Методология софинансирования пенсий в строительной отрасли

Бахарева О.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-2 (171), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Бахарева О.В. Методология софинансирования пенсий в строительной отрасли // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 88-91.

Аннотация:
В статье рассматриваются инновационные подходы к созданию и управлению программой софинансирования пенсий в строительной отрасли. По итогам проведенного исследования предложена модель управления софинансированием дополнительной пенсии, которая может повысить эффективность частно-государственного партнерства в строительстве.

Ключевые слова: строительная отрасль, государственная поддержка, источники финансирования, частно-государственное партнерство, софинансирование пенсий



В России на протяжении 15 лет разработаны и действуют программы негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) работников предприятий в газовой, нефтяной, металлургической отраслях, на предприятиях транспорта, машиностроения и в других областях производства. Успеху становления большинства пенсионных программ способствовали как социальная ответственность владельцев компаний, так и возможность финансирования масштабных социальных программ, благодаря стабильным доходам от реализации продукции.

Договор о негосударственном пенсионном обеспечении работников предприятия между негосударственным пенсионным фондом и предприятием-вкладчиком регулирует взаимоотношения между тремя сторонами:

– по накоплению пенсионного капитала;

– выплатам дополнительных пенсий;

– графику взносов предприятия-вкладчика по финансированию формирования пенсий [1].

Негосударственные пенсионные фонды в строительной отрасли

Одной из особенностей строительной отрасли является сезонность проведения строительно-монтажных работ, что может существенно повлиять на неравномерный характер поступления выручки. В таких условиях малым и средним предприятиям строительной отрасли сложно брать на себя обязательства по регулярным перечислениям пенсионных взносов в пользу работников. Они не имеют возможности гарантированных регулярных перечислений по пенсионной программе в рамках договорных отношений с пенсионным фондом.

Значимых программ в строительной отрасли немного. Среди них можно отметить программу негосударственного пенсионного фонда «Трансстрой» (НПФ «Трансстрой») по обслуживанию программы государственной корпорации «Трансстрой». Данная структура с 1991 года является правопреемницей ряда промышленных министерств, в том числе Минтрансстроя.

Наращивая свой потенциал, корпорация «Трансстрой» удержала от распада на территории России многие высококвалифицированные коллективы упраздненного министерства и сохранила производственный потенциал транспортного строительства, технологические и хозяйственные связи в отрасли. Так, одной из составляющих корпоративной политики поддержки и закрепления востребованных работников строительных предприятий стала программа негосударственного пенсионного обеспечения [3].

Другим примером работы корпоративного негосударственного пенсионного фонда в строительной отрасли является НПФ «Строитель». Он был организован в Республике Татарстан в конце 90-х годов на базе строительного предприятия ОАО «Татстрой».

Ужесточение пенсионного законодательства в 2002 году, повышение требований уполномоченных федеральных органов к собственному имуществу фондов, необходимость увеличения взносов учредителей денежными средствами в значительном объеме привели к тому, что фонд испытывал затруднения с развитием программы пенсионного обеспечения работников строительной отрасли. Отсутствие источников для дальнейшего финансирования фонда привело к смене учредителей. Фонд был переименован и развивает пенсионные программы на предприятиях другого холдинга.

Государственная программа софинансирования пенсий

Разноречивый опыт программ НПО работников строительной отрасли отражает влияние основных факторов успешной реализации пенсионных программ [4, 5]. Помимо доброй воли руководителей предприятий по обеспечению достойной старости заслуженных работников предприятия, следует также отметить возможность у строительного предприятия стабильного финансирования пенсионных взносов за работников.

Благодаря государственной программе софинансирования накопительной части трудовой пенсии, действующей с 2009 года, руководители строительных предприятий могут организовать пенсионную программу с использованием возможностей государственной поддержки формирования трудовых пенсий в виде гарантированных паритетных взносов. Дополнительное финансирование пенсионного капитала накопительной части трудовой пенсии работника происходит из средств федерального бюджета, из Фонда национального благосостояния, и, кроме того, может осуществляться из средств работодателя [2].

