Содействие занятости населения в субъектах Российской Федерации
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Ефимова Е.А. Содействие занятости населения в субъектах Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 9. – С. 15-20.
Аннотация:
В статье рассмотрена проблема финансирования мероприятий по борьбе с безработицей в субъектах Российской Федерации. На основе рассчитанных коэффициентов эластичности величины государственных расходов по численности безработных в регионе автором доказано, что государственные расходы на содействие занятости населения не связаны с глубиной кризисных явлений на рынке труда.
Ключевые слова: финансирование, рынок труда, занятость населения, безработица, регион, государственные расходы, коэффициент эластичности
На регулирование рынка труда субъектов Российской Федерации ежегодно выделяются значительные суммы в бюджетах всех уровней. Однако далеко не всегда эти средства расходуются эффективно. Причины этого явления сводятся к следующему:
1) неправильный выбор методов регулирования (один и тот же результат может быть достигнут разными методами, требующими разных затрат);
2) разветвленный бюрократический аппарат, из-за чего часть денежных средств, выделяемых на конкретное мероприятие, расходуется на обеспечение работы аппарата, а не на само мероприятие.
Согласно Закону РФ «О занятости в Российской Федерации» на региональном рынке труда за счет средств федерального бюджета на соответствующий год финансируются расходы на выплату пособий по безработице и стипендий, мероприятия по содействию трудоустройству населения, организация и проведение общественных работ, ярмарок вакансий, организация профессионального обучения безработных граждан и профессиональная ориентация граждан, содействие самозанятости безработных, содержание органов и учреждений федеральной государственной службы занятости населения и другие мероприятия по содействию занятости населения [1]. Таким образом, часть денежных средств, выделяемых из федерального бюджета, расходуются на непосредственную помощь безработным гражданам, но часть средств идет на содержание, оснащение и обеспечение работы государственного аппарата и территориальных бирж труда, разработку программ занятости и информационных баз данных, облегчающих поиск подходящей вакансии для незанятых граждан.
Государственные расходы на безработных
Согласно Методике определения общего объема средств, предусмотренных в виде субвенций бюджетам субъектов федерации на осуществление полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, в качестве главного критерия при выделении средств регионам выступает численность зарегистрированных безработных [2].
На основе данных об общем объеме выделенных средств регионам из федерального бюджета в области содействия занятости населения [3, 4, 5] и данных Росстата об общей численности зарегистрированных безработных [6, с. 138-139; 7, с. 293-298] нами была определена величина государственных расходов в расчете на одного безработного по субъектам федерации.
На основе проведенных расчетов было установлено, что в большинстве субъектов федерации расходы на одного безработного в 2009 году составили от 5 до 7 тыс. руб. (см. табл. 1 на с. 17).
Наибольший объем финансовых средств на содействие занятости населению получает Центральный федеральный округ, а наименьшее – Дальневосточный федеральный округ.
Таблица 1
Распределение субъектов Российской Федерации по величинегосударственных расходов в области содействия занятости населенияв расчете на одного безработного за 2009 год, руб.
Коэффициент эластичности государственных расходов
Как уже отмечалось, размер выделяемых из федерального бюджета средств на содействие занятости населения зависит от численности зарегистрированных безработных в субъекте федерации.
Поэтому для определения эффективности расходования данных средств возможно использование коэффициентов эластичности, рассчитываемых как отношение процентного изменения величины государственных расходов к процентному изменению численности безработных:
,
где EY/U – коэффициент эластичности государственных расходов в области содействия занятости населения по численности безработных;
Yi – величина государственных расходов в год i;
Ui – численность безработных в год i.
Данный показатель эластичности позволяет определить, насколько процентов изменилась величина государственных расходов при изменении численности безработных в регионе на 1%.
Бюджетные средства должны расходоваться в соответствии со сложившейся ситуацией на региональном рынке труда. Так, увеличение численности безработных в регионе требует дополнительных средств на содействие занятости, и, наоборот, если численность безработных в регионе снизилась, то финансирование можно сократить.
Иными словами, если величина государственных расходов на содействие занятости населения в регионе меняется в той же пропорции и в том же направлении, что и численность безработных, то такую организацию финансирования можно считать сбалансированной и эффективной. О неэффективном расходовании бюджетных средств может свидетельствовать ситуация, при которой:
– изменение государственных расходов на содействие занятости значительно опережает рост численности безработных в регионе (ситуация перефинансирования);
– когда рост государственных расходов существенно отстает от роста численности безработных (ситуация недофинансирования).
Перефинансирование и недофинансирование
Ситуации перефинансирования и недофинансирования возникают в случае, когда состояние рынка труда в течение года существенно меняется, например, из-за действия экономического кризиса. Однако при этом средства в бюджете на очередной финансовый год были запланированы, исходя из прежних тенденций развития рынка труда. В таком случае государству приходится пересматривать объемы выделяемых средств субъектам федерации.
При сбалансированном (эффективном) финансировании мероприятий в области содействия занятости населения коэффициент эластичности величины государственных расходов по численности безработных равен единице: EY/U = 1. Для целей нашего исследования мы будем считать эффективно организованной систему государственных расходов в регионе, если 0,9 ≤ EY/U ≤ 1,1.
В ситуации недофинансирования коэффициент эластичности находится в пределах от 0 до 1:
0 < EY/U < 1. В ситуации перефинансирования он либо меньше нуля, либо больше единицы:
.
В таблице 2 (см. на с. 19) представлено распределение регионов по эффективности государственных расходов на рынке труда в 2009 году, полученное по результатам расчетов коэффициентов эластичности.
Для более эффективного финансирования мероприятий в сфере содействия занятости населения возможно использование ряда мер, а именно:
- усиление общественного контроля за финансовыми расходами государственных органов на рынке труда посредствjм привлечения общественных организаций (объединений работников и работодателей) к разработке программ занятости населения и планированию расходов федерального бюджета на очередной финансовый год в сфере содействия занятости;
- усиление гласности в работе государственных органов и служб занятости через публикацию в средствах массовой информации отчетов о результатах реализации программ занятости населения с указанием объемов финансирования по проделанным мероприятиям.
Таблица 2
Распределение субъектов Российской Федерации по эффективностигосударственных расходов в области содействия занятости населенияв 2009 году
Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:55:34