От научного поиска студента к поиску работы (противоречия и пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов)

Мацуй Н.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (29), Май 2002
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мацуй Н.В. От научного поиска студента к поиску работы (противоречия и пути решения проблемы трудоустройства молодых специалистов) // Российское предпринимательство. – 2002. – Том 3. – № 5. – С. 40-46.

Аннотация:
(Окончание. Начало в 3, 4/2002) В настоящее время многие вузы проводят работу с целью значительного повышения уровня обучения и воспитания. В УРАО воспитательная работа построена, прежде всего, на погружении студентов в учебно-практическую деятельность. Создаваемая Ассоциация выпускников рассматривается нами как один из гарантов стабильности университета в целом и позитивного развития всех его структур. Основы этого «светлого будущего» закладываются именно сегодня. Как обеспечить подготовку успешного выпускника, востребованного на рынке труда молодых специалистов? Как избежать производства «на выходе» холодного циника, прагматика, забывающего alma mater после получения диплома?

Ключевые слова: рынок труда, молодые специалисты, трудоустройство



В настоящее время многие вузы проводят работу с целью значительного повышения уровня обучения и воспитания. В УРАО воспитательная работа построена, прежде всего, на погружении студентов в учебно-практическую деятельность. Создаваемая Ассоциация выпускников рассматривается нами как один из гарантов стабильности университета в целом и позитивного развития всех его структур. Основы этого «светлого будущего» закладываются именно сегодня. Как обеспечить подготовку успешного выпускника, востребованного на рынке труда молодых специалистов? Как избежать производства «на выходе» холодного циника, прагматика, забывающего alma mater после получения диплома? С одной стороны, успешный студент – исследователь, достаточно амбициозный, мобильный, гибко реагирующий на изменение «правил игры» на рынке труда. С другой – выпускник, объективно оценивающий ситуацию на рынке труда, соизмеряющий свои запросы и ожидания с потребностями рынка. Есть ли спрос на такого специалиста? Как соотнести ожидания молодых людей, требования государства к качеству подготовки специалистов и реалии рынка труда? Возникают сомнения в возможностях выпускников в обозримом будущем приблизиться к идеалу «образованного человека с обостренным чувством совести».

Предпринимаемые социологами попытки спроектировать один социально-психологический портрет, обобщающий характерные черты сегодняшних студентов, не слишком успешны. Несмотря на наличие образцов поведения и ценностных ориентаций, свойственных всем студенческим группам, единственным портретом обойтись не удастся.

Обобщенно черты социально-психологических портретов выглядят следующим образом:

‑ общая неудовлетворенность морально-психологическим климатом в нынешней России;

‑ общее разочарование в действенности демократии;

‑ глубокая аполитичность (более 80% предпочитают заниматься личными делами, политикой же не интересуются вообще);

‑ религиозная индифферентность;

‑ средства массовой информации не вызывают ни доверия, ни даже интереса;

‑ из всех искусств безусловным приоритетом пользуется музыка (55% – меломаны; заядлых театралов – одна четверть, столько же театром не интересуются, 40% студентов не ходят в кинотеатры);

‑ иностранная культура привлекательна для 90% студентов, поэтому они намерены заняться ее углубленным овладением (изучением иностранных языков, литературы, искусств);

‑ половина студентов (а на старших курсах – почти все) занята внеучебным оплачиваемым трудом;

‑ 17% заявили, что у них вообще нет свободного времени для культурного роста.

Результаты работы согласуются с данными других исследователей состояния нынешней молодежи и в общей сложности рисуют не особенно привлекательный образ доморощенного космополита-язычника, отчужденного от отечественной и мировой культуры в силу занятости добыванием средств к существованию или по причине собственной пассивности. Портреты различаются по следующим нравственным параметрам: жизненные принципы, ценностные ориентации, отношение к людям.

