Государственно-частное партнерство и рыбопромысловый флот
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9-2 (167), Сентябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается государственно-частное партнерство как элемент эффективного механизма обновления рыбопромыслового флота.
Ключевые слова: рыбохозяйственный комплекс, государственно-частное партнерство, частно-государственное партнерство, концессионные соглашения, рыбопромысловый флот, частные инвестиции, рыбные продукты
Термин «государственно-частное партнерство» произошел от распространенного в мире понятия Public-Private Partnership. Для России в управленческой практике это выражение еще ново, но по оценкам экспертов этот союз позиционируется как новая технология развития экономики.
Российский ученый В.Г. Варнавский в своих исследованиях использует термин «партнерство государства и частного сектора» и определяет его как «институциональный и организационный альянс между общественной властью и частным бизнесом в целях реализации национальных и международных, масштабных, общественно значимых проектов в широком спектре сфер деятельности: от развития стратегически важных отраслей промышленности и НИОКР до обеспечения общественных услуг» [2]. Каждый такой альянс является временным, так как он создается на определенный срок для осуществления конкретного проекта и прекращает свое существование после его реализации.
Сферы сотрудничества бизнеса и государства
В зарубежных странах, чтобы подчеркнуть приоритетную роль частного сектора, чаще используют термин частно-государственное партнерство.
В России же в официальных документах употребляется и государственно-частное партнерство (ГЧП) и частно-государственное партнерство (ЧГП).
При этом основными признаками ГЧП являются:
– единство целей;
– равноправное предпринимательство государственных и частных экономических и производственных структур;
– единые правила взаимодействия сторон, обусловленные в договорах, контрактах и других официальных документах;
– сбалансированность ресурсных вкладов, расходов, рисков, полученных результатов для рения общих задач в достижении целей партнерства.
Государственно-частное партнерство предполагает официальные отношения или договоренности между государственными и частными участниками в совместных целях с четким определением государственного интереса. Партнерство в данном случае означает сотрудничество, при котором государственные и частные структуры равноправны и взаимодополняют друг друга, в том числе в инвестировании и формировании ресурсов.
Согласно международному опыту, сфера сотрудничества между государством и частным бизнесом весьма широка и распространяется на следующие сектора экономики:
– добычу полезных ископаемых и других ресурсов, находящихся в общественной собственности;
– энергетику (строительство и эксплуатацию электростанций, ЛЭП и т.д.);
– транспортную инфраструктуру (сооружение, содержание и эксплуатацию дорожных инфраструктур и инженерных сооружений, систем общественного транспорта, портов и аэропортов;
– городское и коммунальное хозяйство (водоснабжение, канализацию, переработку твердых бытовых отходов, строительство и эксплуатацию общественных зданий и сооружений, развитие инфраструктуры социальной сферы, культуры и спорта).
Рыбохозяйственный комплекс России
В настоящее время назрела необходимость применения механизма ГЧП и в рыбохозяйственном комплексе.
Цель такового партнерства – развитие государственной собственности за счет объединения усилий и ресурсов государства и частного бизнеса.
Государство при этом должно оставить за собой функции контроля и регулирования, которое осуществляется, чтобы придать процессам организованный характер, упорядочить действия экономических субъектов, обеспечить соблюдение законов, государственных и общественных интересов.
Рыбохозяйственный комплекс России играет огромную роль в обеспечении населения страны рыбными продуктами [3]. В настоящее время основным видом деятельности рыбохозяйственного комплекса является добыча и обработка биоресурсов: по данным статистики, она составляет более 78% от всех видов деятельности. При этом основу рыбной промышленности России составляет рыбопромысловый флот, на долю которого приходится более 70% общей стоимости основных производственных фондов всего рыбопромышленного комплекса.
Анализ состояния рыбопромыслового флота показывает, что на начало 2008 г. в составе флота находилось 2509 единиц рыбопромысловых судов (без учета вспомогательного флота), в том числе:
– 2137 добывающих судов;
– 25 обрабатывающих судов;
– 286 транспортных рефрижераторных и приемно-транспортных судов;
– 61 судно специального назначения (научно-исследовательские, аварийно-спасательные, учебные и рыбоохранные суда).
Кроме того, вспомогательный флот насчитывает 1056 единиц.
При этом возрастной состав судов рыбопромыслового флота имеет следующие характеристики:
– возраст до 10 лет имеют 179 судов;
– от 10 до 20 лет – 945 судов;
– свыше 20 лет – 2441 судно.
