Региональный кластер: интеграция вуза с хозяйствующими субъектами
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Муравьева Е.В. Региональный кластер: интеграция вуза с хозяйствующими субъектами // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 12. – С. 137-142.
Аннотация:
В рыночном пространстве страны сталкиваются интересы всех субъектов федерации. Преимущества получает лишь тот регион, у которого сильнее конкурентные позиции, определяемые во многом хозяйствующими субъектами, действующими на данной территории. В статье изложены аспекты повышения конкурентоспособности региона путем интеграции учебных заведений и хозяйствующих субъектов, входящих в региональный кластер.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, инвестиционный капитал, конкурентоспособность региона, высшее профессиональное образование, научные исследования, развитие инфраструктуры
В условиях усиления взаимозависимости и взаимосвязи экономических процессов в иерархии конкурентоспособности особое место занимает конкурентоспособность региона. Это объясняется тем, что регионы являются самостоятельными субъектами рыночных отношений, где непосредственно реализуются поставленные цели и задачи удовлетворения социально-экономических потребностей населения, в достижении которых существенное значение имеет их конкурентоспособность.
Кроме того, в формирующемся рыночном пространстве участвуют все субъекты федерации, интересы которых тесно переплетаются, образуя конкурентную среду. Здесь побеждает регион, имеющий наиболее надежные конкурентные позиции, обеспечивающие благоприятные условия для эффективной предпринимательской и коммерческой деятельности всех хозяйствующих субъектов.
Теория конкурентных кластеров
Под конкурентной позицией региона [2, с. 48] понимается совокупность конкурентных преимуществ, детерминированных факторами и условиями, создающими региону благоприятное положение на соответствующем конкурентном поле (на рынке товаров и услуг, капиталов, инвестиций). Поэтому в настоящее время надежные конкурентные позиции регионов и повышение уровня их конкурентоспособности становятся важными условиями устойчивого развития региональной экономики. При этом повышение конкурентоспособности региона рассматривается не только как инструмент развития его экономики, но и как главный фактор повышения уровня и качества жизни его населения.
Теория конкурентных кластеров, разработанная Майклом Портером [4], позволяет сформулировать следующий тезис. Конкурентные преимущества и конкурентные недостатки учреждений высшего профессионального образования могут быть признаны таковыми лишь в пределах определенного кластера, причем межкластерные противоречия и конфликты интересов не оказывают существенного влияния на состояние рынка [4, с. 245].
Повышение конкурентоспособности посредством кластерных инициатив становится базовым элементом стратегий развития подавляющего большинства стран. Анализ более 500 кластерных инициатив, реализованных за последние 15 лет в 20 странах, подтвердил существенное повышение их конкурентоспособности. При этом эффект был достигнут за счет:
– роста инвестиций и формирования новых компаний;
– усиления экспортного потенциала;
– повышения занятости населения;
– развития новых технологий;
– усиления конкурентоспособности;
– повышения производительности корпораций – членов кластеров;
– развития тесных связей между наукой и производством;
– развития инфраструктуры;
– повышения образовательного уровня и компетенции сотрудников корпораций.
Следует отметить обоснованное смещение фокуса государственной политики с макро- на микроуровень и наличие определенных территорий как важнейшего фактора развития кластеров.
Формирование учебно-технических комплексов вузов
В настоящее время высшие учебные заведения должны стать активными участниками, а в ряде регионов и лидерами территориальных научно-производственных ассоциаций. Они объединяют промышленные предприятия, производственную инфраструктуру, научные и конструкторские организации.
На основе широкой интеграции должно быть предусмотрено формирование учебно-технических комплексов вузов. Наряду с центрами, создаваемыми при сотрудничестве с академическими учреждениями и отраслевыми министерствами, должны получить развитие новые формы, в том числе:
– общественно-государственные, кооперативные, арендные и акционерные организации научно-производственного внедренческого характера (в том числе с зарубежными фирмами);
– центры научно-технического творчества молодежи и центры научно-технических услуг;
– арендные коллективы;
– акционерные межвузовские центры [1, с. 15].
Интеграция должна быть важнейшей формой сотрудничества и развития вузов в составе промышленных комплексов. Интеграция на качественно новой основе должна стать основной формой сотрудничества вузов с отраслевыми министерствами и ведомствами.
Среди основных целей интеграции следует выделить:
– использование результатов исследований вузов;
– совместное производство наукоемкой продукции;
– создание инжиниринговых систем с кадровым сопровождением;
– укрепление материально-технической и социальной базы вузов.
