Инфраструктура сервиса медтехники Вологодской области

Щербакова А.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлены результаты исследования региональной инфраструктуры сервиса медицинской техники. Автором определены ее основные элементы, приведена их характеристика (на примере Вологодской области), выявлены факторы, сдерживающие ее развитие.

Ключевые слова: здравоохранение, государственные закупки, экономика региона, медицинское учреждение, медицинская техника, инфраструктура сервиса, техническое состояние



В соответствии с Концепцией развития системы здравоохранения Российской Федерации до 2020 года [1], Правительство РФ планирует поставить на поток высокотехнологичные медицинские услуги. Это подразумевает повышение уровня оснащения медицинской техникой учреждений здравоохранения. В связи с этим актуальным вопросом сегодня становится обеспечение медицинских учреждений качественным и быстрым сервисом медтехники с целью уменьшения времени ее простоев и минимизации затрат на ее нормальную эксплуатацию в течение всего срока службы.

Для решения указанной проблемы необходима организация гибкой и развитой инфраструктуры сервиса медицинской техники. Причем, она должна осуществляться на региональном уровне, так как даже крупным государственным учреждениям здравоохранения справиться со сложившейся ситуацией в области сервиса медтехники очень сложно [2].

Функции инфраструктуры сервиса медицинской техники

Основная цель данного исследования заключается в выявлении сущности и структуры региональной инфраструктуры сервиса медицинской техники (ИСМТ), а также факторов, сдерживающих ее развитие.

По нашему мнению, под региональной инфраструктурой сервиса медицинской техники следует понимать совокупность специфических взаимосвязанных и взаимодополняющих элементов, необходимых и достаточных для обеспечения эффективного функционирования парка медицинской техники региона.

Исходя из предложенного определения, можно сформулировать основные целевые функции ИСМТ.

Во-первых, следует отметить организацию эффективного технического обслуживания медицинской техники, включая два ведущих направления – профилактику и восстановление.

Во-вторых, важной функцией является формирование достоверной и абсолютной системы диагностики и контроля технического состояния медицинской техники.

В-третьих, это своевременная поставка расходных материалов и запасных частей в соответствии с требованиями эксплуатационной документации.

В-четвертых – подготовка и повышение квалификации инженерно-технического персонала, непосредственно обслуживающего медицинскую технику.

Инфраструктура сервиса медицинской техники в Вологодской области

Рассмотрим структуру региональной ИСМТ на примере Вологодской области. На территории любого субъекта федерации функционируют три основных вида инфраструктуры – производственная, социальная и институциональная [3], необходимые для обслуживания региона. По нашему мнению, в ИСМТ Вологодской области входят специфические элементы всех трех видов инфраструктуры, необходимые для ее функционирования.

Сгруппируем их следующим образом (см. рис. на с. 161).

Рис. Структура региональной инфраструктуры сервиса медицинской техники

1. Элементы производственной инфраструктуры (блоки № 1):

– сервисные службы производителей, осуществляющие техническое обслуживание непосредственно в регионе, где установлена и эксплуатируется медицинская техника;

– объединенные службы сервиса, укомплектованные специалистами нескольких региональных поставщиков крупных узлов и систем медицинской техники;

– специализированные сервисные центры, находящиеся в одном регионе с потребителями медицинской техники;

– коммерческие посредники (агентские фирмы, дилеры, оптовые продавцы), реализующие медицинскую технику в определенном регионе при условии, что они располагают достаточно оснащенной технической базой, штатом специалистов и наличием запасных частей;

– объединенные технические центры, создаваемые на паевых началах несколькими поставщиками медицинской техники в регионе;

– технические службы региональных медицинских учреждений или отдельные инженеры, имеющие специальную квалификацию по техническому обслуживанию медицинской техники;

– Государственное учреждение здравоохранения Вологодской области «Медицинский информационно-аналитический центр», целью деятельности которого является создание единого информационного пространства системы здравоохранения региона;

– Автоматизированная информационная система мониторинга медицинских изделий (разработана Федеральным государственным учреждением «Всероссийский научно-исследовательский и испытательный институт медицинской техники»), применяемая с целью контроля состояния и использования медицинской техники, эксплуатируемой в учреждениях здравоохранения регионов России.

В настоящее время на территории Вологодской области функционируют девять организаций, имеющих лицензию на осуществление технического обслуживания медицинской техники, при этом семь из них расположены в г. Вологде.

2. Элементы институциональной инфраструктуры (блоки № 2):

– департамент экономики Правительства Вологодской области (Комитет государственного заказа Вологодской области), который обеспечивает размещение заказов на поставку медицинской техники и выполнение работ по ее технического обслуживанию;

– департамент здравоохранения Правительства Вологодской области, главной задачей которого являются разработка и реализация системы мер по охране здоровья граждан на территории региона, включая организацию профилактических мероприятий и оказание медицинской помощи;

– Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, которая осуществляет лицензирование деятельности по сервису медтехники.

