Особенности внедрения стандартов серии ISO 9000

Воронин В.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Воронин В.М. Особенности внедрения стандартов серии ISO 9000 // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 55-58.

Аннотация:
(Окончание. Начало в 2, 4/2002) В настоящее время в России насчитываются сотни предприятий сертифицированных по стандартам серии ISO 9000 (аккредитованная сертификация). Однако, следует заметить, что существует некоторая несовместимость европейских и российских подходов к сертификации. В зарубежных странах аудиторская компания хотя и получает аккредитацию у местных органов стандартизации, но выдает сертификат от своего имени. В России аккредитация означает, что сертификат должен выдаваться от имени органа по аккредитации, т.е. специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации или федеральным органом исполнительной власти. В этом случае нарушается принцип аккредитации и сертификации.

Ключевые слова: сертификация, iso



В настоящее время в России насчитываются сотни предприятий сертифицированных по стандартам серии ISO 9000 (аккредитованная сертификация). Однако, следует заметить, что существует некоторая несовместимость европейских и российских подходов к сертификации. В зарубежных странах аудиторская компания хотя и получает аккредитацию у местных органов стандартизации, но выдает сертификат от своего имени. В России аккредитация означает, что сертификат должен выдаваться от имени органа по аккредитации, т.е. специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области сертификации или федеральным органом исполнительной власти. В этом случае нарушается принцип аккредитации и сертификации.

Регламент проведения аудита на соответствие работы предприятия на соответствие требованиям стандарта ISO 9001:2000 следующий: сначала проводятся индивидуальные беседы со всеми сотрудниками предприятия, затем осуществляется проверка документации и анализ выполнения бизнес-процессов.

Результат проверки может быть представлен тремя вариантами:

1.Несоответствие стандарту ISO 9001:2000 не обнаружено, т.е. аудит завершен положительно. В этом случае в течение месяца предприятию будет вручен соответствующий сертификат. Однако, в итоговом отчете могут быть даны рекомендации по устранению отдельных недостатков в работе предприятия, которые представляют потенциальную опасность нарушения требований стандарта в будущем. Срок действия сертификата три года, но за это время будут проводиться периодические проверки на соответствие работы предприятия требованиям стандарта: первая проверка проводится через 6 месяцев, затем ‑ раз в год. Через три года сертификат необходимо подтверждать по полной программе аудита.

2. Отмечены несущественные несоответствия. Предприятию устанавливается срок для устранения данных замечаний, с последующим документальным подтверждением. В данном случае предприятие будет сертифицировано без дополнительного аудита.

3. Обнаружены существенные несоответствия. Предприятие должно проходить

повторный аудит после устранения всех замечаний.

Соответствие стандарту ISO 9001 ‑ главный признак хорошей управляемости предприятия, в том числе стабильности его бизнеса, готовности к оперативному принятию решений, эффективному реагированию на изменение внешних условий.

Однако, качество работы предприятия не означает автоматически высокого качества выпускаемых им товаров или предоставляемых услуг, несмотря на то, что в идеальной ситуации так и должно быть.

Основным отличием новой редакции стандарта от предыдущих является требование непрерывного улучшения качества и подход к описанию предприятия на основе бизнес-процессов. Количество обязательных документированных процедур сократилось до шести:

1. Управление документацией и данными.

Требования предъявляются ко всей документации, которая имеет отношение к системе качества, существующей в любой форме, в том числе и электронной. Вся документация должна быть доступна сотрудникам предприятия в соответствии с установленными правилами доступа. Правила разграничения доступа к документации по системе качества следующие:

‑ руководство по качеству и политика в области качества - открытые документы, доступные и известные всем сотрудникам предприятия, и представляемые внешним агентам по запросу;

‑ процедуры и инструкции, а также другие документы могут быть как открытыми, так и закрытыми, в зависимости от содержания в них коммерческих или промышленных секретов, ноу-хау, патентованных изобретений и т. п.

Должна существовать единая система идентификации документов. Для этого используются системы кодирования документов.