Говоря о максималистских ожиданиях и требованиях, социологи отмечают готовность к предпринимательскому риску и конкурентной борьбе, которая свойственна постсоветской молодежи. Нет иждивенчества, инфантилизма, надежды на удачу; напротив, преобладает стремление к независимости, самостоятельности. Налицо готовность к трудовому подвижничеству, стремление к радостному труду, но осмысленному, приносящему желаемый результат. Трудовую этику молодого поколения нельзя упрощать, подчеркивают специалисты.

Только треть студентов старших курсов государственных вузов могут позволить себе не заботиться о пополнении семейного бюджета. Интенсивная трудовая деятельность сказывается двояко: с одной стороны, нельзя не сокрушаться, что гуманитарное развитие явно страдает, а неповторимая «студенческая юность» проходит мимо; с другой – можно порадоваться, что вырабатываются организованность и целеустремленность, качества бизнесмена, но не вольнолюбивого русского студента.

Вне анализа ситуации на рынке труда молодых специалистов трудно верно расставить акценты в приоритетах в содержании совместной деятельности студента и преподавателя, включая работу над исследовательскими проектами.

Например, самая большая зарплата обещана системному аналитику с высшим техническим образованием. Оправдывает себя прогноз ректора МГУ В.А. Садовничего о том, что пройдет волна, когда молодых людей привлекали специальности исключительно менеджера, юриста, экономиста. Сегодня спрос на другие профессии: нужны аналитики, которые знают формулы, могут просчитать и дать шефу точные рекомендации, точный прогноз того, в какую сторону он может рисковать. Кто слушается, тот выигрывает. Не случайно, например, в банках появились должности штатных математиков.

Реализация товара происходит на рынке, соответственно, товар «знания специалиста» необходим на рынке труда. Но если сравнить рекламу вузов и бирж труда, получается очень большое несовпадение: наиболее востребованы рабочие специальности. На агентства по трудоустройству полагаться тоже не стоит: много таких, которые ориентированы на «выманивание» денег у клиентов; другие же лишь «оказывают помощь» в получении работы, не ставя целью фактическое трудоустройство – решить эту сложную проблему им явно не под силу.

Общественных институтов, заинтересованных в организованном внедрении новых обученных кадров в производство, не существует. Предприятиям и фирмам, озабоченным собственным выживанием, для воспитания «молодняка» не хватает экономической стабильности и устойчивого коммерческого положения. Что до профсоюзов, то сегодня они заняты возрождением своего статуса и проблемами собственности, поэтому поддержка молодых специалистов для них – дело даже не второстепенное. В итоге около 70% вузовских выпускников не находят себе места для работы по специальности, что признает министр образования России В. Филиппов.

Негосударственные учебные заведения тоже предпринимают определенные шаги. Их руководители ориентируются на потребности рынка труда, запросы работодателей. Сейчас требуются специалисты со стажем работы не менее двух лет, свободно владеющие иностранными языками. Таких возможностей государственный образовательный стандарт не предоставляет. Но частная инициатива нашла выход: студентам предлагается большой дополнительный объем часов изучения первого и несколько меньший, факультативно, второго иностранного языка, и, что очень важно, для них организуется практика и стажировка в период обучения таким образом, что по окончании вуза специалисты уже могут иметь двухгодичный трудовой стаж.

Самые крупные и именитые фирмы Москвы вербуют (скажем, через Интернет) будущий персонал в студенческой среде. Сейчас представители бизнеса часто используют классические университеты даже не в качестве образовательных учреждений, но как самую примитивную биржу труда, а в некоторых случаях – этакий «отстойник» молодежи. Для них это всего лишь место встречи будущего шефа и его подчиненного.

Некоторые новаторски настроенные руководители иначе рассматривают условия взаимоотношения с потенциальными работодателями своих выпускников, студентов. Качество товара – уровень подготовки специалиста – имеет свою цену. Нормативной базы, регламентирующей данные взаимоотношения вуза и работодателей, не существует. Теперь, в отличие от существовавшей ранее плановой системы распределения выпускников, большинству из них предоставлена полная свобода поиска своего «доходного места», причем нисколько не ограниченная во времени. Вуз выпустил, а дальше…?

