Раздел продукции: основополагающие принципы и условия

Илюхин Р.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Илюхин Р.В. Раздел продукции: основополагающие принципы и условия // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 85-91.

Аннотация:
Как уже говорилось, соглашение о разделе продукции подписывается двумя сторонами, одной из которых является государство – владелец нефтяных ресурсов, а второй – нефтяная компания (чаще всего иностранная), претендующая на разработку этих ресурсов. Непосредственно в соглашении государство может быть представлено руководителем, правительством, министерством или государственной нефтяной компанией. Нефтяная компания, в свою очередь, может на практике являться консорциумом, совместным предприятие или иной организационной формой потенциальных инвесторов, поэтому в дальнейшем будем именовать эту сторону соглашения «инвестором».

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, раздел продукции



Как уже говорилось, соглашение о разделе продукции подписывается двумя сторонами, одной из которых является государство – владелец нефтяных ресурсов, а второй – нефтяная компания (чаще всего иностранная), претендующая на разработку этих ресурсов. Непосредственно в соглашении государство может быть представлено руководителем, правительством, министерством или государственной нефтяной компанией. Нефтяная компания, в свою очередь, может на практике являться консорциумом, совместным предприятие или иной организационной формой потенциальных инвесторов, поэтому в дальнейшем будем именовать эту сторону соглашения «инвестором».

Общепринятый принцип раздела продукции.Наиболее общий принцип раздела продукции можно продемонстрировать на примере следующей схемы:

Обычно все работы на месторождении проводятся инвестором, однако в некоторых случаях в этой деятельности обязана участвовать и государственная нефтяная компания.

Как только добыта первая коммерческая нефть, инвестор обязан выплатить государству роялти в заранее согласованном размере. Роялти может взиматься в натуральной форме или в денежном эквиваленте, как договорятся стороны. В первом случае государство получает бесплатный источник сырой нефти, которую можно продавать на внутреннем рынке или экспортировать. Во втором случае роялти – это прямые денежные поступления в казну. В этом случае в соглашении необходимо особо внимательно отнестись к процедуре определения стоимости добытого сырья. Если фактическая цена реализации меньше цены, зафиксированной в соглашении – в выигрыше оказывается государство, и наоборот. Однако, в любом случае роялти – это гарантированный источник дохода для государства вне зависимости от прибыльности проекта.

На следующем этапе раздела продукции инвестор получает право возместить часть своих затрат за счет заранее согласованной доли добытой нефти, которая называется «компенсационная продукция». В большинстве контрактов предельная доля компенсационной продукции четко зафиксирована (например, на уровне 50% от добытой нефти за вычетом роялти), но в мировой практике существуют и контракты с не лимитированным уровнем компенсационной продукции. Вообще доля компенсационной продукции часто зависит от специфики и особенностей каждого конкретного месторождения. Например, при разработке месторождений с запасами на грани рентабельности, скорее всего, потребуется более высокий допустимый уровень компенсации затрат. Если в текущем периоде компенсационной продукции недостаточно для покрытия операционных затрат, амортизации, процентов по кредитам/займам, остаток непокрытых затрат переносится на следующий период и покрывается за счет компенсационной продукции следующего периода. Надо отметить, что чем выше доля компенсационной продукции, тем проект привлекательней для инвестора, а государству, в свою очередь, требуется более длительный период, чтобы получить свою долю доходов от проекта.

На третьем этапе раздела продукции делится оставшаяся часть добытого сырья – так называемая «прибыльная нефть». Раздел прибыльной нефти происходит в заранее согласованных и зафиксированных в соглашении пропорциях. Далее инвестор обязан уплатить государству налог на прибыль, начисляемый на его долю прибыльной нефти. Здесь очень важно подчеркнуть, что налогом облагается не прибыль, как таковая, а именно доля прибыльной нефти.

Следует учитывать, что на каждом этапе вышеописанного процесса существует целый ряд переменных условий, каждое из которых существенно влияет на экономический смысл механизма раздела продукции. Но эти особенности мы обсудим в следующей статье.

В предыдущей статье («рп» № 4/2002) речь велась об особенностях проектов нефтедобычи, которые предопределили появление режима раздела продукции, как одного из видов сотрудничества в нефтяном бизнесе. Итак, вспомним, как обычно делится доход от реализации проекта между сторонами, одной из которых является государство – владелец ресурсов, а другой ‑ инвестор:

Предположим, что рыночная цена нефти равна $20 долларов за баррель. Инвестор обязан с каждого добытого барреля уплатить государству роялти в размере 10%. Из оставшихся $18 инвестор вправе возместить свои затраты. В приведенном примере предполагается, что средний уровень компенсационной продукции по рассматриваемому проекту составит 33,3%. Из оставшихся $12 (прибыльная нефть) 40% достается инвестору, а остальное – государству. Последнее также получает 30% от части прибыльной нефти инвестора, в виде налога на прибыль. Итак, в итоге, из стоимости произведенной продукции $20 государству причитается $10.64, а инвестор получает $9.36. Однако с точки зрения потока денежных средств по проекту доля инвестора в доходах значительно меньше, поскольку те $6 которые он получает в качестве компенсационной продукции ему нужно сначала вложить в разработку. Таким образом сократив стоимость добытой нефти на величину затрат по добыче, мы получаем поступления по проекту равные $14 ($20-$6), из которых государству причитается 76%, а инвестору 24%.

