Методология формирования бизнес-модели модернизации промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инновации

Кутинов К.А., Мухин В.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 10-2 (169), Октябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кутинов К.А., Мухин В.И. Методология формирования бизнес-модели модернизации промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инновации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 10. – С. 82-87.

Аннотация:
В современных условиях для промышленных предприятий является актуальным расширение производства и сбыта современных высококачественных и высокотехнологичных товаров. Один из путей решения этой задачи – модернизация промышленных предприятий путем внедрения улучшающих инноваций. Их целью является распространение и совершенствование освоенных поколений техники, а также создание новых моделей машин и материалов, оптимизация свойств производимых товаров и технологий.

Ключевые слова: промышленное предприятие, модернизация, стратегия развития, эффективность инноваций, миссия организации, бизнес-модель, интерактивное планирование



По определению Генри Чесбро, бизнес-модель – это полезная общая конструкция, необходимая для того, чтобы состыковывать идею и технологию с их экономическими результатами. [1]

В зависимости от характера такой стыковки выделяются шесть типов бизнес-моделей.

Тип бизнес-модели «Компания интегрирует свой инновационный процесс с бизнес-моделью» отражает сущность модернизации промышленных предприятий. Вследствие этого разработка методологии формирования бизнес-модели модернизации промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инноваций является актуальной проблемой.

Алгоритм модернизации и сценарий будущего

Автором разработан алгоритм модернизации промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инноваций, который включает следующую последовательность:

1) предварительный этап, включающий формирование видения, миссии и формирования дерева бизнес-целей;

2) разработка стратегии научно-технологического маркетинга;

3) разработка модели интерактивного планирования модернизации предприятия;

4) разработка технико-экономического обоснования инвестирования в программы модернизации предприятия;

5) формирование бизнес-процессов внедрения улучшающих инноваций;

6) планирование внедрения улучшающих инноваций;

7) формирование систем контроллинга внедрения улучшающих инноваций.

Рассмотрим кратко сущность и содержание каждого этапа.

Первый этап предполагает формирование видения и миссии промышленного предприятия; формирование дерева бизнес-целей промышленного предприятия.

Сформированное видение необходимо представить в виде сценария будущего.

Сценарий будущего – представление о том, каким вы видите свое предприятие через 10–15 лет.

Сценарий будущего должен быть описан в виде идеализированного проекта с учетом следующих переменных: рынок, человек, технология, информация.

Определение корпоративной миссии нужно начинать с учета потребностей, ради удовлетворения которых выпускается продукция. Следовательно, под миссией понимается стратегическая цель, выражающая смысл существования, общественные предназначение организации [2].

Генеральная цель позволяет построить дерево бизнес-целей, которые определяют действия по реализации миссии промышленного предприятия. От того, насколько правильно установлены цели в ключевых областях деятельности предприятия, зависит выживание бизнеса. Маркетинг и инновации являются основой установления целей.

Маркетинг, планирование, технико-экономическое обоснование

Второй этап предполагает разработку стратегии непрерывного научно-технологического маркетинга. Эффективность процесса внедрения инноваций зависит от своевременного выявления новых конкурентоспособных объектов интеллектуальной собственности. Решение поставленной задачи возможно путем внедрения механизмов всеобъемлющего маркетинга, позволяющего привлечь максимально возможный состав персонала независимо от их функциональных обязанностей [3].

Для решения задач модернизации промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инноваций подходит научно-технологический маркетинг. Это деятельность по изучению рынка, НИОКР и производства, распределению и продвижению интеллектуальных товаров и услуг на рынок для осуществления сделок купли-продажи, с помощью которых наилучшим способом достигаются цели промышленного предприятия и удовлетворяются потребности покупателей [4].

Третий этап связан с выбором форм модернизации предприятия и интерактивным планированием. Оно учитывает прошлое, настоящее и будущее как различные, но неразличимые аспекты планируемого проблемного массива, он в равной степени сосредотачивается на каждой из них. В его основе лежит убеждение, что если не учитывать все эти аспекты, развитие будет затруднено [5].

Структура интерактивного планирования включает следующие элементы:

– формирование планируемого «проблемного массива»;

– формирование идеализированной разработки;

– разработка проекта внедрения идеализированной разработки.

