Продуктовые инновации в нефтеперерабатывающей отрасли России
Скачать PDF | Загрузок: 3
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Чулок А.А. Продуктовые инновации в нефтеперерабатывающей отрасли России // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 80-84.
Аннотация:
(Продолжение. Начало в 1, 2, 4/2002)
Направления инновационного развития моторных масел и СОЖ во многом схожи тем, что зависят от требований, предъявляемых со стороны товаров, для которых они являются расходными материалами, т.е. со стороны автомобилей и станков. Таким образом, важно проследить тенденции развития и усовершенствования последних, формирования новых экологических и технологических стандартов для выявления направлений совершенствования моторных масел и СОЖ. Еще одной важной составляющей инновационного процесса являются инновации в сфере выстраивания каналов сбыта.
Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, Лукойл, нефтеперерабатывающая промышленность, сбытовая деятельность
Направления инновационного развития моторных масел и СОЖ во многом схожи тем, что зависят от требований, предъявляемых со стороны товаров, для которых они являются расходными материалами, т.е. со стороны автомобилей и станков. Таким образом, важно проследить тенденции развития и усовершенствования последних, формирования новых экологических и технологических стандартов для выявления направлений совершенствования моторных масел и СОЖ. Еще одной важной составляющей инновационного процесса являются инновации в сфере выстраивания каналов сбыта.
Основные направления развития продуктовых инноваций
Успешное внедрение нового продукта во многом зависит от наличия хорошо действующей и отлаженной системы сбыта, так как возможности фальсификации очень велики. В данной статье в качестве примера такой системы сбыта использована дилерская сеть, разработанная НИЦ ОАО НК «ЛУКОЙЛ» [1].
Изменение требований к эксплуатационным свойствам моторных масел в течение последнего десятилетия и в ближайшей перспективе в основном обусловлено следующими факторами [2]:
1) изменением конструкций поршневых двигателей с целью улучшения их топливной экономичности и экологичности, в особенности совершенствованием процесса сгорания, рециркуляцией отработавших газов и применением турбонадува, при одновременном увеличении ресурса и снижении объема технического обслуживания двигателя;
2) все более широким использованием каталитических нейтрализаторов отработавших газов автомобилей, которое обуславливает жесткие ограничения на содержание в моторных маслах активных элементов присадок (фосфора, галогенов, тяжелых металлов);
3) изменением состава и свойств топлив, используемых в двигателях, которое также вызвано совершенствованием экологических законодательств регионов и стран;
4) деятельностью новых международных и национальных организаций, формирующих требования к современным моторным маслам на основе новых комплексов методов испытаний и более строгой системой сертификации.
Как уже говорилось, само моторное масло состоит из двух основных компонентов: базового масла (70-90%) и присадок(10-30%). При этом, соответственно, возможными становятся два стратегических направление инноваций: изменение основы, т.е. базового масла, либо состава присадок. Наиболее перспективным направлением с технологичной точки зрения является выпуск масел на синтетической и полусинтетической основе. Можно выделить следующие преимущества этих масел по отношению к маслам на минеральной основе:
‑ синтетические масла получают путем химического синтеза, чем достигается высокая однородность и большая стабильность свойств;
‑ они остаются более жидкими на морозе и более густыми в жару, таким образом, снижается износ деталей и потери на трение;
‑ предотвращают высоко- и низкотемпературные отложения на деталях двигателя;
‑ обладают более высокими антиокислительными и моюще-диспергирующими свойствами;
‑ облегчают запуск двигателя, обеспечивают быстрое смазывание удаленных участков, предотвращают износ трущихся деталей в момент пуска двигателя за счет более высокой прокачиваемости масла;
‑ экономят не менее 2% топлива;
‑ обеспечивают увеличение сроков смены масла в двигателях до 200%;
‑ снижают содержание вредных выбросов в выхлопных газах; способствуют долгосрочной и эффективной работе катализатора автомобиля;
‑ соответствуют международным стандартам качества ISO 9000 и экологическим ISO 14000.
Тем не менее, разработка новых присадок также является весьма интересным направлением. Производство современных моторных масел и СОЖ возможно только при наличии широкого ассортимента различных присадок, обладающих высокой и длительной эффективностью в малых концентрациях и выполняющих сразу несколько функций. Для упрощения процесса получения моторных масел и СОЖ в мировой практике используется принцип пакетирования функциональных присадок. Он заключается в том, что к базовому маслу добавляются не отдельные присадки, а сразу пакеты присадок, представляющие собой результат оптимального сочетания присадок различного функционального назначения. Кроме того, существуют специальные присадки, повышающие действие уже самого пакета, улучшая его антиокислительные, антикоррозионные, моюще-диспергирующие свойства, снижая склонность масел к образованию высокотемпературных отложений.
