Проблемы и перспективы развития российского бизнеса в условиях глобализации экономики

Мешалкин В.П., Фомченкова Л.В., Петров И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мешалкин В.П., Фомченкова Л.В., Петров И.А. Проблемы и перспективы развития российского бизнеса в условиях глобализации экономики // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 92-94.

Аннотация:
Глобализация оказывает влияние на экономику во всех странах мира и содержит как позитивные, так и негативные аспекты. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиционные процессы, влияет на распространение технологий, не признавая границ. Все это, в конечном счете, влияет на эффективность производства, производительность труда и конкурентоспособность организаций, отраслей и конкретной страны в целом.

Ключевые слова: предпринимательство, глобализация, экономическая глобализация



Глобализация оказывает влияние на экономику во всех странах мира и содержит как позитивные, так и негативные аспекты. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиционные процессы, влияет на распространение технологий, не признавая границ. Все это, в конечном счете, влияет на эффективность производства, производительность труда и конкурентоспособность организаций, отраслей и конкретной страны в целом.

Основное положительное последствие глобализации связано с эффектом конкуренции. С середины 90-х годов предприятия ряда отраслей оказались в принципиально новой конкурентной ситуации, характеризующейся многоаспектностью интересов конкурирующих сторон, динамизмом и агрессивностью. В экономической теории и практике такую обстановку стали обозначать термином "гиперконкуренция" [1].

Глобализация способствует обострению конкуренции на традиционных рынках, поскольку к внутренним конкурентам присоединяются сильные внешние конкуренты. С этой точки зрения глобализационные процессы в мировой экономике выгодны, прежде всего, потребителям, так как конкуренция дает им возможность выбора и снижает цены.

Глобализация не просто вносит изменения в традиционные представления о качестве товаров и услуг, уровне производственных издержек, производительности труда и т.п., она меняет масштабы конкуренции организаций и условия конкурентной борьбы. Наличие глобального рынка технологий, рабочей силы, сырьевых ресурсов, финансового капитала приводит к тому, что проблема достижения конкурентоспособности организаций приобретает совершенно иное содержание и значение. Конкурентное преимущество, по мнению ряда исследователей, теперь может быть достигнуто за счет создания и развития некоторого отличительного качества, пользующегося спросом у потребителей, на основе отличительных способностей самой организации, а не технологии и ресурсов, к которым она имеет доступ [2]. При этом источником основных преимуществ бизнеса являются люди как носители определенных знаний, опыта и способностей.

Существующие оценки пройденного Россией пути, а также ее нынешнего состояния указывают на то, что предшествующими поколениями были созданы неплохие материально-технические условия и интеллектуально-кадровый потенциал для успешной постиндустриальной трансформации российского общества. Среди отраслей с высоким качеством человеческого капитала наибольшее внимание в мире привлекают отрасли, связанные с информационными технологиями. Россия, располагающая крупнейшим резервом ученых и инженеров, сильными научными и техническими организациями, имеет огромный потенциал в области информационных технологий и наукоемкого развития. Однако современное состояние отечественной экономики и национальной промышленности не стимулирует научно-технической активности и не обеспечивает платежеспособного спроса на инновации.

Из происходящего процесса глобализации российские организации могут извлечь выгоду и найти свое место в мировой экономике. Повышению их конкурентоспособности может способствовать, с одной стороны, частичная или полная передача выполнения отдельных бизнес-функций и даже частей бизнес-процесса сторонним лицам или организациям, способным осуществить их более эффективно, а с другой, участие в сетевых корпорациях, в том числе и зарубежных.

За последние десятилетия глобализационные процессы привели к значительному изменению условий бизнеса. Другими стали и сами организации, их место и роль в среде бизнеса. А значит должен измениться и процесс управления организациями, в том числе и процесс управления конкурентоспособностью. При этом нельзя не указать на необходимость государственной поддержки этого процесса. В условиях глобализации экономики для любой организации важнее быть частью мировой экономической системы, нежели противостоять ей. Став частью этой системы посредством кооперации и сотрудничества, конкурентоспособные российские организации получат возможность развиваться синхронно с глобальной экономикой, а Россия займет достойное место в мировом сообществе.

[1] Брун М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление // Проблемы теории и практики управления, № 3, 1998.

[2] Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. – М.: "Финпресс", 2001.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:55