Четвертый этап – разработка технико-экономического обоснования инвестирования в программы модернизации предприятия. Комплексная функциональная программа подготовки производства и освоения инноваций представляется в виде дерева бизнес-целей. [3]

Например, на предприятии научно-производственного акционерного общества «Электромаш» определено до двадцати функциональных стратегических целей и до двадцати функциональных программ развития. Разработка и внедрение программ модернизации на промышленном предприятии требует существенных дополнительных средств. На этапе технико-экономического обоснования необходимо сформировать альтернативные варианты инвестиционных проектов, оценить их эффективность и выбрать наиболее приемлемые.

Пятый этап связан с формированием бизнес-процессов внедрения улучшающей инновации на промышленном предприятии: производится выбор идей, улучшающих технологию производства товаров, услуг и оценка их реализации в концепции нового товара; построение дерева бизнес-целей, связанных с подготовкой производства и освоения новых товаров, услуг.

Планирование внедрения улучшающей инновации

Шестой этап включает планирование внедрения улучшающей инновации. При планировании необходимо выделить три группы мероприятий, направленных на создание экономической добавленной стоимости за счет внедрения улучшающей инновации.

Первая группа мероприятий направлена на создание экономической добавленной стоимости за счет закупки ресурсов, которые включают:

– повышение эффективности использования ресурсов за счет прироста прибыли от использования эффективных схем заимствования капитала;

– снижение затрат за счет прироста прибыли от использования современных логистических методов и технологий при работе с поставщиками;

– повышение качества за счет эффективной работы с поставщиками по современным технологиям;

Вторая группа мероприятий направлена на создание экономической добавленной стоимости за счет производства товаров, услуг с улучшенными потребительскими свойствами, которая включает:

– повышение эффективности использования ресурсов за счет повышения прибыли от финансовой деятельности;

– снижение затрат путем внедрения современных методов и технологий управления производством;

– повышение качества путем использования современных методов повышения качества в производстве;

Третья группа мероприятий направлена на создание экономической добавленной стоимости за счет сбыта товаров, услуг с улучшенными потребительскими свойствами, которая включает:

– повышение эффективности использования ресурсов от эффективного предоставления средств в кредит;

– снижение затрат за счет современных логистических методов и технологий при работе с покупателями;

– повышение качества что приводит к увеличению продаж за счет работы с потребителями по современным технологиям,.

Показателем эффективности мероприятий, направленных на создание экономической добавленной стоимости за счет внедрения улучшающих инноваций, является прирост прибыли за счет реализации планируемых мероприятий.

Контроллинг и показатели внедрения инновационных проектов

Седьмой этап состоит в разработке системы превентивного контроллинга реализации бизнес-процессов улучшающих инноваций в производство. Разработка системы превентивного контроллинга включает:

– выбор показателей эффективности реализации бизнес-процессов улучшающей инновации;

– формирование точек превентивного контроля;

– оценку эффективности реализации бизнес-процессов улучшающей инновации.

В качестве показателей внедрения инновационных проектов, связанных с улучшающими инновациями, целесообразно использовать рекомендуемые показатели:

– чистую приведенную стоимость;

– внутреннюю норму доходности;

– индекс прибыльности [6].

В процессе формирования бизнес-модели модернизации промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инноваций решаются следующие вопросы:

– разработана структура бизнес-модели модернизации промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инноваций;

– определены этапы и раскрыты сущность и содержание каждого этапа формирования бизнес-модели модернизации промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инноваций.

Предложенная структура позволила разработать методологию формирования бизнес-модели промышленного предприятия путем внедрения улучшающих инноваций.


Источники:

1. Чесбро Г. Открытые б изнес-модели. IP-менеджмент. – М.: Поколение, 2008.
2. Гегельман Л.Д. Преобразующий менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 1999. – С. 496.
3. Крейчман Ф.С. Эффективное управление предприятием на основе демократизации собственности. – М.: РАЕН, 2009. – С. 528.
4. Белоусов В.Л., Мухин В.И., Шумянкова Н.В. Маркетинг в организациях научно-технической сферы: Монография. – М.: Национальный институт бизнеса, 2002. – С. 214.
5. Акофф Р. Планирование будущего корпорации. – М.: Прогресс, 1989. – С. 399.
6. Завлин П.Н., Васильев А.В. Оценка эффективности инноваций. – СПб.: Бизнес-пресса, 1998. – С. 216.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:35:05