3. Элементы социальной инфраструктуры (блоки № 3):

– высшие учебные заведения, которыосуществляют подготовку специалистов по направлению «Инженерное дело в медико-биологической практике», «Биотехнические системы и устройства», «Биотехнические и медицинские аппараты и системы» и др. (ГОУ ВПО «Вологодский государственный технический университет»);

– средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку кадров рабочих специальностей (изготовление деталей).

Исследование состояния парка медицинской техники

Таким образом, в настоящее время на территории Вологодской области созданы необходимые элементы ИСМТ. Однако для повышения эффективности ее функционирования необходимо адаптировать к региональным условиям Автоматизированную информационную систему мониторинга медицинских изделий, которая в настоящее время работает в тестовом режиме в 60 субъектах федерации.

Кроме того, необходимо развивать сеть дистрибьюторов на базе существующих в регионе сервисных организаций.

С целью выявления факторов, сдерживающих развитие ИСМТ в регионе, был проведен экспертный опрос главных врачей государственных медицинских учреждений областного, городского и районного уровней.

По данным опроса за 2009 г., в медицинских учреждениях Вологодской области эксплуатировалось 67 759 ед. медицинской техники, более 50% которой имеет 100%-й моральный и физический износ. Это наглядно отражает степень неадекватности подходов к финансовому обеспечению системы здравоохранения и неудовлетворительную работу выстроенной на этих подходах системы медикотехнического обеспечения учреждений. Предельно высокий уровень износа медтехники, которую вынуждены использовать медицинские работники, приводит к целому ряду серьезных негативных последствий, снижающих итоговую эффективность деятельности всей системы здравоохранения.

Исследования показали, что парк медицинской техники региональных учреждений здравоохранения Вологодской области эксплуатируется на 91–96%, потому что не вся медтехника находится в рабочем состоянии.

Долю эксплуатируемой медтехники можно увеличить за счет своевременного и качественного технического сервиса и обучения медицинского персонала правильной работе на новой медицинской технике.

Так, согласно мониторингу причин сбоев и неисправностей в работе медтехники, проводимому ГУЗ «Вологодская областная больница № 1», простои медтехники обусловлены:

– на 60% – ошибками медицинского персонала при ее эксплуатации;

– на 25% – ее некачественным техническим обслуживанием;

– на 5% – заводским браком.

Сдерживающие факторы

Выявленные в результате исследования факторы, сдерживающие развитие ИСМТ в регионе, представлены в табл. (см. ниже). Более половины экспертов, участвовавших в опросе (главные врачи медицинских учреждений области), полагают, что главным фактором является недостаток финансовых средств (52,5%).

На втором и третьем местах располагаются следующие факторы: отсутствие системы мониторинга состояния парка медицинской техники (15%) и низкая эффективность существующих механизмов государственных закупок (12,5%) соответственно. Указанные факторы препятствуют эффективному выполнению целевых функций ИСМТ региона и ведут к серьезным последствиям, которые отрицательно влияют на развитие региона даже в стабильной социально-экономической обстановке.

Таким образом, региональную инфраструктуру сервиса медицинской техники следует рассматривать как самостоятельную систему, объединяющую определенные материально-вещественные элементы, имеющие единую цель. Она состоит в обеспечении эффективного технического обслуживания медицинской техники, а значит, в повышении качества и сокращении времени медицинского обслуживания пациентов лечебно-профилактических учреждений региона.

Таблица

Факторы, сдерживающие развитие региональной ИСМТ

РейтингФактор Процент экспертов,отметивших фактор
1Недостаток финансовых средств52,5
2 Отсутствие системы мониторинга состояния парка медицин-ской техники
15,0
3 Низкая эффективность существующих механизмов государ-ственных закупок
12,5
4Несовершенство нормативной базы10,0
5 Низкая квалификация инженеров, осуществляющих техниче-ское обслуживание медтехники
10,0

Источники:

1. Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://topmedicina.ru/health/koncepciya/?&for_printing=1.
2. Белявский М.П. Основные принципы организации технического обслуживания медицинской техники [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.medbusiness.ru/115.php.
3. Красовский В.П., Бронштейн Я.Т., Зотова Т.Г. и др. Инфраструктура и интенсификация экономики. – М.: Наука, 1980. – 193 с.
4. Васильева О.Е. Эффективность сервисного обслуживания продукции. – М.: Экономика, 2007. – 175 с.
5. Техническое обслуживание медицинской техники: Методические рекомендации. / Утв. письмом Департамента гос. контроля лекарств. средств, изделий мед. назначения и мед. техники Минздрава России от 27.10.03 № 293-22/233 // Здравоохранение. – 2004. – № 5. – С. 161–176.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:58