В приведенном примере доход государства состоит из поступлений роялти, налогов, а также доли прибыльной нефти. В некоторых соглашениях присутствуют прочие дополнительные условия и источники доходов. Например, иногда в качестве мотивирующего фактора для инвестора применяется так называемый «аплифт» - условие, при котором на не возмещенные капитальные затраты инвестора начисляются согласованные проценты, которые впоследствии выплачиваются за счет компенсационной продукции, и т.д.

В реальной жизни в соглашениях о разделе продукции присутствует гораздо больше различных переменных. Помимо уже упомянутых параметров, таких как компенсационная продукция, прибыльная нефть, роялти и налог на прибыль в различных соглашениях можно встретить специальные условия о сроках разведки и разработки, бонусах, распределении обязанностей, участии государства в работах, программе работ, ценообразовании, маркетинге, попутном газе, составе компенсируемых затрат и т.д.

Рассмотрим значимость и влияние основных перечисленных параметров на механизм раздела продукции.

Фискальная система.

Налоговое бремя, в основном, определяется условиями каждого отдельного контракта. Если по условиям контракта государство получает высокие ресурсные платежи (роялти), и большую долю прибыльной нефти, очевидно, что налоговое бремя должно быть низким или умеренным, поскольку в ином случае будет отсутствовать должная мотивация для потенциальных инвесторов.

Вообще одним из основных преимуществ режима раздела продукции является упрощенная схема налогообложения, в особенности, если государство готово взимать налоги в натуральном виде, т.е. в виде части добытой нефти.

Этот фактор в значительной степени стимулирует иностранных инвесторов, поскольку очень часто налоговые системы стран-владельцев природных ресурсов находятся в стадии становления и реформ, а связанная с этим нестабильность вызывает у потенциальных инвесторов недоверие и скептицизм.

Что касается особенностей российской фискальной системы, то это тема отдельной работы. Дело в том, что нормативно-правовая база в нашей стране не сформировалась окончательно, и в настоящий момент существует множество спорных и неоднозначных толкований соответствующих законов. В связи с этим тема необходимости уплаты тех или иных видов налогов в режиме СРП (соглашения о разделе продукции) постоянно находится в динамике. Очень часто возникают различные инициативы и законопроекты, предлагающие внести изменения в механизм работы режима раздела продукции. Однако не стоит при этом забывать об одном из основных предназначений СРП – упрощении налогового окружения.

Налоговые каникулы (льготы).

В мировой практике известны соглашения, гарантирующие инвесторам «налоговые каникулы» (освобождение от определенных или всех налогов) на начальном этапе разработки. Цель таких мер – стимулирование дальнейших инвестиций. Очень важным параметром налоговых каникул являются их временные рамки. Очевидно, что налог на прибыль возникает только после начала добычи. Следовательно, предоставление налоговых льгот на более ранних этапах разработки не имеет экономического смысла. К примеру, если налоговые каникулы предоставляются с момента подписания контракта сроком на 2 года, а геологоразведочные работы по проекту длятся 3 года – у инвестора нет шансов воспользоваться такой льготой. В то же время, если налоговые каникулы начинаются с момента начала добычи нефти, инвестор получает реальную экономию и стремится максимизировать объем добычи за этот льготный период, соответственно увеличивая суммы инвестиций в разработку.

В российской нефтяной промышленности известны случаи применения налоговых льгот на ранних стадиях разработки нефтяных проектов. В основном это достигается за счет переговоров с администрацией субъектов федерации, в которых находятся ресурсы. В результате инвестор может добиться временного снижения или отмены части местных налогов.

Бонусы

Бонусы представляют собой еще один источник дохода для государства. Наиболее распространенными видами бонусов в мировой практике СРП являются бонусы, выплачиваемые при подписании соглашения (бонус подписания), и выплачиваемые при достижении определенного уровня добычи. Реже встречаются бонусы, выплачиваемые в случае коммерческого открытия месторождения (бонус открытия). Как правило, размер разовых платежей определяется в зависимости от рентабельности каждого отдельного проекта. Обычно бонус подписания и бонус открытия приравниваются к расходам на поисковые и разведочные работы и впоследствии амортизируются. Что касается бонусов по добыче, то они могут представлять собой, как разовые платежи, так и определенную последовательность выплат, производимым по достижении определенных показателей. Например, инвестор обязуется заплатить государству $2 млн. при выходе на объем добычи в 20 000 баррелей в сутки, а при выходе на объем в 40 000 баррелей – предусмотрен еще один бонус – $3 млн. Может применяться и несколько иная шкала – по достижении определенного объема накопленной добычи, т.е., к примеру, инвестор выплачивает государству $5 млн. после добычи миллионного барреля нефти. Бонусы, связанные с объемами добычи, как правило, относятся к невозмещаемым затратам инвестора, но учитываются при разделе прибыльной продукции.

В российской практике бонусы применяются довольно широко, и часто их размер является одним из основных критериев в выборе победителя тендера на разработку нефтяных месторождений.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:48