Влияние кооперационного левереджа на стоимость компаний
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрено влияние эффективности кооперации в компании на ее рыночную стоимость. Автором проведены исследования о влиянии финансовых и производственных показателей на рыночную цену российских компаний, сделаны выводы о влиянии уровня кооперационного левереджа на их стоимость.
Ключевые слова: кооперация, стоимость компании, производственный левередж, кооперационный левередж
В современной теории управления показатель стоимости компании является одним из наиболее значимых индикаторов эффективности ее функционирования в целом. Внешне для тех компаний, акции которых обращаются на фондовом рынке, стоимость проявляется в форме рыночной цены акций или капитализации.
Автором настоящей работы проводились исследования влияния различных финансовых и производственных показателей на рыночную цену акций крупнейших компаний Российской Федерации. Следует отметить, что такого рода исследования регулярно проводятся отечественными и зарубежными экономистами, однако показатели промышленной кооперации в качестве факторных признаков такого рода моделей практически не используются.
Кооперационный левередж
На наш взгляд, теоретически интенсивность промышленной кооперации должна оказывать определенное влияние на стоимость компании. В наиболее общем виде влияние различных показателей эффективности управления компанией на ее стоимость можно представить следующим образом (см. рис. 1 на с. 31).
Помимо известных видов производственного и финансового левереджа, новым, в представленном рисунке, является предлагаемое автором понятие кооперационного левереджа. Под кооперационным левереджем автор предлагает понимать мультиплицирующее влияние интенсивности промышленной кооперации социально-экономической системы на эффективность ее функционирования.
Логически смысл показателя кооперационного левереджа промышленного предприятия заключается в следующем. Чем выше интенсивность разнообразных отношений промышленной кооперации при условии ее рациональной организации, тем в большей степени за счет синергетических механизмов, лежащих в основе любой кооперации, устойчиво увеличивается эффективность функционирования и развития предприятия [4].
Рис. 1. Концептуальная (“идеальная”) модель взаимовлияния различных видовлевереджа и их влияния на стоимость компании
Интенсивность промышленной кооперации и стоимость компании
Представленная на рис. 1 модель является “идеальной” в том смысле, что она может быть использована в чистом виде в условиях относительно развитого и транспаретного фондового рынка, низких рисков квазикооперации и адекватной действительности финансовой отчетности корпораций.
В качестве баз оценки выбраны данные по трем крупным компаниям ТЭК РФ – ОАО “Башкирэнерго”, ОАО “Татнефть”, ОАО “Газпром”, имевшим в 2000-2008 гг. регулярные рыночные котировки в РТС.
В качестве источников информации использованы материалы отчетности самих компаний, данные Российской торговой системы, а также, в отдельном случае, экспертная оценка интенсивности промышленной кооперации и уровня производственного левереджа.
Для большей объективности оценки рыночной стоимости (исключения систематического риска) капитализация каждой компании корректировалась на величину индекса РТС – укрупненного индикатора динамики фондового рынка в целом [2] (см. табл. 1).
Таблица 1
Исходные данные для оценки влияния промышленной кооперациина стоимость ОАО “Башкирэнерго”
При этом поставщик компании относится к категории кооперантов, если связи с ним регулярно осуществлялись на протяжении не менее чем трех лет до отчетного года. Так, в 2008 г. порядка 72% поставщиков (по показателю суммы контрактов) ОАО “Башкирэнерго” имело устойчивые кооперационные связи (см. табл. 2 на с. 33).
Таблица 2
Исходные данные для оценки влияния промышленной кооперациина стоимость ОАО “Татнефть”
Влияние различных факторов левереджа на стоимость ОАО “Татнефть” также является статистически устойчивой.
Вместе с тем, налицо неэластичное, хотя и логичное “по направлению”, влияние различных факторов левереджа на уровень капитализации компании (это может быть следствием влияния на капитализацию иных факторов, таких как стоимость барреля нефти, изменений в налогообложении нефтяных компаний и т.п.).
Однако и в данном случае интенсивность промышленной кооперации оказывает наиболее сильное, по сравнению с факторами других видов левереджа, влияние на стоимость исследуемой компании.
При увеличении интенсивности промышленно-сбытовой кооперации на 1% уровень капитализации ОАО “Татнефть” увеличивался в 2000–2008 гг. в среднем на 0,31% (см. табл. 3 на с. 33).
Таблица 3
Исходные данные для оценки влияния промышленной кооперациина стоимость ОАО “Газпром”
Влияния различных типов левереджа друг на друга
Коэффициенты при факторных переменных (уровень левереджа) в данном случае достаточно корректно вписываются в идеальную модель влияния различных факторов левереджа на уровень капитализации. Так, налицо крайне высокое влияние производственного левереджа, эластичное и прямое влияние финансового левереджа (что свидетельствует о том, что в 2000–2008 гг. ОАО “Газмпром” в полной мере использовало эффект финансового рычага для роста своей рентабельности и эффективности). Наконец, наблюдается максимально высокое по группе исследуемых предприятий ТЭК значение кооперационного левереджа, равное 4,02.
Взаимосвязь между интенсивностью кооперации и производственным левереджем является статистически средней и прямой, а между интенсивностью кооперации и зависимостью от заемных средств – выше среднего и обратной. Это в целом вписывается в предлагаемую нами теоретическую модель влияния различных типов левереджа друг на друга (см. рис. 2 на с. 34).
Рис. 2. Комплекс причин, обуславливающих существенное влияниекооперационного левереджа на стоимость компаний на рынке
Как показано на рис. 2, существуют взаимосвязанные причины, обуславливающие выявленное прямое и достаточно сильное влияние уровня кооперационного левереджа на стоимость компаний ТЭК. Вместе с тем, к сожалению, построенные модели вряд ли могут быть использованы для долгосрочного прогнозирования уровня стоимости – после кризиса 2008–2009 гг. складываются совершенно иные, чем в исследуемый нами период, пропорции отечественного фондового рынка.
Источники:
2. Булатов А.Н. Методические инструменты комплексной оценки экономической эффективности корпоративного управления на промышленных предприятиях Российской Федерации: Автореф. дис. к.э.н. – Казань, 2002.
3. Ковалев В.В. Финансовый анализ. – М.: Финансы и статистика, 2009, с.326.
4. Радыгин А.Д., Энтов Р.М. и др. Внешние механизмы корпоративного управления. Научные труды № 104. – М.: ИЭПП, 2007;
5. Бригхем Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: в 2 томах / Пер. с англ. под ред. Ковалева В.В. – М.: Экономическая школа, 2009, т.1.
6. Официальный сайт Российской торговой системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.rts.ru
Страница обновлена: 22.09.2024 в 07:24:45