Вступление России в ВТО: новые вызовы для сельского хозяйства

Ерохин В.Л.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Аграрная политика в современном интегрирующемся мире представляет собой комплексное понятие, включающее социально-экономические, институ- циональные и технологические аспекты. Развитие процессов международной торговой интеграции и все более близкая перспектива вступления России во Всемирную торговую организацию не только открывают новые возможности для развития, но и ставят перед отечественным агропромышленным комплексом ряд серьезных проблем, требующих незамедлительного и эффективного решения.

Ключевые слова: инновации, российское предпринимательство, финансово-промышленные группы, государство, модернизация экономики, обрабатывающая промышленность, приватизация и национализация



Современные процессы глобализации вызывают множество противоречий и экономических конфликтов в системе мирового хозяйства. Все более нестабильным становится характер развития мировой экономики, все более затяжными и тяжелыми – процессы рецессии в ведущих странах мира.

К уже ставшим привычными энергетическим и финансовым проблемам сегодня добавляется новая – продовольственная. Производство сельскохозяйственной продукции все очевиднее становится одной из стратегических сфер мировой экономики, которую в полной мере затрагивают происходящие в мире экономические процессы.

Продовольственная безопасность и либерализация рынка

По отношению к агропромышленному комплексу России термин «продовольственная безопасность» впору заменять термином «продовольственная зависимость». Это касается как населения нашей страны (в целом по России ниже норм, рекомендованных НИИ питания РАМН, потребляют: хлеба и хлебопродуктов – 40% населения, мяса и мясопродуктов – 70%, молока, молочных продуктов, растительных и других жиров – около 90%) [1], так и производителей сельскохозяйственной продукции, все более ориентирующихся на экспорт.

Земельный рынок нашей страны находится на начальной стадии своего становления и формирования. В ежегодный оборот земель сельскохозяйственного назначения сегодня вовлечено не более 5% земель. Это явно мало при нынешнем в целом неудовлетворительном состоянии сельского хозяйства в стране. Невысокий оборот земель сельскохозяйственного назначения объясняется в основном тем, что земля этой категории малопривлекательна для потенциальных инвесторов, не сформированы соответствующие нормативно-правовые условия и, в целом, как эффективный элемент рыночных отношений, она не востребована [2].

На фоне данных проблем в России все более ускоряется процесс либерализации внутреннего рынка, в том числе и в сфере сельскохозяйственного производства. Долгие переговоры о вступлении России во Всемирную торговую организацию (ВТО) вступают в свою финальную стадию.

Страна уже практически живет в единой среде интегрированного мирового рынка, лишь формально не являясь членом ВТО. Либерализация постепенно проникает в такие сферы, как ценообразовние на энергоносители, тарификация услуг ЖКХ и грузовых железнодорожных перевозок. В каждой из отраслей развитие процессов торговой интеграции имеет свою специфику, однако для агропромышленного комплекса России сочетание перспектив и проблем вступления в ВТО оценивается наиболее неоднозначно.

Основные проблемы

Среди объективных предпосылок возникновения серьезных организационно-экономических проблем в условиях интеграции России в ВТО отметим:

– низкий уровень освоения сельскохозяйственных земель нашей страны;

– низкую технологическую оснащенность сельскохозяйственного производства;

– комплекс социальных и экономических проблем сельских территорий.

Главная опасность ВТО для большинства отечественных сельскохозяйственных производителей состоит в необходимости открытой конкуренции с ведущими мировыми компаниями. И, судя по современному состоянию российского АПК, такую конкуренцию смогут выдержать лишь единицы.

С другой стороны, необходимость полноправной интеграции России в систему мирового хозяйства не оспаривается. Новые вызовы для сельскохозяйственного производства нашей страны, только начинающего оправляться после кризисных 1990-х гг., могут стать как серьезнейшими угрозами, так и радужными перспективами. В сложившейся ситуации отставания от развитых стран мира для отечественного АПК необходима модель не догоняющего, а опережающего развития. Залогом успеха должны стать:

– эффективное и комплексное внедрение инноваций;

– переход на рыночный инструментарий;

– формирование предпринимательского подхода в сельском хозяйстве;

– решение сложившихся организационных и институциональных проблем агропромышленного комплекса с целью повышения устойчивости сельхозпроизводства и обеспечения необходимого уровня продовольственной безопасности страны.

Общими проблемами, которые будут однозначно обострены при вступлении России в ВТО, станут:

– сохранение неэффективного организационно-экономического механизма функционирования сельского хозяйства;

– неравноправное положение сельхозтоваропроизводителей на агропродовольственном рынке;

– диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию;

– социальная ущемленность сельских жителей [1].

