Вузовские услуги Бурятии: состояние и прогнозы

Будажанаева Д.Ц.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье приводится методика исследования рынка услуг высшего профессионального образования и анализируется ее реализация в Республике Бурятия. Выявлены основные особенности функционирования и перспективы развития рынка услуг высшего образования в регионе.

Ключевые слова: высшее образование, рынок образовательных услуг, экономика региона, спрос и предложение, эконометрическая модель, модель авторегрессии, Бурятия



Современное образование характеризуется большим выбором и высокой конкуренцией предоставляемых образовательных услуг со стороны учебных заведений. Во многих регионах существует достаточно большое количество учреждений, которые предоставляют возможность получить высшее профессиональное образование (ВПО) по одинаковым специальностям.

Сложившаяся ситуация заставляет региональные вузы проводить исследования рынка образовательных услуг, эффективное функционирование которого, в свою очередь, возможно при учете тенденций социально-демографических процессов [1].

Это предполагает разработку методики системного комплексного анализа рынка услуг ВПО с использованием экономико-статистических методов, технологий обработки и агрегирования эмпирических данных.

Основные этапы исследования

Методика статистического исследования регионального рынка услуг ВПО состоит из следующих этапов.

На первом этапе осуществляется построение системы показателей, характеризующей рынок услуг ВПО. При этом информационную базу исследования составляют данные Росстата, данные приемных комиссий вузов, выборочного обследования.

На втором этапе проводится анализ социально-экономического положения региона с применением методов описательной статистики, анализ демографической ситуации.

На третьем этапе анализируется состояние регионального рынка услуг ВПО, процессы приема в вуз и выпуска из него с использованием методов описательной статистики.

На четвертом этапе анализируется спрос на образовательные услуги. На основе данных выборочного обследования выпускников общеобразовательных школ оценивается потенциальный спрос на ВПО и выявляются факторы, влияющие на выбор специальности.

На пятом этапе (заключительном) строится модель численности потенциальных потребителей услуг ВПО, студентов и выпускников вузов, определяются перспективы развития регионального рынка услуг ВПО. Выявление и моделирование тенденций рыночных процессов происходит с использованием различных методов анализа динамических рядов и расчета трендовых моделей с использованием корреляционно-регрессионного анализа. Для обработка информации используются пакеты прикладных программ Statistiсa 7.0, SPSS, MS Excel.

Рассмотрим применение данной методики при исследовании рынка услуг ВПО Бурятии.

Экономика Бурятии

Экономика Бурятии за последние годы характеризуется динамичным развитием по всем основным макроэкономическим показателям. За период 2002–2008 гг. ВРП увеличился в 1,45 раза [3]. Основная доля в общей структуре ВРП приходится на сферу услуг (68,8%).

Экономические перспективы республики связаны, прежде всего, с дальнейшим развитием реального сектора экономики, увеличением производства продукции, созданием собственной сырьевой базы.

Относительно высокую степень экономического развития могут предопределить выгодное географическое положение, благоприятные природно- климатические условия, наличие минерально-сырьевых и трудовых ресурсов.

Бурятия обладает огромным туристским потенциалом, полное использование которого способно удовлетворить потребность в санаторно-курортном лечении и туризме населения России и иностранных туристов.

Развитие экономики региона во многом зависит не только от уровня использования производственных мощностей, инвестиции, от сырьевой базы, но и от демографического фактора, а также от квалификации, образовательного уровня кадров.

Демографическая ситуация республики характеризуется волнообразной возрастной структурой населения. На 1 января 2009 г. численность населения Бурятии составила 960,7 тыс. чел., что на 4,4% меньше, чем в 2000 г. [3], а численность трудоспособного населения – 611,4 тыс. чел., что на 4,6% больше, чем в 2000 г. В последнее время наблюдается снижение доли населения моложе трудоспособного возраста, вызванное демографическим спадом 1990-х гг.

Долгосрочное развитие экономики региона предполагает взаимосогласованное функционирование всех его подсистем и преодоление проблем связанных с эффективным использованием имеющихся ресурсов. Качественная подготовка трудовых ресурсов зависит от состояния сферы образования в регионе.

