Якутия: как повысить конкурентоспособность сельхозпредприятия?

Птицына А.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Птицына А.С. Якутия: как повысить конкурентоспособность сельхозпредприятия? // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 159-162.

Аннотация:
В рыночных условиях необходимо уделять особое внимание конкурентным преимуществам предприятия. Конкурентоспособность является главным фактором развития организации. Правильный выбор конкурентной стратегии влияет на результат деятельности хозяйствующего субъекта. В статье рассказывается о развитии конкурентоспособности сельскохозяйственных предприятий Якутской области.

Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, экономическая эффективность, сельскохозяйственное предприятие, роль стратегии, анализ конкурентоспособности, конкурентные стратегии предприятия, реализация продукции



В условиях рыночной экономики обеспечение конкурентных преимуществ составляет основу развития предприятия. Однако в зависимости от особенностей конкретного рынка различаются и стратегии формирования конкурентных преимуществ.

Важно помнить, что достигнутые конкурентные преимущества, обеспечивающие прочное положение предприятия на рынке, не являются раз и на всегда приобретенными. Они завоевываются и удерживаются только при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что, в свою очередь, является трудоемким и дорогостоящим процессом.

Стратегия предприятия

Возможности формирования конкурентных преимуществ зависят от ряда факторов. Однако в любом случае при выборе конкурентной стратегии важно:

– ориентироваться на запросы потребителей;

– убедиться в том, что достигнутые конкурентные преимущества воспринимаются потребителями.

Последнее требуется для того, чтобы избежать ситуации, когда предприятие считает себя известным на рынке, не тратит средств на рекламу, а на самом деле потребители не имеют достаточной информации о нем и его продукции. Любая компания на практике должна выработать свою стратегию в соответствии с направлением формирования конкурентных преимуществ и имеющимися ресурсами.

Конкурентные стратегии часто в той или иной мере сочетаются между собой.

Поэтому в конкурентных стратегиях необходимо выделить особое направление обеспечения конкурентоспособности: стратегию формирования конкурентных преимуществ за счет интеграции конкурентных стратегий.

Например, можно обеспечить выпуск продукта с лучшим набором потребительских свойств при меньших издержках, чем у конкурентов. При этом предприятие, сосредотачиваясь на низких издержках, должно обеспечить приемлемое для данного сегмента потребителей качество товара. Компания, выпускающая товар лучшего качества, должна следить за коммерческой эффективностью его реализации [1, c. 26–28].

Производственный сельскохозяйственный кооператив «Дирин»

Анализ конкурентоспособности предприятия, то есть закрепления за ним конкурентных преимуществ, а также разработка соответствующей конкурентной стратегии развития, проведены на производственном сельскохозяйственном кооперативе (ПСХК) «Дирин» Мегино-Кангаласского улуса.

Основными видами деятельности кооператива являются выращивание овощных культур открытого и закрытого грунтов и картофеля.

В хозяйстве работает 25 человек, имеет в постоянном пользовании 235 гектаров сельскохозяйственных угодий, в том числе 30 гектаров пастбищ, 83 гектара пашни. Свою продукцию кооператив реализует населению, учреждениям, близлежащим поселкам и в городе Якутск.

Сегодня в сельских районах Центральной Якутии стал доступен дешевый природный газ. С учетом этого появилась реальная возможность строительства отапливаемых газом сельскохозяйственных объектов с использованием облегченных теплостойких сотовых поликарбонатных материалов. В частности, нами для экспериментальных целей рекомендуется строительство в ПСХК «Дирин» Мегино-Кангаласского улуса небольшой зимней теплицы из указанного материала.

Обеспечение жителей Якутии овощами

Производство овощей в теплицах – прибыльная и перспективная деятельность в настоящее время. Ведь она не зависит от климатических условий, и продукция пользуется спросом круглый год. По нормативу минимальное потребление овощей в год на одного человека составляет в среднем 72 кг.

