Концептуальная основа модели редевелопмента промышленных моногородов

Пыткин А.Н., Загоруйко И.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12-1 (173), Декабрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассматриваются теоретико-методологические подходы и практический опыт, позволяющие сформулировать концептуальную основу модели редевелопмента промышленного сектора экономики моногородов.

Ключевые слова: устойчивое развитие, реинжиниринг, территориальное планирование, промышленный моногород, редевелопмент, реконструкция территории, приращение налоговых поступлений



Рыночные преобразования начала 90-х годов в России практически разрушили промышленную кооперацию, сформированную в советской экономике и позволявшую устойчиво функционировать промышленным предприятиям, в том числе в моногородах. Теперь краеугольным камнем становится влияние рынка на размещение промышленного производства. Однако рынок и конкуренция в российских условиях скорее препятствуют, чем способствуют развитию промышленного производства, поскольку конкурентная борьба – это борьба за выживание, а не в поддержку в условиях рынка.

В России, более того, проявляется так называемый пикалевский синдром, когда разделение промышленного комплекса между собственниками препятствует их кооперации из-за конфликтов собственнических интересов. В результате прекращается экономически выгодный в целом выпуск продукции. Нарастают социальный, экономический и, как правило, сопутствующие им экологический и инсти туциональный кризисы на территории размещения предприятия [1].

Данная проблема не нова для стран с рыночной экономикой. Исследование зарубежного опыта реформирования экономики территориальных образований указывает на положительные результаты применения механизма редевелопмента в процессе территориальных преобразований.

Редевелопмент

Самое широкое распространение редевелопмент (redevelopment) получил в США в течение последних 40–50 лет. В настоящее время 49 штатов США и округ Колумбия используют утвержденный законами штатов инструментарий для реализации проектов редевелопмента. Данный инструментарий наиболее часто применяется в случаях, когда процессы деградации городов становятся очевидными и необратимыми в сложившейся ситуации.

Однако исследование нормативно-правовой базы и аналитических статей, связанных с редевелопментом, указывает на недостаточную теоретико-методологическую основу и, скорее, на преобладание нормативно-правового закрепления существующей практики. Так, например, в штате Калифорния последние 14 лет регулярно проводится конференция «Annual Southern California Conference on Redevelopment Abuse1», где, в частности, раскрываются злоупотребления в области редевелопмента.

Материалы конференции дали возможность группе авторов ежегодно публиковать доклад «Redevelopment: The Unknown Government» (Редевелопмент: неизвестное правительство) [6]. Он включает в себя критику опыта и примеры лучшей практики, но не рассматривает теоретико-методологические аспекты редевелопмента.

В действующем законе штата Калифорния «California Community Redevelopment Law»2 дано следующее определение редевелопмента [4]:

«Redevelopment» means the planning, development, replanning, redesign, clearance, reconstruction, or rehabilitation, or any combination of these, of all or part of a survey area, and the provision of those residential, commercial, industrial, public, or other structures or spaces as may be appropriate or necessary in the interest of the general welfare». То есть: «Редевелопмент» (перестройка, развитие нового направления) означает планирование, застройку, перепланирование, модернизацию, удаление, реконструкцию, восстановление, или любую их комбинацию, частично и в целом, для обеспечения соответствия жилых, коммерческих, промышленных, общественных и иных объектов и территорий интересам общего благосостояния.

По сути, согласно вышеназванному закону, редевелопмент – это реконструкция населенных пунктов или отдельных городских кварталов, районов, микрорайонов с использованием собственных и привлеченных инвестиций. При этом главная цель редевелопмента – повышение финансовой самостоятельности территорий и формирование их экономической независимости, что косвенно предполагает также решение социальных, экологических и институциональных проблем.

Редевелопмент как революционное преобразование

Определяя концептуальную основу модели редевелопмента промышленного сектора экономики моногородов, авторы предлагают исходить из сопоставления понятий «редевелопмент» – «девелопмент» подобно тому, как мы сопоставляем понятия «революция» – «эволюция». Общим для данных пар понятий является понятие «развитие».

Противоположным направлением развитию является деградация, которая проявляется совокупно в социальной, экономической, экологической и институциональной сферах.

Когда процессы деградации преобладают над процессами развития города, встает вопрос о неких коренных преобразованиях, которые исследователи называют революционными.

Отмечая сходство пар понятий «редевелопмент» – «девелопмент» и «революция» – «эволюция», их необходимо разделить по области применения.

Понятия «революция» – «эволюция» имеют общенаучное применение. Понятия «редевелопмент» – «девелопмент» относятся к теории и практике управления, менеджмента. В случае редевелопмента промышленного сектора экономики моногорода речь идет о муниципальном и корпоративном менеджменте, когда преобладающие процессы деградации вызывают необходимость «революции», что подразумевает [3]:

– резкий скачок, крупное изменение организации хозяйственной деятельности;

– преодоление кризиса, предшествующего резкому скачку;

– разрыв преемственности в развитии хозяйственной деятельности.