По государственной программе софинансирования пенсий увеличение пенсионного счета накопительной части трудовой пенсии работника по обязательному пенсионному страхованию происходит за счет трех источников прироста пенсионного счета:

– личных взносов работника строительного предприятия;

– финансирования в равном объеме личных взносов работника из бюджета Российской Федерации, согласно законодательству, от 2 до 12 тысяч рублей в год на протяжении 10 лет;

– взносов строительного предприятия-работодателя.

Организация программы софинансирования на строительном предприятии требует от руководителя новых управленческих подходов в ее подготовке и реализации.

Источники финансирования пенсионной программы

В первую очередь для разработки пенсионной программы софинансирования с участием работодателя на строительном предприятии (далее – Программы) и создания пенсионной системы для сотрудников необходимо определить ее основные параметры:

– стаж работы на предприятии для включения работников в число участников Программы;

– размер взносов в зависимости от стажа работы сотрудника на строительном предприятии, должности, коэффициента увеличения размера пенсии за каждый проработанный год после достижения пенсионного возраста и иных критериев участия в Программе;

– периодичность или сроки внесения взносов.

Далее необходимо определить источники финансирования пенсионной программы. Определение бюджета программы по добровольному увеличению пенсионного капитала работников и выбор базового варианта Программы, позволяют произвести расчет стоимости Программы и оценить планируемые расходы. Затем происходит согласование Программы и ее бюджета с учредителями предприятия.

Принятое решение отражается во внутренних нормативных документах: либо в коллективном договоре, либо в положении об участии в программе добровольного софинансирования пенсионных накоплений работников строительного предприятия.

Механизм внесения добровольных взносов предусмотрен федеральным законодательством и комфортен для работников, поскольку перечисления личных взносов в Пенсионный фонд РФ осуществляет бухгалтерия строительного предприятия по заявлению работника. Работодатель может также направлять в Пенсионный фонд РФ добровольные взносы за участников Программы в течение года, следующего за взносами самого работника.

Внесение денежных средств возможно в любое время в течение календарного года, с учетом наличия свободных денежных средств у работодателя.

Следует отметить, что российское законодательство предусматривает льготное налогообложение взносов работника: по итогам года ему предоставляется социальный налоговый вычет по перечисленным взносам с суммы до 12 тысяч рублей. Добровольные взносы работодателя на формирование пенсионных взносов работников предприятия относятся к расходам в пределах 12 процентов от фонда оплаты труда.

Заключение

Действующая Программа на предприятии позволяет решить основные социальные задачи, стоящие перед руководителем строительного предприятия.

К ним относятся:

– закрепление квалифицированных либо редких в строительной отрасли кадров,

– поощрение ключевых сотрудников на предприятии,

– проявление социальной ответственности бизнеса перед работниками.

Использование предложенных новых методологических подходов по разработке и реализации программы софинансирования пенсий позволяют строительному предприятию:

– обеспечить высокий кадровый потенциал;

– использовать потенциальную возможность государственной поддержки увеличения пенсионного капитала;

– управлять пенсионной программой с учетом финансовых возможностей строительного предприятия.

Предложенная автором модель организации и реализации пенсионной программы софинансирования дополнительной пенсии позволяет:

– добиться стабильных результатов работы предприятий строительной отрасли в регионе за счет высокопрофессионального, стабильного коллектива;

– обеспечить предприятиям устойчивое развитие, что является одним из факторов роста строительного сектора региональной экономики.


Источники:

1. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
2. Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
3. Государственная корпорация «Трансстрой». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://transstroy.ru/history.
4. Иванов С.С. и др. Теория и практика рискового страхования. – М.: Анкил, 2007. – 480 с.
5. Харченко О.В. Методы оценки и алгоритмы расчета корпоративных пенсионных программ: Дисс. … канд. экон. наук. – М.: 2005.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:10