Ценовая конкурентоспособность предприятий торговли

Иванова С.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Ценовая конкуренция представляет собой наиболее простой и наиболее изученный вид конкуренции. Минимизируя цену, можно существенно увеличить сегмент рынка, но можно и потерять финансовую устойчивость предприятия торговли и не получить желаемого коммерческого результата в виде прибыли от реализации продукции. В статье рассказывается о том, как с учетом этих условий должна формироваться ценовая политика предприятий торговли, направленная на повышение конкурентоспособности реализуемых товаров.

Ключевые слова: ценовая политика, конкурентоспособность продукции, экспертная оценка, ценовая конкуренция, предприятие торговли, условия платежей, сегментирование потребителей



Непосредственно с ценовой конкуренцией предприятий торговли связано выполнение условий платежей за приобретенный товар. Чем больше они соответствуют потребностям покупателей, тем предпочтительнее реализуемый товар в соперничестве с другими предприятиями торговли.

Это касается предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и сроков платежей за реализованный товар, то есть предоставления выгодных для потребителя коммерческих условий:

– потребительских или коммерческих кредитов;

– скидок с прейскурантной цены;

– скидок при возврате ранее приобретенного у предприятия товара в обмен на новый и т.п.

Уровень цен и условия платежей

По нашему мнению, при оценке конкурентоспособности предприятий торговли надо использовать комплексный подход, то есть рассматривать не только уровень цен, но и условия платежей за приобретенный товар. Конкурентная цена товара может быть определена по формуле:

Цк = Цр × Кц,

где:

Цк – конкурентная цена товара;

Цр – реальная (фактическая) цена товара;

Кц – коэффициент, учитывающий условия платежей за приобретенный товар.

Значение коэффициента Кц, то есть условий платежей, будет отличаться у различных групп потребителей.

Показатели являются едиными для рынка товаров предприятий торговли, но их значимость разнится для различных групп потребителей. Поэтому первоначально произведем сегментацию рынка.

Используя рекомендации Котлера Ф. [2] в сегодняшних условиях России и для целей настоящего исследования, можно производить сегментацию рынка по двум характеристикам: уровню доходов и возрастным группам.

Характеристики величин коэффициента приведены в табл. 1 (см. ниже).

Таблица 1

Характеристики величин коэффициента

№п/пХарактеристики величин коэффициента
1 Наличный и безналичный расчет, возможен беспроцентныйкредит на длительный срок
2 Наличный и безналичный расчет, возможен кредит до 30%годовых на длительный срок
3 Наличный и безналичный расчет, возможен кредит более30% годовых (или на срок менее 1 года)
4Наличный расчет, кредит не возможен

Значения коэффициента, учитывающего условия платежей за приобретенный товар, полученные в результате экспертной оценки, приведены в табл. 2 (см. на с. 101).

Таблица 2

Значения коэффициента, учитывающегоусловия платежей за приобретенный товар

ВозрастМолодежь Среднийвозраст
Пожилые Преклон-ного воз-раста
Доход
Низкий0,600,700,900,98
Средний0,800,900,950,99
Высокий0,900,960,950,99
Колеблетсяв течение года
0,650,660,980,98

В результате проведенного экспертного исследования для всех трех характеристик содержания коэффициента (Кц) и с учетом доли потребителей продукции по уровню доходов и возрасту (для Санкт-Петербурга) предлагается установить величину коэффициента, учитывающего условия платежей за приобретенный товар, в диапазоне 0,9–1,0 (см. табл. 3 на с. 101).

Таблица 3

Значения коэффициента (Кц) для первойхарактеристики

№п/пХарактеристики величин коэффициента Кц
1 Наличный и безналичный расчет, возможен бес-процентный кредит на длительный срок
0,9
2 Наличный и безналичный расчет, возможен кредитдо 30% годовых на длительный срок
0,96
3 Наличный и безналичный расчет, возможен кредитболее 30% годовых (или на срок менее 1 года)
0,99
4Наличный расчет, кредит не возможен1

Данный коэффициент условно корректирует цену реализуемой продукции с учетом соответствия интересам покупателей условий платежей за приобретенный товар.

Сокращение издержек

Ценовая конкуренция предполагает разумное установление минимальных цен на реализуемые товары. Для предприятий торговли снижение цены возможно, в первую очередь, за счет сокращения производственных издержек, издержек обращения. Этого можно достичь посредством следующих действий:

– совершенствования организационной структуры;

– организации работы торгового аппарата;

– выбора наиболее эффективных каналов товародвижения;

– снижения транспортных расходов, складских расходов;

– оптимизации запасов товаров и т.п.

Уменьшение издержек предприятий торговли при прежней цене означает увеличение прибыли.

Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка [3]. Условия платежей за приобретенный товар также оказывают влияние на ценовую конкурентоспособность предприятия.

На основе анализа полученных оценок выявляются преимущества и недостатки товаров-аналогов с последующим использованием этих результатов в деятельности предприятия по повышению его конкурентоспособности.


Источники:

1. Абрамов А.В., Петухов Р.М. Конкурентоспособность отечественного судостроения: Сборник трудов. – СПб: Изд-во СПбГМТУ, 2005. – С. 9–16.
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. В.Б. Боброва. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.
3. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина бизнес букс, 2008. – 800 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:40:04