Как создать систему логистических услуг для оптовой торговли?

Тарзилова А.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В работе рассмотрена методика построения интегрированной системы оказания услуг на базе оптовой торговли. Методика состоит из двенадцати взаимосвязанных этапов, подробно проанализированных в статье. Принципиальным отличием методики является ориентация на достижение целей всех участников логистической цепи.

Ключевые слова: оптовая торговля, логистические услуги, эффект синергии, интегрированная система, логистическая цепь, механизм интеграции



При всем разнообразии организационно-экономических механизмов интеграции хозяйствующих субъектов, каждый из них должен отвечать нескольким основным требованиям, к которым относятся [3]:

– результативность (эффективность) – затраты материальных, трудовых, финансовых и иных ресурсов на всех стадиях применения конкретного механизма должны перекрываться совокупным эффектом от его прямого действия;

– адаптивность (приспособляемость) – механизм должен обладать достаточной гибкостью для сравнительно быстрой адаптации к специфическим характеристикам производственно-экономической деятельности, связанным с технико-технологическими, организационно-техническими, социально- экономическими и иными особенностями хозяйствующего субъекта;

– устойчивость – механизм должен обладать достаточной надежностью, чтобы безотказно функционировать при значительных изменениях в окружающей социально-экономической среде;

– сочетаемость – каждый механизм должен достаточно легко и быстро настраиваться на совместное использование с другими механизмами, а дополнительные затраты на синхронное функционирование разных механизмов должны перекрываться синергическим эффектом совместного действия;

– доступность – механизм не должен отличаться излишней сложностью для того, чтобы его внедрение могло быть осуществлено в ограниченные сроки с умеренными издержками.

Предложенный механизм построения интегрированной системы оказания услуг на базе оптовой торговли отвечает всем этим требованиям.

Нужно ли внедрять новую систему оказания логистических услуг?

Принципиальным отличием методики построения интегрированной системы оказания услуг на базе оптовой торговли является ориентация на достижение целей всех участников логистической цепи.

На первом этапе необходимо определить цели и задачи построения интегрированной системы оказания услуг на базе оптовой торговли. Цель создания заключается в управлении потоками услуг и связанными с ними материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и другими потоками для предоставления внутренним и внешним клиентам возможности получать требующиеся им услуги в соответствии с правилами логистики. Цель создания интегрированной системы оказания логистических услуг должна быть конкретизирована в задачах.

На втором этапе следует проанализировать существующую систему оказания логистических услуг. Одной из главных задач этого анализа является совершенствование существующей системы оказания услуг. Новая система внедряется в том случае, если она повышает эффективность интегрированной системы оказания услуг. Анализ существующей системы оказания логистических услуг может состоять из следующих этапов [5]:

1) идентификация и описание существующих логистических процессов по оказанию услуг оптовой торговлей;

2) определение ресурсоемкости существующих логистических процессов;

3) сбор информации о затратах логистической системы по функциям, процессам и операциям;

4) оценка эффективности существующей логистической системы оказания логистических услуг.

Формирование облика системы оказания логистических услуг

На третьем этапе производится анализ потребителей логистических услуг в данной системе и их требования к интегрированной системе оказания услуг.

На четвертом этапе необходимо проанализировать существующие аналоги интегрированной системы оказания логистических услуг. Это позволит избежать многих ошибок и недостатков.

На пятом этапе формируется облик интегрированной системы оказания логистических услуг.

Описание будущей интегрированной системы должно включать решение, какому из предприятий (стороне) звена цепи поставок следует принять на себя ответственность за обеспечение той или иной логистической услуги, а также на каких условиях будет выполняться каждая логистическая услуга. То есть, будет она выполняться силами собственного логистического подразделения (уже функционирующего, или возможность создания которого только рассматривается), силами третьей стороны или предполагается объединение этих вариантов в определенном сочетании [1].

На шестом этапе осуществляется процедура выбора потенциальных партнеров для определения наиболее надежных, передовых и желающих долговременного сотрудничества. Процедура выбора потенциальных партнеров аналогична процедуре выбора поставщиков. Процедура проводится инициатором интегративного процесса. В каждом случае набор критериев для отбора партнеров специфичен, в зависимости от вида деятельности предприятия и масштабов деятельности. Шестой этап заканчивается уведомлением наиболее успешных потенциальных партнеров об их участии в интегративном процессе.

