Экономическая безопасность как основа снижения рисков в деятельности предприятий

Стрельников И.В., Селюков В.К.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
С выходом Закона РФ «О частной и охранной деятельности в РФ» организации получили возможность создавать специализированные подразделения безопасности по обеспечению своих экономических интересов на коммерческой основе. У вновь создаваемых подразделений наравне с традиционными функциями – защитой государственных и служебных секретов – стали появляться функции, связанные с обеспечением сохранности коммерческой тайны, физической охраной самих организаций и их персонала, ПДИТР, противопожарной безопасности, с осуществлением экономической разведки конкурентов и изучением деловых партнеров. Вместе с тем стало появляться понимание, что существующие недочеты и трудности в значительной мере обусловлены отсутствием единого подхода к проблеме организации обеспечения устойчивого функционирования производственно–коммерческих организаций, не разработанностью понятий экономической безопасности и их инструментария.

Ключевые слова: организованная преступность, коммерческая тайна



С выходом Закона РФ «О частной и охранной деятельности в РФ» организации получили возможность создавать специализированные подразделения безопасности по обеспечению своих экономических интересов на коммерческой основе [1]. У вновь создаваемых подразделений наравне с традиционными функциями – защитой государственных и служебных секретов – стали появляться функции, связанные с обеспечением сохранности коммерческой тайны, физической охраной самих организаций и их персонала, ПДИТР, противопожарной безопасности, с осуществлением экономической разведки конкурентов и изучением деловых партнеров. Вместе с тем стало появляться понимание, что существующие недочеты и трудности в значительной мере обусловлены отсутствием единого подхода к проблеме организации обеспечения устойчивого функционирования производственно–коммерческих организаций, не разработанностью понятий экономической безопасности и их инструментария.

Постановка любой проблемы ставит необходимость выделения базовых вопросов, методологическое осмысление которых позволяет понять тему в целом и выйти на ее практическое, прикладное решение. Применительно к проблеме обеспечения экономической безопасности производственно-коммерческих организаций необходимо ответить на следующие вопросы:

‑ что следует понимать под термином «экономическая безопасность» применительно к изменившимся внешним и внутренним условиям и каково содержание этого понятия?

‑ в чем конкретно проявляются в настоящее время и могут проявляться в будущем признаки угроз экономическим интересам производственно-коммерческих фирм?

‑ каков механизм противодействия этим угрозам?

‑ каково место и роль специализированных подразделений безопасности производственно-коммерческих организаций в обеспечении экономической безопасности?

Понятие «экономическая безопасность» является сложной и полемической проблемой. В мировой практике принято выделять следующие уровни экономической защищенности и безопасности: международный, национальный (макроэкономический), региональный, отраслевой, отдельных производственно-коммерческих организаций (микроэкономический), семьи и личности.

В законодательных актах Российской Федерации определение «экономическая безопасность» появилось лишь в третьем разделе закона РФ № 2446-1 от 5 марта 1992 года «О безопасности», где экономическая безопасность отнесена к таким видам безопасности как государственная, общественная, оборонная и др. [2].

Данные обстоятельства позволили некоторым авторам вывести понятие «экономическая безопасность» из общего понятия безопасности закрепленного в данном Законе, как «состояние защищенности жизненно важных экономических интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». Поэтому вполне естественно, что такое абстрактное определение не способствует познанию природы понятия «экономическая безопасность», определению образующих ее факторов, причин и условий, не позволяет разработать механизм защиты экономических интересов производственно-коммерческих организаций.

Мировой опыт показывает, обеспечение экономической безопасности – это, в первую очередь, гарантия независимости страны, условия стабильности и эффективности жизнедеятельности общества, достижение успеха и является одним из важнейших национальных приоритетов.

С 1992 года в России по инициативе Совета Безопасности Российской Федерации (СБ РФ образован в соответствии с Указом Президента РФ № 547 от 3 июня 1992 года) началась теоретическая и организационная проработка вопросов обеспечения экономической безопасности на макроэкономическом уровне.

В ряде статей ведущие ученые страны провели анализ экономической ситуации в России, обосновали основные элементы концепции экономической безопасности Российской Федерации, определили актуальные угрозы, оказывающие негативное влияние на устойчивость экономики страны, наметили пути ее обеспечения в современных условиях.

Спектр взглядов на это понятие оказался весьма широким. К числу основных подходов необходимо отнести точки зрения, определяющие экономическую безопасность как:

‑ совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики, ее стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию;

‑ состояние возможности и готовности экономики обеспечить устойчивость экономического положения личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства в условиях внутренних и внешних угроз и влияний;

‑ защищенность, готовность и способность институтов власти создавать механизмы защиты отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества;

‑ состояние экономики, при котором обеспечивается устойчивый экономический рост, эффективное удовлетворение общественных потребностей, высокое качество управления, защита экономических интересов на национальном и международном уровнях.

Все приведенные определения имели право на самостоятельное существование и разработку. Они явились основой для разработки дальнейших концептуальных подходов к проблеме обеспечения экономической безопасности. А выдвижение указанной проблемы в качестве общенациональной задачи обусловило потребность выработки государственной политики в данной сфере. Эта работа осуществляется в рамках деятельности Совета Безопасности Российской Федерации и иных государственных структур.

Так начиная с 1994 г. Минэкономики (в настоящее время ‑ Минэкономразвития) России совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности РФ приступило к разработке организационно-методических материалов с целью подготовки предложений к Государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности в Российской Федерации.

Итогом работы явилось принятие в 1996 году «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации» (Одобрена Указом Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 года). В указанном документе отражены цели, объекты и угрозы экономической безопасности Российской Федерации, а также меры и механизмы экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности [3].

В положениях Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации обсуждались вопросы, в основном направленные на обеспечение международного и национального (макроэкономического) уровня экономической безопасности, а микроэкономический уровень экономической безопасности (т.е. уровень отдельных производственно-коммерческих организаций) вообще не рассматривался. Лишь во второй главе названного законодательного акта, указано, что основными причинами, вызывающими возникновение таких угроз экономической безопасности Российской Федерации, как:

‑ низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

‑ завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

‑ приобретение иностранными организациями российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции с внешнего и внутреннего рынков;

‑ нарушение производственно-технологических связей между производственно-коммерческими организациями отдельных регионов России и т.п.;

‑ неустойчивое финансовое положение отечественных предприятий;

‑ неблагоприятный инвестиционный климат;

‑ сохранение инфляционных процессов и другие проблемы, связанные с финансовой дестабилизацией в российской экономике.

В настоящее время Советом Безопасности Российской Федерации, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами подготовлен проект «Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года».


Источники:

1. Закон РФ «О частной и охранной деятельности в РФ»
2. Закон РФ «О безопасности» № 2446-1 от 05.03.1992 года.
3. Указ Президента РФ № 608 от 29 апреля 1996 года «Государственная стратегия экономической безопасности в Российской Федерации».

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:42:03