IPO: оценка эффектов и анализ затрат
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Белобродский А.А. IPO: оценка эффектов и анализ затрат // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 27-31.
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы оценки эффектов и проведения анализа затрат в ходе первичного публичного размещения акций. На основе зарубежного и отечественного опыта автором предложены:
– способ определения размера эффекта недооценки акций;
– вариант оценки эффекта долгосрочной неэффективности;
– модель для оценивания эффекта активизации на горячих рынках;
– структурный план проведения анализа затрат;
– программа для автоматического анализа затрат на IPO к информационной системе SAP.
Ключевые слова: информационная система, первичное публичное размещение акций, долгосрочная неэффективность, анализ затрат, эффект недооценки, продолжительностьроста
В процессе проведения IPO возникают три распространенных явления: недооценка акций при размещении, понижение доходности в долгосрочном периоде и активизация большого числа инвесторов в период бумов [3, 5] .
В дальнейшем эти явления будем называть соответственно:
– эффектом недооценки;
– эффектом долгосрочной неэффективности;
– эффектом активизации на горячих ранках.
В начале IPO наблюдается эффект недооценки, затем имеет место разворот тренда, далее наступает эффект долгосрочной неэффективности.
Кроме этих эффектов проявляет себя эффект активизации на горячих рынках.
Эффект недооценки
Эффект недооценки можно определить как потери собственников из-за продажи новым акционерам акций по цене ниже стоимости за первый и последующие дни IPO.
Примерами оценок эффекта недооценки, на наш взгляд, могут быть продолжительность роста (в днях) и процент роста.
Продолжительность роста (Энд1) определим как разность между точкой (датой) максимума тренда (Дmax) и датой проведения IPO (Дipo).
Энд1 = Дmax – Дipo.
Процент роста (Энд2) вычислим как отношение капитализации на дату максимума тренда (Кmаx) к капитализации на дату проведения IPO (Kpo).
Э нд2 = (Кmax/ Kipo) × 100% .
Чем больше эффект недооценки, тем больше у новых акционеров возможность заработать на IPO, если они продадут акции в благоприятный момент.
Благоприятное время продажи акций после IPO можно определить методами прогнозирования разворота тренда. Заметим, что динамика движения капитализации подвержена воздействию многих внешних и внутренних факторов (политических, экономических, психологических, технологических и других).
Для прогнозирования разворота тренда можно воспользоваться различными методами технического анализа финансовых рынков. К ним относятся графические методы, методы фильтрации (скользящие средние и осцилляторы), а также методы, основанные на теории циклов. Существуют и комбинированные методы, построенные, например, на волновой теории Эллиота [7]. Кроме этих методов существуют различные эвристические методы.
Эффект долгосрочной неэффективности
Эффект долгосрочной неэффективности можно определить как потери акционеров из-за падения стоимости акций. Этот эффект выражается в том, что после IPO, акции компаний не оправдывают ожиданий и имеют доходность ниже, чем средства, вложенные в непубличные компании такого же размера.
В качестве оценки эффекта долгосрочной неэффективности, на наш взгляд, может служить темп снижения капитализации на текущую дату (Эдн).
Эдн = Ктек / Кmax,
где
Kтек – капитализация на текущую дату,
Кmax – капитализация на дату максимума тренда.
Чем меньше эффект долгосрочной неэффективности, тем быстрее акционеры теряют в капитализации.
Эффект активизации на горячих рынках
Эффект активизации на горячих рынках характеризуется большим числом инвесторов, желающих, в период бума, приобрести акции. Этот эффект мы предлагаем рассчитывать на основе аддитивной модели разогрева рынка. Эту модель можно представить как сумму показателей роста рынка (например, индексов РТС, скорректированных по времени влияния на инвесторов).
В модели используются следующие обозначения:
Xt – прогнозное количество IPO в период t;
Dt – фактическое количество IPO в период t;
ΔPTCt – изменение индекса PTC в процентах за период t.
Предположим, что Xt связано с изменениями индекса PTC в предшествующих периодах, следующим соотношением:
Xt = max ( a × ΔPTCt-1 + b × ΔPTCt-2 + c ×ΔPTCt-3, 0),
где a, b и c – некоторые коэффициенты такие, что a > b > c > 0.