Образование совета интегрированной структуры

На седьмом этапе начинается с образования совета интегрированной структуры.

В качестве управляющего советом, как правило, выступает генеральный директор оптового предприятия-инициатора изменений. Аналитический отдел состоит из логистов, маркетологов, юристов предприятия оптовой торговли. Внешние консультанты – это представители консалтинговых фирм, сопровождающих проект.

Сущность этого этапа заключается в том, что участники представляют отчеты их оценок текущего состояния развития логистической цепи. Этап завершается формулировкой цели и задачи дальнейшего развития, согласно которым каждый из участников интегрированной структуры определяет желаемое состояние своей логистической системы и видение желаемого состояния интегрированной структуры.

Согласно отобранным вариантам развития интегрированной системы оказания услуг, аналитический отдел на седьмой стадии осуществляет сбор необходимой информации и моделирование вариантов развития каждого из участников, и интегрированной системы оказания услуг в целом. Затем представляет результаты моделирования для экспертизы и проверки консультантам и экспертам.

Итоговые альтернативы рассматриваются и обсуждаются на совете интегрированной системы оказания услуг. Решением совета интегрированной системы оказания услуг утверждается вариант развития, а также альтернативный вариант на случай возникновения непредвиденных обстоятельств.

Соответственно утверждается выбранная система требований к интегрированной системе оказания услуг для каждого участников.

Оценка эффективности интегрированной системы

На восьмом этапе определяются варианты развития каждого предприятия-участника и интегрированной структуры в целом. На этом этапе описываются функции каждого предприятия по оказанию логистических услуг.

На девятом этапе необходимо определить бюджет, сроки, ресурсы, персонал, риски и составить план-график реализации проекта. Исходя из выбранных вариантов развития, служба логистики оптового предприятия совместно со структурными подразделениями готовит проект бюджета изменений согласно плану-графику внедрения системы требований, с указанием мероприятий, сроков, ресурсов и задействованного персонала, ориентировочной трудоемкости. Заканчивается данный этап определением источника финансирования изменений (возможно, в виде бизнес-планов).

На десятом этапе оценивается эффективность функционирования интегрированной системы оказания логистических услуг. Если предложенная интеграция эффективна, она подлежит практической реализации. В случае неэффективности предложенной интеграции следует вернуться на пятый этап построения интегрированной системы оказания услуг.

На одиннадцатом этапе определяются действия для каждого участника интегрированной системы оказания услуг и их периодичность (см. табл. на с. 114).

Таблица

Действия для каждого участникаинтегрированной системы оказания услуг

Заключение

После реализации проекта подводятся итоги и сравниваются полученные результаты с желаемыми. В случае отклонения устанавливаются причины и разрабатываются корректирующие и предупреждающие мероприятия. После этого разрабатываются направления нового развития.

Методика представляет собой взаимосвязанные, логически упорядоченные и интегрированные с лучшими достижениями практики процессы по созданию интегрированной системы оказания услуг на базе оптовой торговли для достижения желаемого результата. При этом проектирование осуществляется не только внутри оптового предприятия, а во взаимосвязи с изменяющимися логистическими системами предприятий партнеров.

Методика способствует достижению не только локальных целей каждого контрагента, но и ассоциативной цели всех участников интегрированной системы. Методика является достаточно гибкой и легко адаптируемой для более качественного и быстрого изменения предприятий оптовой торговли и участников интегрированной структуры оказания услуг.


Источники:

1. Воркут Т. Логистические решения предприятий // Финансовый директор. – 2004. – № 5. – С. 48.
2. Гаджинский А.М. Структура и разработка маркетингового канала. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.elitarium.ru/2008/05/13/struktura_razrabotka_marketingovogo_kanala.html.
3. Желева Р., Шевелев С. Механизмы использования позитивных факторов глобализации экономики // Саясат-Policy. – 2005. – № 1. – С. 76.
4. Желтенков А.В., Рябиченко С.А., Тавризов Г.В. Развитие управления организацией в конкурентной среде: концепции, цели, механизмы // Современный научный вестник. – 2005. – № 1. – С. 5–10.
5. Миротин Л.Б., Ташбаев Ы.Э. Логистика для предпринимателя. – М.: Инфра-М, 2002. – 250 с.

Страница обновлена: 25.09.2024 в 02:44:06