Очевидно, целесообразно формировать и совершенствовать «жизненную стратегию» индивида и «стратегию на рынке труда» как ее элемент в процессе обучения в вузе. Жизненная стратегия определяется как структурой идентичности данной личности, так и конкретным социальным фоном, на котором разворачивается его биография и с которым ей (ему) приходится постоянно взаимодействовать.

Обратимся к одной из таких стратегий – «выпускники». Название данного типа стратегии, конечно, условно – речь идет об определенной категории молодых людей, попавших на биржу труда сразу после окончания вуза и демонстрирующих «поисковое» по отношению к выбору работы поведение. Услугами государственных служб занятости, как правило, пользуются молодые люди, которым родственники по своим каналам не могут найти подходящее место работы. Собственный социальный капитал пока нулевой. Как правило, регистрация выпускника на бирже (если это не сознательный шаг, нацеленный в основном на получение пособия или еще какие-то специальные цели), свидетельствует о некоторой дезадаптации. Полное отсутствие опыта работы сильно снижает их конкурентоспособность на рынке труда. Поведенческие модели могут быть различными: от полностью пассивной (использование только возможностей биржи труда, нерегулярные подработки в случае наличия какого-либо источника материальной поддержки) ‑ до попытки переквалифицироваться, чтобы повысить свои шансы на рынке труда. В любом случае, как правило, стратегия носит несколько хаотичный характер и не нацелена на достижение какой-то конкретной профессиональной позиции, скорее, речь идет о поисках привлекательного рабочего места.

Ценностные факторы в данном контексте: прежде всего, представления о роли и ценности работы в жизни, о характере предпочитаемой профессиональной самореализации, трудовая мотивация.

Стиль поведения сотрудников службы занятости при общении с выпускниками учебных заведений – это выработка у молодых специалистов уверенности в собственных перспективах. В отношениях с ними необходимо раскрыть, благодаря имеющимся возможностям службы занятости, вероятные возможности трудоустройства с учетом рыночного спроса. Таким людям сотрудники центров занятости населения, бирж труда, центров социально-экономической адаптации молодежи поясняют, что, учитывая их притязания, желательно начинать трудоустройство с низких должностей, пройдя курс обучения новой профессии, пользующейся стабильным спросом на рынке труда.

Итак, академическая успешность – лишь одна из предпосылок оптимального решения проблемы трудоустройства выпускников. Потенциальными работодателями все чаще уточняется, что приветствуется и успешность в части исследовательской деятельности в период обучения. Меняется содержание понятия «успешный студент». Навыки исследовательской деятельности, инвариантность и гипотетичность мышления, профессиональная импровизация и интуиция, формируемые в период обучения, готовность к проектировочной деятельности, к выстраиванию индивидуальной и командной стратегии профессионального поведения на рынке труда, услуг – это и многое другое (например, свободное владение иностранными языками, компьютерной техникой и пр.) значительно повышают конкурентоспособность молодых специалистов на рынке труда.

Исключительно рельефно проявляется сегодня тенденция к овладению студентами технологиями самообразовательной деятельности. Еще один достаточно перспективный путь решения указанной проблемы в соответствии с собственными ожиданиями выпускника – участие в реализации отечественных и зарубежных проектов (то, что позволяет студенту повысить уровень компетентности в решении профессиональных задач, качество самопрезентации на рынке труда).

Безусловно, рассматриваемый вопрос требует тщательного анализа и дальнейшего изучения.


Источники:

1. Дяконенкова Е. Heard hunting – вчера, сегодня, завтра //Вакансии и образование, 2001.
2. Кон И.С. Меняющиеся мужчины в изменяющемся мире //Вестник высшей школы «Alma mater», 2002, № 11, С.35- 39.
3. Образование как товар //Вестник высшей школы «Alma mater», 2001, № 10, С.49-52.
4. Соколов А., Афанасьева Л. К вопросу о воспроизводстве русской интеллигенции //Вестник высшей школы «Alma mater», 2001, №10, С. 10-16.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:09