К вопросу о взаимном воздействии предпринимательской среды и предпринимательской деятельности организаций потребительской кооперации
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Матузенко Е.В., Воронков А.В. К вопросу о взаимном воздействии предпринимательской среды и предпринимательской деятельности организаций потребительской кооперации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 38-43.
Аннотация:
В статье предложена модель формирования предпринимательской среды организации потребительской кооперации. Выделены направления взаимодействия предпринимательской среды и предпринимательской деятельности организаций потребительской кооперации.
Ключевые слова: потребительская кооперация, предпринимательская среда, внешняя среда, стратегический потенциал, производственные отношения, бизнес-структура, имидж организации
Не требует доказательств, что бизнес любого субъекта экономики, в том числе и относящегося к кооперативному сектору, осуществляется в условиях предпринимательской среды. Это обстоятельство признается всеми исследователями.
Но также принято считать, что эта среда слабо реагирует на усилия субъекта хозяйствования, предпринимаемые с целью ее изменения. Что бизнес-структура может оказывать управленческие и регулирующие воздействия лишь на внутреннюю подсистему среды, формируемую самим субъектом предпринимательства.
Мы считаем подобную точку зрения ошибочной, создающей у субъектов предпринимательства иллюзию безысходности перед изменениями среды, а, следовательно, снижающей предпринимательскую активность. А это явно не способствует развитию предпринимательского сектора экономики.
Рынок и предпринимательская деятельность
В обоснование нашей позиции заметим следующее.
Общепризнанно, что предпринимательская среда формируется на основе развития производительных сил, совершенствования производственных (экономических) отношений, создания благоприятного общественного и государственного менталитета, формирования рынка и других важнейших условий.
Отсюда следует, что рынок как таковой представляет собой не что иное, как среду предпринимательской деятельности, которая, следовательно, выступает фактором формирования и развития рынка. Иными словами, это означает, что влияние предпринимательской среды (в данном случае представленной рынком) и предпринимательской деятельности на среду является взаимным. А степень и направления этого влияния могут в определенной мере корректироваться субъектами предпринимательства.
Под предпринимательской средой организации нами понимается совокупность элементов ее формирования, внешних и внутренних факторов развития, оказывающих разнонаправленное влияние:
– на динамику функционирования организации в конкурентной среде;
– формирование предпринимательского климата и результатов хозяйственной деятельности организации.
Модель формирования предпринимательской среды потребкооперации
Полагаем, что модель формирования предпринимательской среды должна включать в себя элементы внутренней и внешней среды организации, с выделением факторов прямого и косвенного воздействия последней (см. рис. на с. 40).
Подчеркнем, что специфика предпринимательской деятельности организаций потребительской кооперации определяется не столько составом элементов среды, сколько их содержательным наполнением.
На первый взгляд, может показаться, что приведенные на рисунке элементы формирования бизнес-среды являются универсальными и слабо отражают специфику предпринимательской деятельности организаций потребительской кооперации.
Подобный вывод правомерен, если рассматривать организацию потребительской кооперации как субъект экономики, функционирующий в рыночной среде.
Но если рассматривать предпринимательскую деятельность организации потребительской кооперации с точки зрения ее миссии, целей и задач, предпринимательских ресурсов и других элементов внутренней среды то, очевидно, что именно здесь и будут проявляться основные содержательные отличия этой деятельности, характерные для организаций потребительской кооперации.
Рис. Модель формирования предпринимательской среды организации потребительской кооперации
Взаимное воздействие
Выделение основных элементов внешней предпринимательской среды организаций потребительской кооперации позволило провести конкретизацию направлений взаимного воздействия этой среды и предпринимательской деятельности организаций потребительской кооперации (см. табл. на с. 42).
Таблица
Направления взаимного воздействия предпринимательской средыи предпринимательской деятельности организацийпотребительской кооперации
Как следует из таблицы, если в первой области воздействия приведенные направления являются объективно обусловленными, то во второй направления воздействия могут и должны подлежать определенным корректировкам в зависимости от изменения среды.
Реализуя эти направления воздействия на предпринимательскую среду, кооперативная организация может добиться изменения среды в заданных областях проявления факторов ее формирования.
Например, такое направление воздействия, как ведомственные подзаконные акты и нормативы, может быть реализовано посредством участия кооперативных организаций в их разработке.
Причем не формального (как это имеет место в настоящее время), а реального, посредством участия организаций потребительской кооперации в обсуждении проектов принимаемых нормативных документов.
Такое направление воздействия на предпринимательскую среду, как имидж кооперативных организаций и их взаимоотношения с общественностью, потребует:
– усиления информационного сопровождения предпринимательской деятельности;
– широкого информирования общественности, органов местной исполнительной власти, партнеров по хозяйственному обороту и других заинтересованных лиц о деятельности и стратегии развития системы потребительской кооперации.
Степень кооперирования населения и его участия в деятельности кооперативных организаций может быть существенно увеличен посредством:
– расширения пропаганды кооперативного движения;
– создания для пайщиков системы реальных преимуществ перед некооперированным населением в приобретении товаров и услуг у кооперативных организаций;
– обеспечения реальных кооперативных выплат на паевые взносы и т.д.
Возможности практической реализации направлений воздействия на внешнюю среду организациями потребительской кооперации, безусловно, потребуют изменения внутренней среды их предпринимательской деятельности.
Источники:
2. Панкрухин А.П. Маркетинг. – М.: Омега-Л, 2006. – 656с.
3. Черкашина Е.В. Теоретико-методологические аспекты предпринимательства и методические подходы к его исследованию: Монография. – Белгород: Кооперативное образование, 2008. – 256с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:40:42