Ассортимент присадок, вырабатываемых на российских заводах, явно недостаточен для производства современных высококачественных масел. Отсутствует должное количество сырья, необходимого для производства присадок, нет ноу-хау, которые обеспечили бы производство современных присадок. Таким образом, российским производителям приходится закупать зарубежные пакеты присадок, которые достаточно дороги и не являются новейшими. А ведь цена присадок составляет от60 до80% в стоимости масла. Наладить собственное производство присадок планирует НК «ЛУКОЙЛ». Это позволило бы значительно снизить себестоимость без потери качества масла.
Надо сказать, что НК «ЛУКОЙЛ» стала первой в России компанией, освоившей производство моторных масел на полусинтетической (ЛУКойл-Люкс, 1997г.) и синтетической основах (ЛУКойл- Синтетик, 1998г.). Кроме этого, произведены такие торговые марки, как ЛУКойл-Супер и ЛУКойл-Стандарт. Каждые из этих торговых марок объединяют масла нескольких классов вязкости, т.е. фактически разных масел. Многие из них прошли испытания на заводах таких автомобильных гигантов, как Mercedez-Benz, Volkwagen, Porhe, BMW и получили там одобрение. Например, производители BMW после ряда тестов отнесли масло “ЛУКойл-Синтетик” к разряду масел, которые можно менять не ежегодно, а раз в два года и увеличили рекомендуемые пробег своих машин без смены этого масла до 30 тыс. км. (более подробно о новых марках масел можно прочесть в «рп» 12/2000, стр.32).
В августе 2000г. другая крупная нефтяная компания – ТНК начала выпуск полусинтетического моторного масла под торговой маркой «ТНК-СУПЕР ОЙЛ», классификация 5W-40 (SAE) SG/CD (API). Масло было создано совместно со специалистами концерна Texaco и делается на основе базового масла Рязанского НПЗ (завод принадлежит ТНК) c использованием импортных присадок. Импортный пакет присадок обеспечивает высокую текучесть и нейтрализует кислоты, возникающие в процессе работы двигателя. Масло “ТНК-СУПЕР ОЙЛ” разработано в Рязани в сотрудничестве с АвтоВАЗом. За качеством продукции, утверждает ТНК [3], следит современный спектрограф, а периодические пробы отправляются на тесты в Бельгию.
Еще одна крупнейшая нефтедобывающая и перерабатывающая компания ‑ ЮКОС в январе 2000г. начала крупномасштабные инвестиции в Новокуйбышевский НМЗ и Куйбышевский НПЗ. Одним из приоритетных направлений должно стать производство синтетических смазочных масел, в том числи и моторных. ЮКОС планирует объединить эти два завода в единый комплекс и инвестировать на его развитие порядка 4,4 млрд. рублей. Куйбышевский НПЗ, утверждает компания, является уникальным в плане возможности производства синтетических масел, так как имеются все предварительные технологические цепочки. Несмотря на такие грандиозные планы, конкурентоспособные торговые марки масел, способные составить конкуренцию лукойловским синтетическим и полусинтетическим маслам, пока еще не производятся на заводах компании.
Угнаться за лидерами пытается и «Татнефть». В сентябре 1999г. по поручению Кабинета Министров РТ «Нижнекамскнефтехим» и «Татнефть» создали совместное предприятие ООО «Татнефть - Нижнекамскнефтехим – Ойл». Основная цель создания ‑ наладить в республике производство синтетических масел по методу, разработанному специалистами Института химической физики РАН. В их разработках использован ряд технических новшеств, утверждают представители «Татнефти», выгодно отличающих данный процесс от мировых аналогов. Пуск завода пройдет в три этапа. Первая очередь сдана в эксплуатацию в начале 2002 года. Второй этап должен быть завершен к маю 2002 года. Третий этап, рассчитанный на перспективу, связан с выводом завода на проектную мощность. Максимальная суммарная мощность завода по окончании третьего этапа строительства составит порядка 67 тысяч тонн продукции в год. Предприятие будет выпускать всю гамму синтетических, полусинтетических и минеральных масел примерно 200 наименований. Новое производство ориентировано не только на КамАЗ, ЕлАЗ и ВАЗ, но и на весь машинно-тракторный парк республики, который будет обеспечиваться в первую очередь [3].
Источники:
2. Смазочно-охлаждающие технологические средства для обработки металлов резанием. Справочник/Под общей ред. С.Г. Энтелиса, Э.М. Берлинера- 2-е изд., перераб. и доп. М.: Машиностроение, 1995г.
3. Журнал “Нефтегазовая вертикаль”: www.ngv.ru №№ за 1997-2001 гг.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:46:50