты бизнеса, что и стратегическая карта машиностроительного комплекса; для ССП всех уровней управления применима общая методика составления стратегических карт.
Экономические мероприятия: системный подход
С позиции системного подхода экономические мероприятия можно трактовать как один из элементов общей стратегии управления инновационной деятельностью машиностроительного комплекса в регионе, служащий объединяющим началом для всех производственных подразделений и отдельных бизнес-процессов.
Следовательно, постоянно совершенствующиеся мероприятия должны содержать четкие временные ориентиры, быть гибкими, коррелировать с общей стратегией. При этом выбор конкретных экономических мероприятий зависит от многих обстоятельств: рыночной позиции и динамики ее изменения, производственных и технологических возможностей машиностроительного комплекса, проводимой комплексом научно-технической политики, вида производимой продукции, стадии жизненного цикла, на которой находятся те или иные продукты или услуги, внешних и внутренних факторов, уровня приемлемого риска и т.д. В целом повысить эффективность экономических мероприятий можно за счет управления стоимостью инновационной деятельности машиностроительного комплекса в регионе, так как в этом случае особое значение придается поддержанию инновационности развития по обеспечению широкого внедрения достижений НТП и совершенствованию инновационного процесса.
Источники:
2. Василевская И.В. Инновационный менеджмент.— М.: Издательство РИОР, 2004.
3. Виссема X. Стратегический менеджмент и предпринимательство: возможности для будущего процветания/ Пер. с англ.– М.: Финпресса, 2000.
4. Виханский О.С. Стратегическое управление.– М.: Гардарики, 2002.
5. Данилин О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности (КПЭ) для промышленных предприятий и практики их применения// Управление компанией, 2003 .– №2.
6. Мешалкин В.П., Петров И.А., Фомченкова Л.В. Проблемы и перспективы развития российского бизнеса в условиях глобализации экономики // Российское предпринимательство, 2002. – №5.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:49