Организация центров жилищного просвещения в республике Татарстан

Гареев И.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Гареев И.Ф. Организация центров жилищного просвещения в республике Татарстан // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 159-164.

Аннотация:
В настоящее время для населения Республики Татарстан реализуется несколько жилищных программ. Разъяснительной работой каждая специализированная организация занимается самостоятельно. При этом ни одно из учреждений не владеет полной информацией по всем схемам приобретения жилья. Таким образом, необходима разработка и реализация эффек- тивных механизмов информационно-разъяснительной деятельности, в том числе организация центров жилищного просвещения.

Ключевые слова: государственная поддержка, рынок недвижимости, молодые семьи, жилищные условия, жилищное просвещение, социальное консультирование, информационно-разъяснительная деятельность



В Республике Татарстан в очереди на улучшение жилищных условий находится немногим более 10% от общего числа семей, нуждающихся в расширении занимаемой площади.

Основная причина столь низкого уровня учета – низкая информированность. Положение усугубляется тем, что участие молодой семьи в любой из схем государственной поддержки носит заявительный характер. Для того чтобы претендовать на получение организационно-финансовой поддержки, семье необходимо осуществить выбор наиболее приемлемого варианта.

Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан» (далее – Объединение) является уникальной некоммерческой структурой, обладающей достаточным опытом и квалифицированным персоналом для решения этой задачи. Она осуществляет активное взаимодействие с исполнительными органами власти и строительными организациями на протяжении длительного периода времени.

При содействии Объединения за 14 лет улучшили жилищные условия 3400 молодых семей.

Государственная поддержка молодых семей по приобретению жилья

В сформированной системе государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий Объединение является координатором реализуемых мероприятий. Для повышения эффективности деятельности Объединение поставило перед собой задачу организации информационно-разъяснительной работы с молодыми семьями по их возможному участию в программах улучшения жилищных условий.

С целью повышения качества предоставляемых услуг необходимо усиление материально-технического обеспечения. В связи с этим Объединение приняло участие в конкурсе социальных и культурных проектов ОАО «РИТЭК». Предложенный конкурсной комиссии проект «Молодой семье – доступное жилье» получил одобрение, а пилотный проект будет реализован на территории второго по величине города Республики Татарстан – Набережных Челнах. Жилищный вопрос является важнейшей проблемой жителей г. Набережные Челны. С 1999 года в городе осуществляется реализация целого ряда целевых жилищных программ.

Но кажущееся разнообразие механизмов при обращении за получением финансовой поддержки упирается в необходимость соответствия широкому ряду условий, в том числе постановке на учет и мониторингу очередности. Учитывая, что реализацией указанных механизмов занимаются различные специализированные организации, молодые семьи зачастую выбирают не самую приемлемую организационную схему. Перечень организаций – участников системы государственной поддержки обширен. Разъяснительной работой каждая специализированная организация занимается самостоятельно и обособленно от других. В средствах массовой информации недостаточно публикаций, раскрывающих особенности участия молодых семей в жилищных программах.

В связи с этим в адрес руководителей исполнительных комитетов и других подразделений муниципального образования, в специализированные организации поступает значительное количество обращений от молодых семей с просьбой разъяснить возможные способы получения финансовой поддержки. При этом ни одно из указанных учреждений не владеет полной информацией по всем схемам получения государственной поддержки.

Таким образом, необходима разработка и реализация эффективных механизмов информационно-разъяснительной деятельности.

Как повысить эффективность информационно-разъяснительной деятельности?

К рассматриваемой проблеме одной из первой озаботилась Общественная палата Российской Федерации [2]. В частности, комиссией по местному самоуправлению и жилищной политике 23–24 июня 2009 года были организованы общественные слушания «Информационная политика в жилищной сфере: обязанность государства, бизнеса или общества?». Наиболее действенными среди озвученных мер можно признать предложения:

– по разработке раздела ФЦП «Жилище» по информационному сопровождению и просвещению участников жилищных отношений;

– стимулированию разработки целевых региональных и муниципальных программ по жилищному просвещению и информационному сопровождению реализации программ;

– поддержке развития институтов жилищного просвещения в регионах.

