Оценка результативности муниципальной финансовой поддержки инвестиционной деятельности

Скурихина Т.Г., Пронина Н.В., Киселева М.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Скурихина Т.Г., Пронина Н.В., Киселева М.А. Оценка результативности муниципальной финансовой поддержки инвестиционной деятельности // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 117-123.

Аннотация:
В целях стимулирования инвестиционной активности органы местного самоуправления оказывают муниципальную финансовую поддержку (МФП) хозяйствующим субъектам – инвесторам. Принятие решения органами местного самоуправления об оказании МФП инвестиционной деятельности должно осуществляться на основе соблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств. Авторами предложена методика, позволяющая определить, в каком случае муниципальная финансовая поддержка может дать оптимальные результаты.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, инвестиционная активность, бюджетные средства, органы местного самоуправления, мультипликативный эффект, муниципальная финансовая поддержка, принцип результативности



Под муниципальной финансовой поддержкой (МФП) авторами понимается такая форма поддержки, которая предусматривает полное или частичное участие средств местного бюджета в финансировании инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Все формы МФП можно представить в виде трех групп исходя из сущности используемых в них финансовых инструментов (см. рис. 1 выше).

Рис. 1. Формы МФП инвестиционной деятельности

Основными формами МФП инвестиционной деятельности в России являются:

– предоставление субсидий для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам и займам;

– предоставление льгот по аренде муниципального имущества;

– предоставление муниципального заказа.

Оценка результативности муниципальной финансовой поддержки

В качестве результата МФП инвестиционной деятельности следует рассматривать достижение мультипликативного эффекта от вложенных в поддержку бюджетных средств. Результативность МФП инвестиционной деятельности авторами рассматривается как степень достижения запланированного уровня мультипликативного эффекта от вложенных в поддержку бюджетных средств.

Суть эффекта мультипликатора применительно к МФП инвестиционной деятельности заключается в следующем. Увеличение любого из компонентов расходов местного бюджета приводит к увеличению доходов хозяйствующих субъектов, населения и местного бюджета, причем на величину, большую, чем первоначальный рост расходов местного бюджета.

Авторами предлагается следующая процедура оценки результативности МФП инвестиционной деятельности (см. рис. 2 на с. 119).

Рис. 2. Процедура оценки результативности МФП инвестиционной деятельности

Предварительную оценку и отбор инвестиционных проектов, представленных для МФП, необходимо осуществлять по показателям финансовой эффективности. Инвестиционные проекты, по которым были получены высокие показатели финансовой эффективности, в дальнейшем оцениваются на возможность получения мультипликативного эффекта от оказываемой МФП.

Оценку возможности получения мультипликативного эффекта от оказываемой МФП необходимо проводить по табл. 1 (см. выше). По отобранным инвестиционным проектам проводится оценка мультипликатора.

Таблица 1

Оценка инвестиционных проектов на определение возможностиполучения мультипликативного эффекта от МФПИспользуемые ресурсы Баллы по

Мультипликатор муниципальной финансовой поддержки

Мультипликатор МФП показывает соотношение прироста затраченных бюджетных средств на поддержку к приросту доходов местного бюджета, полученных в результате данных расходов местного бюджета. Доходы, полученные в результате МФП, авторы разделяют на три вида:

– доходы организации, получающей МФП, а также организаций-контрагентов;

– доходы работников организации;

– доходы местного бюджета.

Для оценки налогового мультипликатора МФП инвестиционной деятельности авторы предлагают использовать следующую формулу:,

где

МН — налоговый мультипликатор МФП инвестиционной деятельности;

ΔНМБ — прирост налоговых доходов в местный бюджет в результате инвестиционного проекта, д.ед.;

ΔРМБ — прирост суммы оказанной МФП организации, д.ед.

Для расчета мультипликатора МФП инвестиционной деятельности воспользуемся табл. 2 (см. на с. 120).

Таблица 2

Расчет мультипликатора МФП инвестиционной деятельности

Полученные показатели мультипликатора МФП инвестиционной деятельности целесообразно рассматривать с учетом косвенных показателей результативности. Прежде всего, это такие показатели социальной эффективности инвестиционных проектов, как социальные последствия деятельности организации, влияние деятельности организации на экономическое развитие муниципального образования и др.

Отбор лучших инвестиционных проектов авторы предлагают проводить путем ранжирования, используя метод расстояний и стандартизированные коэффициенты (см. табл. 3 на с. 121).

Таблица 3

Основные показатели представленных инвестиционных проектов (Хi,j)

Сравнительная рейтинговая оценка

При использовании метода расстояний устанавливается близость проектов к проекту-эталону по каждому из сравниваемых показателей. Вначале определяются коэффициенты по каждому показателю как отношение его значения к показателю-эталону с максимальным уровнем. Затем рассчитывается сумма квадратов полученных коэффициентов.

Если есть возможность учесть сравнительную значимость индикаторов, то каждый квадрат умножается на соответствующий весовой коэффициент значимости. Затем из суммы квадратов извлекается корень. Рейтинговая оценка с учетом коэффициента значимости рассчитывается по такому алгоритму:

где

КЗi — коэффициент значимости i-того показателя.

Инвестиционные проекты необходимо проранжировать по убыванию значения рейтинговой оценки (Ri) (см. табл. 4, 5 на с. 121). Полученные результаты указывают на наиболее приоритетные инвестиционные проекты с точки зрения мультипликативного эффекта.

Оценка результативности МФП инвестиционной деятельности должна проводиться и в процессе реализации инвестиционного проекта и по ее итогам. С этой целью авторы предлагают проводить мониторинг результативности МФП. Здесь важно не только определить отклонения, но и провести анализ причин, обусловивших появление отклонений получаемого мультипликативного эффекта от заданных параметров и разработать систему мероприятий по коррекции ситуации.

Применение предложенной авторами методики позволит органам местного самоуправления обеспечить достижение заданных результатов области МФП инвестиционной деятельности с использованием оптимального или наименьшего объема средств местного бюджета.


Источники:

1. Бюджетный кодекс РФ.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:50