Необходимо учитывать и специфику отдельных региональных аграрных систем. Аграрная политика при вступлении России в ВТО только тогда станет действительно эффективной, когда при разработке ее подходов будут учеты особенности агропромышленного производства для каждого региона нашей страны. Очевидно, что для стимулирования развития конкурентоспособного сельхозпроизводства и для восстановления депрессивных хозяйств должны применяться совершенно различные подходы и наборы инструментов.

Государственная торговля и санитарные барьеры

Специфическое влияние системы торговой интеграции на отечественный АПК будет оказано по ряду направлений, к которым относятся:

– регулирование государственной торговли сельскохозяйственной продукцией;

– применение международно-стандартизированных санитарных и фитосанитарных барьеров;

– постепенная либерализация внутреннего рынка сельскохозяйственной продукции за счет гармонизации национального таможенно-тарифного законодательства с международным правом;

– новые подходы к тарифному квотированию импортной сельхозпродукции.

Вопрос регулирования государственной торговли сельскохозяйственной продукцией в ходе торго-вых переговоров начал обсуждаться относительно недавно. Наиболее серьезной проблемой в данном направлении является деятельность крупных зарубежных государственных компаний. С точки зрения импорта продукции развитие государственной торговли может привести к тому, что объемы сельхозпродукции на рынке снизятся по сравнению с теми, которые могли бы быть, если бы на мировом рынке существовала свободная конкуренция при эквивалентных таможенных тарифах. Необходим четкий контроль за деятельностью зарубежных государственных компаний, причем осуществляющих не только импорт, но и экспорт.

Применение единых санитарных и фитосанитарных стандартов не столь проблематично для отечественных сельскохозяйственных производителей в силу и так существенной их жесткости в России.

Основной вопрос в данном плане состоит в оценке эффективности применения санитарных и фитосанитарных барьеров с учетом как рисков, так и выгод международной торговли сельскохозяйственной продукцией. Стремление обеспечить население здоровой и безопасной продукцией в рамках ВТО должно сочетаться с поддержкой доступных внутренних цен на импортируемую продукцию.

Таможенные барьеры и тарифное квотирование

Одним из самых больных вопросов является снижение таможенных барьеров на пути импортной сельскохозяйственной продукции в Россию.

Оптимально для вновь присоединяющейся к ВТО страны снижение ставок по тарифам на ту продукцию, которая либо не производится в данной стране, либо производится в ограниченных количествах в силу климатических или иных особенностей. Для России при этом необходимо решить две основные проблемы: ликвидировать тарифную дисперсию и ограничить возможности тарифной эскалации.

Следует приоритетно снижать более высокие таможенные тарифы, что поможет решить проблему расхождения в уровнях тарификации различных сельскохозяйственных продуктов и не позволит странам устанавливать более высокие защитные меры по приобретаемым для себя товарам.

Наконец, тарифное квотирование как инструмент торговой политики государства в рамках формата ВТО существенно ограничивается. Однако в тех случаях, когда по условиям Уругвайского раунда запрещается установление тарифов выше уровня квот, тарифные квоты могут быть использованы в качестве количественных торговых барьеров. В данном случае национальные правительства могут не участвовать в торговле через государственные торговые агентства, а просто распределять лицензии на торговлю и устанавливать соответствующие тарифные квоты, получая основной доход именно от такого рода деятельности.

В настоящее время массовое обсуждение вопроса о вступлении России в ВТО и возможных последствиях такого вступления для развития АПК фокусируется на достаточно узком круге проблем, связанных преимущественно с выбором конкретных условий присоединения, а именно – с определением уровня тарифов и субсидий. В действительности же экономическая интеграция любого государства в систему ВТО – это намного более объемный вопрос, требующий значительной корректировки аграрной политики государства и его вступления на инновационный и устойчивый путь развития.

Развитие интеграционных процессов в сфере внешней торговли, особенно в свете вступления России в систему ВТО, – это присоединение к уже сложившейся в мире практике регулирования рынков. Такое присоединение к действующим правилам движения товаров и услуг для АПК нашей страны должно, в первую очередь, сопровождаться развитием адекватных современным условиям подходов в аграрной политике государства с учетом специфики отдельных региональных аграрных систем.


Источники:

1. Серков А. Аграрная политика России в XXI веке: вызовы и перспективы // Экономика сельского хозяйства России. – 2008. – № 7.
2. Иволга А.Г., Урядова Т.Н. Организационно-экономические проблемы эффективного вовлечения земель сельскохозяйственного назначения в гражданско-правовой оборот // Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2010/Ivolga_Uryadova.pdf.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:12:34