Проблемы переработки вторичных материальных ресурсов в России
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Организации переработки отходов производства и потребления в современной экономической науке уделяется все больше внимания. Несмотря на созданный отечественными и зарубежными учеными и практиками значительный задел в рассматриваемой области, вопросы организации переработки отходов и вторичных материальных ресурсов требуют разработки современных, концептуальных подходов, учитывающих комплексный характер проблемы.
Ключевые слова: ресурсосбережение, вторичное сырье, специализация, твердые бытовые отходы, кооперирование, переработка отходов, рециркулируемые материалы, вторичные материальные ресурсы
Одним из важнейших элементов формируемой инновационной системы России является организация работ в области ресурсосбережения. Она направлена в первую очередь на создание эффективного механизма реализации политики устойчивого и стабильного развития, через применение методов рационального использования материальных и энергетических ресурсов на основе реализации организационных, экономических и технологических инноваций.
Это подтверждают следующие факты:
– непрерывный рост потребления производственными системами различных ресурсов, прежде всего материальных, что подтверждается статистическими данными;
– наличие концептуальных основ, изложенных в концепциях 3R (reduce – сокращение образования отходов, reuse – повторное использование отходов, recycle – переработка отходов в качестве вторичных ресурсов) и Zero Waste (ноль отходов или ноль потерь);
– непрерывный рост внимания государственных структур и управленческого состава промышленных предприятий различных форм собственности к проблеме ресурсосбережения, которое выражается в принятии ряда нормативных актов [1, 2, 3, 4] и в разработке и использовании рядом крупных российских компаний собственных технологий утилизации промышленных отходов, а также технических регламентов в рассматриваемой области. В числе таких компаний ОАО «ГАЗ», ОАО «Заволжский моторный завод», ОАО «Выксунский металлургический завод».
Таким образом, ресурсосбережение объективно является актуальным направлением реализации политики устойчивого, инновационного развития.
Вторичные материальные ресурсы в России
В России наблюдается устойчивый количественный рост отходов, и никаких принципиальных изменений этой тенденции в обозримом будущем не предвидится [6]. Это связано с ростом объема промышленного производства и уровня конечного потребления. При этом отходы потребления будут расти быстрее, чем отходы производства, из-за опережающего роста продукции конечного потребления – в первую очередь бытовой, компьютерной и радиоэлектронной техники, предметов домашнего обихода, одежды, автомобилей и т. д.
Любые отходы можно рассматривать в качестве вторичных материальных ресурсов (ВМР), поскольку они могут быть использованы в хозяйственных целях, либо частично (то есть в качестве добавки), либо полностью замещая традиционные виды материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов. Причем главной особенностью таких ресурсов является их постоянная воспроизводимость в процессе материального производства, оказания услуг и конечного потребления [5, 7]. В России ВМР используются практически во всех отраслях промышленности.
При этом масштабы и степень переработки различных видов ВМР значительно варьируются в зависимости от ресурсной ценности отходов, экологической ситуации, обусловленной их свойствами как загрязнителей среды, и, самое главное – от конкретных экономических условий, определяющих рентабельность использования отходов в том или ином виде производства.
Политика ресурсосбережения
В качестве примера, иллюстрирующего положительный эффект от реализации политики ресурсосбережения на промышленном предприятии, приведем следующие данные. ОАО «Заволжский моторный завод» (входит в компанию ОАО «Соллерс») снизило размещение всех промышленных отходов на 44% в 2009 г., по сравнению с 2008 годом, в частности:
– валовой выброс загрязняющих веществ в атмосферу сократился на 13,1%;
– водопотребление снизилось на 25%;
– валовой сброс загрязнений в реку Волгу уменьшился на 28%, а объем загрязнений в этих стоках сократился на 25%.
Одновременная переработка маслошламов, образующихся от действующего производства и накопленных на полигоне предприятия ведется с декабря 2004 года. 18 875 тонн маслошламов, в том числе 6 072 тонны, вывезенные с полигона, переработано на заводе за 2009 г. Получено 586 тонн продукта для вторичного использования.
Средний коэффициент использования отходов в качестве вторичного сырья в России можно оценить примерно в одну треть, что в 2–2,5 раза ниже, чем в более развитых странах [5]. При этом необходимо иметь в виду, что в нашей стране многие виды отходов практически вообще не используются в хозяйственных целях. Уровень переработки твердых бытовых отходов в среднем по России не превышает 4–5%. Плохо перерабатываются золы и шлаки теплоэлектростанций, фосфогипс, изношенные шины, полимерные отходы, осадки очистных сооружений, жидкий свиной навоз и птичий помет. Эта ситуация имеет двоякие последствия:
– во-первых, промышленность несет значительные потери материально-сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, содержащихся в отходах;
– во-вторых, продолжается интенсивное накопление неиспользуемых отходов в окружающей среде – каждый год примерно 60–70% от их возникшего объема, или в абсолютных показателях – 2–2,5 млрд тонн в год.