Таким образом, 1971 судно из 2509 (а это составляет 80,5%) эксплуатируется с превышением нормативного срока (25 лет). Рыбопромысловый флот построен в конце 1970-х – начале 1980-х годов, и в большинстве своем характеризуется большими затратами и низкими показателями рентабельности.
Флот морально и физически устарел, причем пополнение флота в основном продолжается за счет приобретения старых иностранных судов.
Из 61 судна специального назначения (научно-исследовательские, рыбоохранные, учебные, аварийно-спасательные) 26 (42,6%) эксплуатируются с превышением нормативных сроков. Из 1056 судов вспомогательного флота 921 судно (87%) эксплуатируется с превышением нормативных сроков.
При этом за последние 2 года пополнение флота составило 217 судов, из которых только 4 единицы из новостроя, а списано на слом – 543 единицы флота.
Сложившаяся ситуация усугубляется отсутствием у большей части предприятий и организаций достаточных оборотных средств, которые можно было бы направить на строительство новых высокотехнологичных судов.
Кроме того, многие рыбопромысловые предприятия в настоящее время имеют возможности получить в российских коммерческих банках доступные кредитные средства.
Концессионные соглашения
Одной из ключевых задач в области развития рыбохозяйственного комплекса, повышения его инвестиционной привлекательности является модернизация и обновление его материально-технической базы на основе государственно-частного партнерства.
В мировой практике сложилось множество разнообразных моделей, форм, типов и конкретных вариантов реализации партнерских отношений между государством и бизнесом.
Принятые классификации ГЧП выделяют обычно следующие формы:
– контракт,
– аренду,
– концессию (концессионное соглашение),
– соглашение о разделе имущества,
– совместное предприятие.
В последнее время, как показывают исследования, области применения различных форм партнерства государства и частного бизнеса стремительно расширяются, бурно развиваются сами формы партнерства и их модификации. Особенно это относится к концессионным соглашениям.
В России в 2005 году был принят Федеральный закон «О концессионных соглашениях» (далее – Закон о концессионных соглашениях), который предусматривает следующие мероприятия:
– по переустройству на основе внедрения новых технологий, механизации и автоматизации производства, модернизации и замены морально устаревшего и физически изношенного оборудования новым, более производительным оборудованием;
– изменению технологического или функционального назначения объекта концессионного соглашения или его отдельных частей;
– иные мероприятия по улучшению характеристик и эксплуатационных свойств объекта концессионного соглашения [4].
Согласно пп. 5 п. 1 ст. 4 Закона о концессионных соглашениях объектом концессионного соглашения могут быть:
– морские и речные суда;
– суда смешанного (река – море) плавания;
– суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность;
– паромные переправы;
– плавучие и сухие доки.
При этом, как нам видится, к функциям государства относятся:
– выработка стратегии и принципов, на которых будут базироваться отношения бизнеса с обществом в целом и с публичной властью;
– формирование институциональной среды для разработки и реализации партнерских проектов;
– организация и управление ГЧП, разработка форм, методов, механизмов.
Функции частного бизнеса:
– эффективное управление;
– использование опыта, передовых технологий и техники;
– создание гармоничной для бизнеса институциональной среды.
Взаимовыгодное сотрудничество
Содружество между государством и частным бизнесом в сфере строительства и модернизации рыбопромыслового флота выгодно для обеих сторон.
Для частных инвесторов выгоды заключаются в следующем:
– инвестор имеет возможность вернуть вложенные инвестиции и получить при быль путем эксплуатации или иного использования построенного (модернизированного) объекта;
– риск невозврата инвестиций и (или) неполучения прибыли минимизированы до приемлемого уровня.
Для государства выгоды следующие:
– стоимость строительства, модернизации и эксплуатации объекта ниже, чем если бы он финансировался из бюджетных средств;
– эффективность эксплуатации объекта выше, чем, если бы он эксплуатировался государством.
Таким образом, государственно-частное партнерство, являясь механизмом инновационного развития рыбохозяйственного комплекса, приведет к обновлению, модернизации флота, а, следовательно, увеличению вылова, выпуска товарной продукции, снижению экспортной сырьевой направленности, повышению занятости и доходов населения.
Источники:
2. Варнавский В.Г. Концептуальные экономические и правовые основы концессионной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.Irex/press/pub/polemika/13/var.
3. Тупикина Е.Н. Продовольственная безопасность и роль рыбного хозяйства в ее обеспечении // Российское предпринимательство. – 2008. – № 12. – С. 118–122.
4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях».
Страница обновлена: 21.09.2024 в 10:57:52