Необходимо разработать перечень всех документов, относящихся к системе качества, с указанием:

‑ названий документов;

‑ кодов документов;

‑ должностных лиц, ответственных за их утверждение;

‑ порядка распространения копий и доступа;

‑ кода и даты утверждения действующих версий документов;

‑ порядка регистрации изменений, вносимых в документы.

Следует разработать методические рекомендации с примерами их заполнения.

2. Управление несоответствующей продукцией.

Цель данной процедуры это предотвращение попадания несоответствующей продукции потребителю. Разработанные на предприятии документированные процедуры должны поддерживаться в рабочем состоянии, чтобы гарантировать соответствие выпускаемой продукции установленным требованиям. При выявлении несоответствующей продукции должен проводится анализ с целью принятия решения о ее дальнейшей судьбе.

Несоответствующая продукция может быть:

‑ доработана или переделана до соответствия установленным требованиям;

‑ принята после проведения ремонта или устранения отклонений;

‑ переведена в другую категорию (сорт) для использования в других целях;

‑ отбракована и утилизирована.

Для выполнения этих работ необходимо разработать процедуры и инструкции, которые регламентируют порядок принятия решений о несоответствующей продукции и возможные варианты этих решений, а также установлена ответственность и полномочия должностных лиц в части принятия решений. Выявленные отклонения и принятые решения о несоответствующей продукции должны регистрироваться по установленной на предприятии форме.

3. Корректирующие действия.

Под корректирующими действиями понимаются действия, направленные на устранение причин выявленных несоответствий материалов, изделий и процессов от установленных системой качества требований.

Процедуры корректирующих действий должны включать:

‑ рассмотрение жалоб и сообщений потребителей о несоответствии продукции установленным требованиям;

‑ выявление причин несоответствий с обязательной их регистрацией;

‑ определение корректирующих действий, необходимых для устранения причин несоответствия;

‑ проведение контроля для подтверждения того, что корректирующие действия исполнены и являются эффективными

4. Предупреждающие действия.

Предупреждающие действия направлены на устранение факторов, которые могут стать причиной несоответствий, не выявленные ранее.

Процедуры предупреждающих действий должны включать:

‑ использование соответствующих источников информации, таких как технологические процессы, результаты проверок, зарегистрированные данные о качестве, отчеты о техническом обслуживании, жалобы потребителей и т.п., с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин несоответствий;

‑ разработку мероприятий для проведения предупреждающих действий;

‑ организацию и контроль предупреждающих действий.

5. Внутренние проверки качества.

Предприятие должно разработать и поддерживать в рабочем состоянии документированные процедуры планирования и проведения внутренних проверок качества с целью определения эффективности системы качества. Обычно каждое подразделение проверяется не реже чем один раз в год. Фактическая частота проверок должна определяться с учетом многих факторов, таких как:

‑ наличие проблем с удовлетворением тех или иных требований системы качества;

‑ наличие жалоб и рекламаций со стороны потребителей;

‑ планируемые внешние аудиты системы качества;

‑ планируемые реорганизационные мероприятия и т.п.

На предприятии должны быть разработаны процедуры, регламентирующие порядок и методики проведения внутренних проверок качества. Необходимо разработать и утвердить график проверок качества с указанием ответственных лиц за проверку каждого подразделения. При проведении проверок ведется протокол по установленной на предприятии форме. Все выявленные несоответствия должны фиксироваться с уведомлением ответственных за выработку и проведение корректирующих и предупреждающих действий. Реализацию корректирующих действий по выявленным в ходе внутренних проверок несоответствиям необходимо контролировать.

6. Статистические методы.

Применяемые на предприятии статистические методы контроля качества и управления качеством должны быть описаны в соответствующих процедурах и инструкциях.

Разработка и последующая сертификация системы качества на предприятии обеспечивает получение положительного эффекта, проявляющегося в следующих аспектах: постоянное повышение качества продукции, снижение себестоимости продукции вследствие уменьшения потерь из-за брака, рекламаций и бесполезных работ, создание уверенности у потребителя в том, что установленные требования к качеству всегда обеспечены.


Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:12