В целом, проявление интереса к данной проблеме со стороны общественности мы оцениваем крайне положительно, а сформулированные решения заслуживают высокой оценки. В свою очередь, для повышения эффективности информационно-разъяснительной деятельности потребуются еще несколько традиционных инструментов, в частности:

– разработка и продвижение Интернет-портала о поддержке населения в улучшении жилищных условий;

– подготовка и издание научно-популярных статей в ведущих российских научно-практических журналах, раскрывающих специфику реализации региональных жилищных программ;

– организация центров социального консультирования (жилищного просвещения) населения по вопросам улучшения жилищных условий.

Создание центров жилищного просвещения

Цели проекта определены в соответствии с тенденциями реализации жилищных программ и предполагают:

1) повышение правовой культуры молодых семей;

2) информационно-аналитическую поддержку управленческих решений в интересах укрепления молодых семей;

3) мониторинг потребностей молодых семей в области механизмов улучшения жилищных условий;

4) повышение уровня учета молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с действующим законодательством.

Для достижения поставленных целей предполагается решить следующие задачи:

– развить систему информирования молодых семей об основных принципах и формах участия в федеральных и региональных жилищных программах;

– организовать целенаправленную и систематическую работу по разъяснению жилищного законодательства в области государственной поддержки молодых семей в улучшении жилищных условий;

– подготовить предложения по развитию механизмов улучшения жилищных условий молодых семей.

Для информационного обеспечения деятельности Объединения функционирует сайт организации в сети Интернет [1]. К настоящему моменту одной из задач дальнейшего развития сайта является его продвижение – поисковая оптимизация, служащая повышению видимости портала в поисковых системах, что даст стабильный приток целевых посетителей. В результате станет более доступным выход молодых семей на вышеупомянутый сайт с целью получения достоверной информации о реализации молодежных жилищных программ.

Ключевым направлением информационно-разъяснительной деятельности является создание центров жилищного просвещения (социального консультирования). Запуск подобных центров требует:

– организации взаимодействия со всеми операторами жилищных программ;

– подготовки раздаточных материалов (информационных буклетов) о реализуемых жилищных программах;

– обучения сотрудников основным положениям жилищных программ.

Консультирование и поддержка молодых семей

Осуществление мероприятий по жилищному просвещению населения требует активной социальной рекламы в местных СМИ о функционировании центра. В дальнейшем будет налажен прием населения по вопросам улучшения жилищных условий.

Специалист организации сможет оказать квалифицированную первичную консультацию любому гражданину, заинтересованному в улучшении своих жилищных условий.

Возможно проведение предварительных расчетов по необходимому первоначальному взносу, размеру государственной поддержки или социальной выплаты, сроку кредита, величине ежемесячных выплат и минимально необходимому доходу заемщика (его семьи). В частности, будет выясняться семейное положение – возраст, место постоянной регистрации, наличие зарегистрированного брака.

По возрасту будет определена конкретная программа, участником которой может быть семья.

Далее молодую семью проконсультируют относительно основных положений выбранной жилищной программы. Исходя из состава семьи, будет рассчитана стоимость жилого помещения. Затем специалисты предоставят информацию о сущности господдержки – ее форме, величине и т.п. Далее будет определена сумма, необходимая для внесения семьей в качестве первоначального взноса. В случае потребности в заемных средствах семье будут предоставлены сведения о существующих кредитных программах местных финансовых учреждений.

Для повышения уровня учета молодых семей будет проводиться разъяснение вопросов постановки на учет, в том числе толкование норм учета нуждаемости.

Благодаря реализации данного проекта предполагается, что произойдет значительное насыщение информационного пространства показателями социально-экономической эффективности реализуемых жилищных программ. При небольшой, но достаточной финансовой поддержке государства, молодой семье удастся улучшить свои жилищные условия.

По нашему мнению, это окажет существенное влияние на повышение заинтересованности муниципальных образований к увеличению масштабов софинансирования молодежных жилищных программ. В итоге большее количество молодых семей получит возможность улучшить свои жилищные условия.


Источники:

1. История организации. // Общественная организация «Объединение молодежного строительства Республики Татарстан». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oms-rt.ru/index.php/istoria.
2. Решение общественных слушаний // Общественная палата Российской Федерации. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.oprf.ru/files/reshenieobshestslushanii.doc.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:20