В настоящее время рынок услуг по получению ВПО быстро развивается. На начало 2008–2009 учебного года в Бурятии функционировало 4 государственных вуза и 1 негосударственный, 11 филиалов самостоятельных вузов. В них обучалось 47,4 тыс. студентов. В 2008–2009 учебном году подготовка проводилась по 152 специальностям.

В 2008 г. в вузы республики поступило около 10,1 тыс. человек, что на 0,4 тыс. человек меньше, чем в 2007 г. Общая численность студентов за период 1990–2009 гг. увеличилась в 2,3 раза, а число вузов – в 1,25 раза.

В 2008 г. вузами Бурятии выпущено 8041 специалистов, что в 4,5 раза больше, чем в 1992 г. Столь значительный рост выпускников вузов обусловлен увеличением количества выпускников школ. Направление на работу получили 1332 выпускника очных отделений государственных вузов. Удельный вес таких выпускников составил 55%.

Вузы и специальности

С целью определения объема и структуры спроса на услуги ВПО в марте 2009 и 2010 гг. было проведено выборочное обследование выпускников общеобразовательных школ. Объем выборки в 2009 г. составил 10%, то есть было обработано 1180 анкет, а в 2010 г. – 1% (110 анкет).

В результате проведенного исследования выявлено, что 80–86% школьников планируют поступать в вузы, большая часть выпускников уже определились с будущей профессией.

В 2009 г. специальности группы «экономика и управление» выбрали 21% старшеклассников.

Повсеместное развитие строительства в республике отразилось и на выборе будущей профессии выпускников школ. На специальности «строительство и архитектура» и «геодезия и землеустройство» желают поступить 17% опрошенных. Результаты выборочного обследования, проведенного в 2010 г., свидетельствуют о повышенном спросе выпускников школ на экономические (23%) и гуманитарные специальности (16,5%), а также специальности в области строительства (15%). Основным фактором, влияющим на выбор специальности и вуза, является положительная рекомендация знакомых.

Чтобы определить перспективы развития рынка услуг ВПО на краткосрочную перспективу, следует рассчитать прогнозные значения приема, численности студентов, выпуска вузами республики. Для определения прогнозного значения численности принятых в вузы республики нами была построена следующая эконометрическая модель:

,

где

xt – численность выпускников школ региона;

yt – прием в вузы региона;

t – фактор времени.

Прогнозы по численности студентов в вузах Бурятии представлены в табл. (см. ниже).

Таблица

Прогнозные значения численностистудентов и выпускников вузов Республики Бурятия на 2010–2012 гг.

Прогноз-ныйпериод
Прием Числен-ностьстудентов
Вы-пуск
20109547464227214
20119387462458578
20129056460708609

По всем основным показателям ожидается незначительное снижение из-за демографической ситуации в республике.

Заключение

Таким образом, развитие рынка услуг ВПО можно охарактеризовать как устойчивое, без существенных структурных изменений.

Современный рынок услуг ВПО – это сложная социально-экономическая система, внутри которой действуют законы спроса и предложения на образовательную услугу. Статистическое исследование регионального рынка услуг ВПО позволит сформировать реальную картину, сложившуюся в регионе, определить перспективы развития данного рынка с учетом демографических особенностей.

Под воздействием рынка труда возникают изменения спроса на рынок образовательных услуг, следовательно, вузам необходимо на ближайшие годы знать, какие предприятия готовы брать на работу молодых специалистов. Удовлетворяя потребности предприятий в специалистах, вузы получают возможность не только роста доходов, но и, в конечном счете, способствуют развитию экономики региона.

Предложенная методика исследования рынка услуг ВПО в регионе позволит составить комплексное представление о спросе и предложение на образовательные услуги, выявить перспективы развития данного рынка.


Источники:

1. Щетинин В.П. Рынок образовательных услуг в современной России // Школа. – 2007. – № 3. – С. 25–28.
2. Эконометрика. / Под ред. И.И. Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 345 с.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://burstat.gks.ru/.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:12