На сегодня производство овощей местными товаропроизводителями обеспечивает население только в размере 32,3 кг на одного человека, то есть в 2 раза меньше положенного. Также не преодолена система старой заготовки овощной продукции. Она поступает на рынок массово с середины августа по октябрь, в очень короткий промежуток времени. Запасать продукты питания на год городским жителям негде, к тому же современные потребители отдают предпочтение свежим, подготовленным к употреблению овощам.

Поэтому перед товаропроизводителем стоит задача круглогодичного обеспечения жителей Якутии натуральной овощной продукцией местного производства. Решением данной проблемы является внедрение в производство технологии выращивания овощей в зимних теплицах.

Тепличное хозяйство, созданное с применением дешевых теплостойких стройматериалов, энергосберегающих технологий и современных методов капельного орошения, позволяет практически круглогодично выращивать в защищенном грунте огурцы, помидоры, зелень и цветы на основе полной автоматизации труда.

Отличия от конкурентов будут обеспечены:

– наличием тары, позволяющей при транспортировке дольше сохранять товарный вид продукции;

– хорошо хранящимися, устойчивыми к болезням и вредителям высокоурожайными сортами. Так, например, огурец сорта «Эстафета» – урожайный пчелоопыляемый гибрид, длина 15–20 см, урожайность в зимних теплицах составляет 25–44 кг/м2. Обладает хорошими вкусовыми и потребительскими качествами. Помидор сорта «F Ля-ля-фа TmC5F2N» – гибрид с уникальным сочетанием признаков урожайности, скороспелости, крупноплодности, отличного качества и хорошей лежкости плодов. Средняя урожайность – около 20 кг/м2. Сорт «F1 Кострома TmC5F2» – скороспелый гибрид, устойчив к резким перепадам температуры и влажности воздуха, урожайность в среднем 20 кг/м2;

– отличными вкусовыми качествами;

– экологичностью продукции.

Продвижение сельхозпродукции

Продукция ПСХК «Дирин», как и в данное время, будет продаваться на рынках города Якутска, поселка Нижний Бестях, села Майя. Кроме этого, для увеличения каналов сбыта требуется заключить ряд договоров на поставку овощной продукции с учреждениями общественного питания (школами, дошкольными учреждениями, столовыми, ресторанами, кафе) и государственными заготовителями сельскохозяйственной продукции, к которым относятся:

– государственное унитарное предприятие «Туймада-Агроснаб»;

– сельскохозяйственный производственный кооператив «Манчары»;

– экономическая зона развития «Заречье»;

– торгово-закупочный центр «Лена»;

– потребительское общество «Тюнгюлюнское».

Заключение договоров будет способствовать быстрой реализации продукции.

Для более эффективного распространения продукции целесообразно также использовать рекламу в средствах массовой информации (газеты, журналы, телевидение, рекламные щиты). Цель рекламной кампании – расширить круг потребителей. Для этого необходимо также провести следующие мероприятия: выставки, ярмарки, дегустации, рассылку рекламных буклетов.

Об эффективности данной стратегии свидетельствуют показатели табл. (см. на с. 161).

Объем реализации томатов до 2013 года увеличится на 64,2%, огурцов – на 63,9%, следовательно, выручка увеличится на 91,6% и 89,1% соответственно.

При эффективном использовании производственно-технических ресурсов можно повысить прибыль предприятия в среднем 2,4 раза. Срок окупаемости – 60 месяцев.

Разработанная стратегия развития предприятия, апробированная на конкретном хозяйстве, вполне подойдет и для предприятий с идентичной специализацией. Поэтому они тоже могут применять в практике данную стратегию.

Таблица

Показатели реализации овощной культуры после внедрения проекта


Источники:

1. Философова Т.Г. Конкуренция и конкурентоспособность: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2007.
2. Царев В.В., Кантарович А.А., Черныш В.В. Оценка конкурентоспособности предприятий (организаций). Теория и методология: Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2008.
3. Юданов А.Ю. Конкуренция. Теория и практика: Учебное пособие. – М.: Тандем, 2000.
4. Годовые и прогнозные данные ПСХК «Дирин».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:39:25