Quantitative Approaches to Assessing Operational Efficiency of the QMS of Enterprise
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 9-2 / September, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
Development of ideas of quality management makes a fresh look at the problem of its effectiveness, and this, in turn, increases requirements for business leaders, their competences and responsibility for the administrative processes. As a result, there is a need to assess the quality of the management. This is discussed in the article.
Keywords: quality management system, administrative processes, operational effectiveness, quantitative approaches to assessment, management capacity of enterprise, competency of managementl
Повышение эффективности менеджмента организаций является актуальной темой.
Особенно с момента введения в действие стандартов ИСО 9001:2000, ИСО 9004:2000, стандартов ИСО 2008 года, а также целого ряда международных и национальных стандартов, устанавливающих дополнительные отраслевые требования к системам менеджмента. К проблемным вопросам улучшения системы менеджмента качества (СМК) по разделу «Ответственность руководства» необходимо, прежде всего, отнести следующее:
– политика в области качества не создает основы для постановки и анализа целей в области качества, а также слабо используется как средство повышения результативности СМК;
– имеют место различные отклонения в отношении целей в области качества;
– отсутствует планирование для достижения целей в области качества или существующие планы формальны и практически повторяют документ «Цели в области качества»;
– не в полной мере определяются и доводятся до персонала сведения об ответственности и полномочиях;
– анализ СМК со стороны руководства проводится формально, не учитываются многие обязательные входные данные. Отсутствуют или очень неконкретно излагаются выходные данные анализа, результаты анализа слабо используются как средство повышения результативности СМК [7].
Операционная эффективность системы менеджмента качества
Анализ перечисленных отклонений показал, что основными причинами их возникновения являются:
– недостаточное понимание руководством организаций основополагающих принципов менеджмента качества, сформулированных в ИСО 9000:2000, или их игнорирование в деятельности организации;
– формальный выбор процессов СМК на основе существующей организационной структуры без учета их с точки зрения добавленной стоимости;
– практическое отсутствие анализа данных как стороны высшего руководства, так и на уровне подразделений организации, или его слабая нацеленность на улучшение СМК;
– недостаточная компетентность руководства в области СМК.
Автор провел исследование теоретических предпосылок для разработки концепции управления операционной эффективностью СМК предприятия, с выделением:
– основных понятий стандартов ИСО 9000, относящихся к операционной эффективности СМК (система, менеджмент, высшее руководство, система менеджмента, политика в области качества, цели в области качества, менеджмент качества, СМК, постоянное улучшение, планирование качества, управление качеством, обеспечение и улучшение качества, результативность, эффективность);
– требований к руководству предприятия, выдвигаемых принципами менеджмента качества;
– требований стандартов семейства ИСО 9000 к компетентности руководства предприятия.
В этой связи целесообразным представляется ввести в оборот определение «операционной эффективности СМК» с учетом трактовки эффективности как связи между достигнутым результатом и использованными ресурсами [2].
Операционная эффективность СМК отражает соотношение между результативностью группы процессов СМК «Ответственность руководства» (процессов административного управления) и ресурсами, использованными на их разработку, реализацию и улучшение. Операционная эффективность СМК в первую очередь определяется компетентностью руководства предприятия в сфере качества.
Количественные подходы к оценке эффективности менеджмента
Как следует из изложенного, важно выявить особенности существующих количественных подходов к оценке эффективности менеджмента предприятий с акцентом на качество управления. В ходе исследования были выделены следующие количественные подходы к оценке эффективности менеджмента:
1) функциональная модель оценки менеджмента для совершенствования системы управления с целью повышения конкурентоспособности бизнеса (Д. Маслов, П. Ватсон, Н. Чилиши) [3];
2) оценка управленческой добавленной стоимости (корпоративная методика «Сони»);
3) комплексная рейтинговая оценка качества системы управления предприятием (А.А. Свирина) [5];
4) позиционная диагностика систем управления (В. Машкин) [4];
5) система оценки качества менеджмента промышленного предприятия (И. Степанова) [6];
6) методика самооценки уровня управления на промышленных предприятиях (Р.И. Акмаева) [1].
В таблице (см. на с. 60-61) представлен их сравнительный анализ с указанием на особенности их реализации на предприятиях.
Анализ позволил выявить недостатки рассмотренных инструментов оценки. В этой связи необходимы дальнейшие разработки в данной области менеджмента качества по ряду направлений. К ним относятся:
– оценка компетентности руководства предприятия в сфере качества;
– объективное отражение роли управленца в административных процессах СМК;
– реализация личного участия и ведущей роли руководства предприятия в вопросах обеспечения качества продукции и управления;
– инициирование внедрения на предприятии стратегии управления персоналом «Самообучающаяся организация»;
– изменение мотивационной составляющей управленческих кадров в зависимости от достигнутых показателей эффективности СМК предприятия.
Таким образом, актуальными являются дальнейшие разработки по оценке операционной эффективности СМК и конкурентоспособности предприятия в области развития управленческого потенциала.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:17:54