Наряду с инженерными и научно-техническими центрами, испытательными полигонами на базе вузов, приоритетное развитие смогут получить:
– учебно-научные центры научно-производственных объединений;
– совместные экспериментально-опытные производства и предприятия с участием зарубежных партнеров;
– конструкторские бюро;
– научно-консультационные пункты;
– системы коллективного пользования уникальным оборудованием и производственным потенциалом отраслевых министерств.
Следует шире проводить исследования в содружестве с научными учреждениями. Это будет способствовать сокращению цикла от разработки до внедрения продукции, его более широким масштабам и обеспечит «зеленую улицу» новым методам организации взаимодействия высшей школы и производственных отраслей, создавая условия обеспечения учебного процесса современными техническими средствами, что значительно повысит эффективность работы вузов в деле подготовки высококвалифицированных специалистов.
Конкурентные преимущества кластера
В результате интеграции университета и хозяйствующих субъектов, входящих в региональный кластер, усилится синергический эффект. Это позволит усилить экономический эффект посредством снижения трансакционных издержек, внешних и внутренних рисков, а также повысить инновационность и конкурентоспособность предпринимательских структур.
Таким образом, кластер, включающий данные хозяйствующие субъекты, интегрированные с вузом, обладает возможностью занять более выгодную конкурентную позицию, и, в конечном счете, добиться устойчивого конкурентного преимущества. В результате кластер может завоевать большую долю на рынке благодаря низким ценам, а также может позволить себе увеличить затраты на НИОКР или повысить рентабельность, тем самым привлекая инвестиционный капитал.
Принципиальной характеристикой кластеров является их изначальная ориентация на осуществление интересов территории (территорий), в отличие от иных типов объединений, создаваемых исходя из интересов их участников. Другая их особенность проявляется в выполнении ими экономической функции реализации конкурентных преимуществ территорий, внешних для них. В иных объединениях реализуются конкурентные преимущества, либо присущие тем или иным их участникам, либо возникшие как результат интеграции.
Создание кластера дополняет исходные преимущества новыми, присущими ему как системе.
Преимущества кластера для его участников носят объективный характер, то есть они не зависят конкретно ни от одного из них. Поэтому потенциально кластеры более устойчивы, чем объединения другого типа. В связи с этим, а также с объективностью региональных преимуществ кластер имеет изначально заданный длительный жизненный цикл.
Поэтому он наиболее приемлем для реализации стратегических целей его участников.
При выборе кластеров, потенциально привлекательных для университета, следует исходить из необходимости сохранения и полноценного использования его образовательного и научно-технического потенциала:
– высокого уровня фундаментальных исследований и образовательных услуг;
– разнообразия прикладных задач, в решении которых он может быть задействован;
– сохранения связей с предприятиями реального сектора экономики.
Заключение
Роль университета при его вхождении в кластеры связывается с решением принципиальной задачи, стоящей перед регионом: сохранение и полноценное использование научно-технического потенциала. Его основными характеристиками являются высокий уровень фундаментальных исследований и образования. Оправдано поэтому органическое включение вуза в кластеры, в которые в качестве необходимого структурного элемента входят организации, реализующие функцию научно-технического обеспечения бизнес-процессов.
В результате интеграции вуза с хозяйствующими субъектами, входящими в региональный кластер, регион приобретет новые конкурентные преимущества. Ведь согласно теории М. Портера конкурентоспособность региона следует рассматривать через призму конкурентоспособности компаний, представленных в данном регионе. Регион или страна представляют собой лишь среду, способствующую (или не способствующую) конкурентоспособности фирм [3, с. 121, 126]. Включение вуза в региональные кластеры позволит ему обеспечить дополнительное преимущество – институциональные инвесторы смогут осуществлять инвестиции одновременно в интересующие их сегменты реального сектора, образовательные и научно-исследовательские процессы региона.
Источники:
2. Чайникова Л.Н. Методологические и практические аспекты оценки конкурентоспособности региона: Монография. – Тамбов: ТГТУ, 2008. – 148 с.
3. Погорлецкий А.И. Экономика зарубежных стран: Учебник. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2001. – 492 с.
4. Портер М. Международная конкуренция. – М.: Международные отношения, 1993.
5. Указы Президента РФ от 07.05.2008 № 716 «О федеральных университетах» и от 07.10.2008 № 1448 «О реализации пилотного проекта по созданию национальных исследовательских университетов».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:36:18