Как организовать переработку отходов?
Столь слабое вовлечение отходов в хозяйственный оборот объясняется во многих случаях высокими затратами на их сбор и подготовку к переработке. Это понижает рентабельность переработки отходов либо вовсе делает ее убыточной для предпринимателей. В первую очередь сказанное относится к отходам потребления, причем в них зачастую содержатся хорошо рециркулируемые материалы: черные и цветные металлы, термопласты, резина, волокнистое картонно-бумажное сырье.
Можно выделить несколько причин, препятствующих стабильному развитию сферы переработки отходов:
– отсутствие специальной производственной инфраструктуры, включающей пункты сбора вторсырья и заготовительные предприятия;
– высокую трудоемкость сортировки и дезагрегации сложных отходов на отдельные компоненты по видам материала, а также их чистки, мойки и дезинфекции, проверки на наличие радиоактивных и других опасных материалов;
– значительный расход энергии на их дробление и выпуск из них вторичного сырья или полуфабрикатов;
– снижение производительности оборудования из-за наличия в перерабатываемых отходах примесей и мусора (особенно это относится к переработке полимерных отходов).
На наш взгляд, одним из наиболее эффективных путей решения указанной проблемы может являться создание предприятий по переработке отходов на основе принципов кооперирования и специализации производства.
В Современном экономическом словаре [8] даются следующие определения указанных терминов.
Кооперирование – установление длительных производственных связей между предприятиями, каждое из которых специализируется на производстве отдельных частей единого изделия.
Специализация производства – сосредоточение основной деятельности предприятия, компании на производстве узкого круга продукции, товаров и услуг.
Приведенная трактовка терминов позволяет сформулировать следующий тезис: «Предприятия различных отраслей, получающие заданную массу отходов при производстве профильной продукции, могут использовать принцип кооперирования для организации их переработки, не нарушая при этом принцип специализации, а также соблюдая собственные экономические интересы».
Следует отметить, что в стратегическом плане кооперирование в области организации работ по ресурсосбережению может охватывать практически все отрасли экономики – машиностроение, электронную промышленность, коммунальное хозяйство, строительный сектор.
Вовлечение отходов в производство
Реализация такого подхода к решению проблемы вовлечения отходов в производство требует ряда мероприятий, реализуемых, прежде всего на государственном уровне, к которым относятся:
– создание особых нормативно-правовых условий для использования природоохранных механизмов и инструментов государственного регулирования в целях стимулирования хозяйствующих субъектов к вовлечению отходов в хозяйственный оборот (разрешительной системы размещения отходов с установлением лимитов размещения отходов, платежей за размещение отходов, государственной экологической экспертизы и лицензирования деятельности). В частности, природоохранные инструменты и механизмы государственного регулирования отходов можно было бы использовать в целях введения ограничений на захоронение общераспространенных ВМР, экономического стимулирования сбора и переработки отходов как ВМР, стимулирования технического перевооружения производственной базы;
– создание особых нормативно-правовых условий для применения традиционных инструментов государственного регулирования предпринимательской деятельности в целях экономического стимулирования сбора и использования ВМР;
– введение на законодательном уровне специальной системы всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов.
Формирование упорядоченной системы взаимодействия и управления смежными сегментами рынка вторичных ресурсов, а также поддержка со стороны государства, позволит:
– проводить общую техническую, ценовую и поведенческую политику на рынке;
– обеспечивать его динамичное развитие и прогнозируемость;
– способствовать установлению прочных связей между хозяйствующими субъектами, эффективности их работы.
Источники:
2. Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1225 «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности».
3. Постановление Правительства Нижегородской области от 06.03.2009 «Об утверждении концепции областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009–2014 годы»;
4. Концепция Закона «О вторичных материальных ресурсах», разработанная Минпромэнерго.
5. Гринин А.С., Новиков В.Н. Промышленные и бытовые отходы: хранение, утилизация, переработка. – М.: Гранд, 2002.
6. Залесский Л.Б., Удалов Ф.Е. Основы экологического менеджмента: Учебник. – Н. Новгород: Изд-во Нижегородского ун-та, 2009.
7. Коробейников И.О., Горбунов С.В., Никифоров А.Н. Экономика природопользования и экономический инструментарий охраны окружающей среды: Учеб. пособие. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2003.
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 2005.
9. Рюмина Е.В Показатель ущерба как экономический инструмент сохранения окружающей среды // Труды VII Всероссийской конференции «Теория и практика экологического страхования: устойчивое развитие». – М.: ИПР РАН. 2007.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:37:13