Сам скачок не следует понимать в буквальном смысле слова, он рассматривается как резкое изменение скорости процесса. Надо полагать, что процесс можно назвать революционным в полном смысле слова только в том случае, если имеются налицо все три вышеназванных признака.

Реинжиниринг

В теории и практике управления, менеджмента рассматриваемую сущность наиболее полно отражает понятие «реинжиниринг», который получил наибольшее распространение на корпоративном уровне. Авторы понятия «реинжиниринг» М. Хаммер и Д. Чампи применили его в 1992 году. Одна из основных работ этих авторов – «Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе» [2].

Согласно общепринятому определению, реинжиниринг – это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов для достижения существенных улучшений в ключевых для современного бизнеса показателях результативности. В этой формулировке авторы определения выделяют четыре ключевых слова, характеризующих происходящие процессы: фундаментальный, радикальный, существенный.

В работе «Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе» дается ответ еще на один, ключевой для данного исследования вопрос: применим ли реинжиниринг к правительству и другим государственным учреждениям? Авторы отвечают: несомненно, да. Суть реинжиниринга – в переосмыслении организации работы. Поэтому он применим к любым предприятиям и учреждениям.

Приводится следующий пример. В 1993 году под руководством вице-президента США Эла Гора была проведена «Оценка национальной производительности» (The National Performance Review), что привело к инициативе «Преобразование правительства» («ReGo» – Reinventing the Government), которая, по сути, представляет собой практическое применение сформулированных в этой книге принципов реинжиниринга.

Применение теории и методологии реинжиниринга позволяет дать теоретико-методологическую трактовку редевелопмента, поскольку он представляет собой данный инструментарий на уровне территориальных образований.

Исходя из наличия проблемы промышленных моногородов, требований Градостроительного кодекса РФ по обеспечению принципа устойчивого развития в градостроительной деятельности, дефиниций редевелопмента и реинжиниринга, предлагается следующее определение: «Редевелопмент – это реинжиниринг социальных, экономических, экологических и институциональных процессов территориального образования от их дисбаланса к балансу с точки зрения устойчивого развития, реализуемый посредством территориального планирования». Данное определение устанавливает цель, задачи и механизм реализации редевелопмента при реформировании промышленных моногородов, определяя его одновременно как антикризисный механизм в условиях глобального кризиса.

Приращение налоговых поступлений

По существу, редевелопмент со всем допустимым инструментарием реинжиниринга является одним из наиболее значимых механизмов реформирования промышленных моногородов. Предлагаемое определение редевелопмента позволяет применить теоретически достаточно исследованный и практически отработанный на корпоративном уровне инструментарий реинжиниринга для разработки модели редевелопмента промышленного сектора экономики моногородов.

Существенным отличием предлагаемой модели редевелопмента промышленных моногородов от применяемых на практике должна стать ориентация на баланс социальных, экономических, экологических и институциональных процессов территориального образования, тогда как в США основным показателем осуществления редевелопмента является Tax Increment, или увеличение налоговых поступлений в результате реализации проекта редевелопмента.

Tax Increment Financing (TIF) – финансирование за счет приращения налоговых поступлений является также методом финансирования государственных и муниципальных инвестиций в области редевелопмента [5]. Как правило, органы власти штатов предлагают программы гарантий TIF по проектам редевелопмента. При этом формулируются требования к проекту, предлагаются формы заявок для участия в программе госгарантий и формы отчетности [7].

Следует обратить внимание, что по окончании очередного финансового года результаты реализации проекта редевелопмента подлежат аудиту со стороны органов контроля штата. Примером тому может служить отчет за 2007–2008 гг. по штату Калифорния, предоставляемый гражданам, губернатору и членам законодательного органа Калифорнии. Отчет подготовлен службой контроллера штата Калифорния (California State Controller), подобием которой являются контрольно-счетные палаты в субъектах Российской Федерации.

Таким образом, редевелопмент, базирующийся на инструментарии реинжиниринга, следует рассматривать как перспективное направление в методологии реформирования промышленного сектора экономики моногородов.


Источники:

1. Кричевский Н. А. Постпикалевская Россия: новая политико-экономическая реальность // Профиль. – 2009. – № 31 (634).
2. Хаммер М., Чампи Д. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. / Пер. с англ. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2007. – 288 с.
3. Эйзенштадт Ш. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. / Пер. с англ. – М.: Аспект Пресс, 1999. – 416 с.
4. California Community Redevelopment Law. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hcd.ca.gov/hpd/rda/rdalaw.html.
5. Catalysts of Redevelopment: An Evaluation of Three Florida CRAs. A Report prepared by Dr. Tim Chapin. – Florida Redevelopment Association, Department of Urban & Regional Planning Florida State University, 2003.
6. Redevelopment: The Unknown Government. A Report to the People of California, 2006. – Published by Municipal Officials for Redevelopment Reform (MORR) 214 North Yale Avenue Fullerton, CA 92831.
7. Tax Increment Financing (TIF) Guarantee Program. Department of Community and Economic Development, Pennsylvania. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://newpa.com/find-and-apply-forfunding/funding-and-program-finder/funding-detail/index.aspx?progId=45.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 20:38:42