АПК и мегапроекты: развитие вместе
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены вопросы продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия) в связи с реализацией мегапроектов на территории отдельных зон – в точках роста промышленного производства. Раскрыты резервы регионального агропромышленного комплекса и определены пути его дальнейшего развития.
Ключевые слова: сельское хозяйство, продовольственная безопасность, промышленное производство, аграрно-промышленный комплекс, перспективы развития, концепция точекроста, перспективные и прорывные направления
Перспективы развития агропромышленного комплекса Республики Саха (Якутия) тесно связаны с расширением индустриальной базы и реализацией схемы комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики региона до 2020 года. В этой связи необходимо учитывать особенность текущего периода, то есть переход на новую платформу развития с формированием региональных точек роста.
Основным критерием достижения продовольственной безопасности региона является уровень самообеспеченности продовольствием. На сегодня республика способна обеспечить себя продовольствием в объемах от общей потребности населения в мясо-, молоко- и рыбопродуктах соответственно до 60, 70 и 35%, картофеле и овощах – до 50–55%, яйцепродуктах – до 55%.
Аграрный сектор Якутии: проблемы и перспективы
Создание новых промышленных комплексов и возрастающие в результате увеличения численности населения потребности в продовольствии должны обеспечиваться за счет внутреннего производства.
Это должно содействовать реализации государственной аграрной политики, направленной на улучшение социальных условий жизни и деятельности сельского населения, повышения уровня их занятости и доходов.
В последние годы проявились некоторые положительные тенденции в развитии агропромышленного производства Якутии:
– сохранена динамика роста валовой продукции сельского хозяйства;
– наметился рост некоторых видов сельскохозяйственных животных;
– более эффективно стали действовать отдельные инструменты государственного регулирования.
Вместе с тем используемых мер для устойчивого и динамичного развития аграрного сектора и достижения реального экономического роста во всех отраслях сельскохозяйственного производства оказалось недостаточно. Особенно это характерно для пищевой и перерабатывающей промышленности.
Слабая работа по расширению ассортимента, улучшению качества продукции и взаимодействию с другими участниками рынка не обеспечивает в требуемых объемах роста производства и стимулирует завоз продукции из-за пределов республики.
Точки роста для агропромышленных зон
Концепцию точек роста можно рассматривать как противоречие комплексности регионального развития. При этом предпочтение отдается развитию территориальных систем с более богатым ресурсным и производственным потенциалом. Вместе с тем, создавая приоритетность отдельным точкам или полюсам развития, способным на основе новых экономических отношений и инноваций обеспечить более быстрый экономический подъем, можно получить импульсы для развития и смежных с ними территорий.
Поэтому в долгосрочном периоде нельзя не учитывать территориально-производственное размещение отраслей агропромышленного комплекса Якутии с учетом пространственной (территориальной) структуры хозяйства. А именно, пяти экономических районов – Южного, Западного, Восточного, Центрального и Арктического, на территории которых намечается реализация крупных мегапроектов. Создание агропромышленных зон в точках роста должно стать на ближайшую перспективу одним из направлений повышения эффективности сельскохозяйственного производства, развития пищевой и перерабатывающей промышленности.
Так, Южный экономический район (Нерюнгринский, Алданский и Олекминский районы) должен специализироваться на производстве продуктов земледелия и животноводства с особым развитием промышленного птицеводства.
В Западном (Мирнинский, Ленский, Анабарский, Нюрбинский район), Восточном (Томпонский, Усть-Майский и Оймяконский районы) и Аркти ческом экономических районах необходимо создать экономические условия для восстановления производственной активности субъектов, занятых традиционными отраслями хозяйствования.
Центральный экономический район – район с наивысшей плотностью населения и наибольшими объемами потребления продовольствия. Здесь, параллельно с традиционными отраслями животноводства, предстоит усилить специализацию на развитии скороспелых отраслей животноводства, пищевой промышленности с глубокой переработкой сырья и выпуском новых видов продукции с улучшенными вкусовыми качествами.
Мегапроекты мегареспублики
Реализация мегапроектов должна стать основой для технологического прорыва аграрного сектора республики. Это, в первую очередь, будет способствовать росту поголовья сельскохозяйственных животных, как основному стержню агропромышленного производства.
Перспективными направлениями следует определить:
– перевод животноводства на промышленную основу через техническую и технологическую модернизацию скотоводческих ферм;
– повышение доли рентабельных культур в структуре посевных площадей;
– усиление научного обеспечения и внедрения инновационных разработок на предприятиях, расположенных непосредственно в точках роста.
Особая политика должна быть избрана и в отношении сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий Амгинского, Мегино-Кангаласского, Сунтарского и Таттинского улусов. Находясь вблизи промышленно-производственных районов, они уже сегодня обеспечивают перепроизводство по сравнению с внутри потребляемыми объемами продукции животноводства и земледелия.
Рост потребности в продовольствии должен обеспечить модернизацию АПК, освоение новых технологий, повышение уровня отраслей особенно связанных с хранением, переработкой и реализацией конечной продукции.
Создание благоприятного инвестиционного климата для специализированных сельскохозяйственных и пищевых предприятий, правильное определение стратегии их развития, должны обеспечить формирование конкурентоспособных товаропроизводителей. Созданию условий для высокоэффективного производства будут способствовать уже начатые строительство и обустройство агрогородков.
Следует учитывать значительный нереализованный потенциал АПК. В дальнейшем при создании благоприятных экономических условий для активизации деятельности успешно могут быть использованы резервы рыбопромышленного комплекса и традиционных отраслей хозяйствования.
Особому вниманию подлежат Аллайховский и Булунский улусы, на долю которых приходится до 40% улова рыбы и степень освоения квот у которых не превышает 75–80%.
Разработка комплексных мер по сокращению непроизводительных потерь и повышению сохранности требуется в Булунском, Томпонском и Усть-Янском улусах, на долю которых от общего оленепоголовья приходится до 30%.
Мороз рыбалке не помеха
Уникальные сырьевые возможности уже в среднесрочном периоде могут дать развитие фармакологии и косметологии на основе применения натурального эндокринно-ферментного сырья.
Несмотря на суровые природно-климатические условия, Республика Саха (Якутия) может стать лидером в отдельных отраслях сельскохозяйственного производства. Следует лишь выстроить четкую систему поддержки их конкурентоспособности и определить субъекты индустриально-инновационного развития.
Необходимо создать привлекательные условия для вхождения в этот сектор новых компаний. А для роста производительности и качества продукции, совершенствования технологий и модернизации оборудования – использовать резервы интеграции и развитие кластерных взаимоотношений.
Основные прорывные направления аграрного сектора Якутии должны обеспечить увеличение масштабов производства, объемов продаж и восстановление позиции республиканских товаропроизводителей на внутреннем рынке. Важным моментом является поиск стратегических партнеров и проведение индивидуальной работы с крупными потенциальными инвесторами. В числе форм взаимодействия необходимо использовать программы сотрудничества, картельные соглашения, благотворительность и спонсорство как неотъемлемую часть регламентных соглашений и договоров.
Источники:
2. Республиканская программа социально-экономического развития села Республики Саха (Якутия) до 2011 года.
3. Сельское хозяйство Республики Саха (Якутия) / Сахастат. – Якутск, 2009.
4. Протокол Правительства Российской Федерации от 08.02.2007 № 5.
5. Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 06.09.2006 № 411 «О схеме комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года».
6. Роднина Н.В. Экономические, социальные и организационные проблемы продовольственного обеспечения Республики Саха (Якутия). Теория и методы управления. – Якутск, 2010.
Страница обновлена: 28.09.2024 в 00:05:10