Поиск коэффициентов a, b и c будем осуществлять из условия минимизации следующей функции:
После нахождения прогнозного значения Xt его необходимо скорректировать с учетом влияния положительных и отрицательных факторов. К положительным факторам можно отнести, например, решение государства вкладывать накопленные пенсионные деньги населения в акции отечественных компаний. Это может привести к росту стоимости акций и к увеличению количества IPO на отечественном рынке. К отрицательным факторам можно отнести холодное дыхание экономического, финансового и банковского кризиса, которое надолго отбило желание покупать акции у инвесторов, потерявших свое состояние.
Структурный план анализа затрат
В ходе реализации IPO важное место принадлежит анализу затрат. Это связано с тем, что даже небольшой процент экономии затрат на IPO может принести существенную выгоду.
Поэтому анализ затрат должен проводиться непрерывно с момента принятия решения о IPO и до окончания периода поддержки акций. На наш взгляд, анализ затрат на размещение следует проводить:
1) непосредственно в ходе размещения путем сравнения текущих фактических затрат с нормативно-плановыми и бюджетными значениями, а также с затратами у предприятий аналогов.
2) после процесса размещения, рассчитывая следующий интегральный показатель:,
где
Fn – расходы на IPO по конкретной статье затрат у организации – эмитента (объекта исследования),
Fл – расходы по этой статье у компании с меньшими затратами на IPO (по той же отрасли экономики).
Чем меньше значение интегрального показателя, тем лучше компания провела размещение своих акций.
На основе изучения опыта по проведению IPO в России [1, 4] мы предлагаем для анализа затрат использовать следующий структурный план, состоящий из пяти разделов.
Первый раздел структурного плана предполагает:
– определение целесообразности размещения;
– проверку готовности компании к первичному размещению;
– составление структурного плана и сетевого графика;
– формирование бюджета.
Второй раздел структурного плана предполагает составление подробного плана работ и заключение договоров с партнерами, которые будут способствовать размещению. На этом этапе необходимо определить и согласовать все изменения, которые придется провести в компании.
Третий раздел структурного плана обычно реализуется дольше других, так как на этом этапе согласованные изменения из второго раздела структурного плана претворяются в жизнь.
Выполнение третьего раздела структурного плана должно подготовить компанию к IPO.
Четвертый раздел структурного плана должен обеспечить проведение первичного предложения. Выполнение этого раздела включает в себя подачу документов, проведение рекламной компании и само первичное публичное размещение.
Пятый раздел структурного плана должен способствовать 15% росту акций в первый день торгов, давая инвесторам прибыль от покупки акций. Компании также придется поддерживать этот рост в течение, по крайней мере, трех месяцев.
Бюджет IPO
После того, как компания взвесила все положительные и отрицательные последствия проведения IPO, необходимо определить затраты на проведение размещения у аналогичных предприятий. На этой основе строятся плановые затраты на проведение IPO по каждой из статей.
После того как сумма плановых затрат будет примерно рассчитана, необходимо сформировать бюджет IPO.
Бюджет на проведение размещения может превышать плановые расходы в среднем на 20–100%. Это связано с тем, что не всегда все расходы можно учесть на предварительном этапе.
Затем необходимо осуществить процесс распределения сверху вниз бюджетных значений на основе плановых.
Это значит, что еще не приступая к непосредственно проведению IPO, мы имеем по каждой из статей затрат три типа значений:
– затраты аналогичных предприятий;
– плановые затраты;
– бюджет.
Наличие этого набора значений позволяет в реальном времени контролировать затраты и при необходимости принимать правильные управленческие решения.
Для автоматизации анализа затрат на IPO автором разработана программа к информационной системе SAP2 [2].
Решение тестовых примеров по данным [6] определяет возможность применения предложенных оценок, модели, структурного плана и программы в практике IPO.
Источники:
2. Белобродский А.А. Диагностический анализ размещения акций в информационной системе SAP R/3 // Информатика: проблемы методология, технологии. – Воронеж, 2009. – Ч. 1. – С. 85–88.
3. Геддес Р. IPO и последующие размещения акций. / Пер с англ. Ю. Кострубова. – М.: Олимп-Бизнес, 2008. – 352 с.
4. Лукашов А. IPO от I до О: Пособие для финансовых директоров и инвестиционных аналитиков – М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 257 с.
5. Львутин П.П. Первичные публичные размещения акций: обзор исследований // Корпоративные финансы. – 2007. – С. 145–163.
6. Фондовая биржа РТС. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rts.ru.
7. Хаертфельдер М., Лозовская Е., Хануш Е. Фундаментальный и технический анализ рынка ценных бумаг. – СПб.: Питер, 2005. – 352 с.
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:21:15