Ценовая конкурентоспособность предприятий торговли
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Иванова С.В. Ценовая конкурентоспособность предприятий торговли // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 11. – С. 99-102.
Аннотация:
Ценовая конкуренция представляет собой наиболее простой и наиболее изученный вид конкуренции. Минимизируя цену, можно существенно увеличить сегмент рынка, но можно и потерять финансовую устойчивость предприятия торговли и не получить желаемого коммерческого результата в виде
прибыли от реализации продукции. В статье рассказывается о том, как с учетом этих условий должна формироваться ценовая политика предприятий торговли, направленная на повышение конкурентоспособности реализуемых товаров.
Ключевые слова: ценовая политика, конкурентоспособность продукции, экспертная оценка, ценовая конкуренция, предприятие торговли, условия платежей, сегментирование потребителей
Непосредственно с ценовой конкуренцией предприятий торговли связано выполнение условий платежей за приобретенный товар. Чем больше они соответствуют потребностям покупателей, тем предпочтительнее реализуемый товар в соперничестве с другими предприятиями торговли.
Это касается предлагаемого продавцом разнообразия форм расчетов и сроков платежей за реализованный товар, то есть предоставления выгодных для потребителя коммерческих условий:
– потребительских или коммерческих кредитов;
– скидок с прейскурантной цены;
– скидок при возврате ранее приобретенного у предприятия товара в обмен на новый и т.п.
Уровень цен и условия платежей
По нашему мнению, при оценке конкурентоспособности предприятий торговли надо использовать комплексный подход, то есть рассматривать не только уровень цен, но и условия платежей за приобретенный товар. Конкурентная цена товара может быть определена по формуле:
Цк = Цр × Кц,
где:
Цк – конкурентная цена товара;
Цр – реальная (фактическая) цена товара;
Кц – коэффициент, учитывающий условия платежей за приобретенный товар.
Значение коэффициента Кц, то есть условий платежей, будет отличаться у различных групп потребителей.
Показатели являются едиными для рынка товаров предприятий торговли, но их значимость разнится для различных групп потребителей. Поэтому первоначально произведем сегментацию рынка.
Используя рекомендации Котлера Ф. [2] в сегодняшних условиях России и для целей настоящего исследования, можно производить сегментацию рынка по двум характеристикам: уровню доходов и возрастным группам.
Характеристики величин коэффициента приведены в табл. 1 (см. ниже).
Таблица 1
Характеристики величин коэффициента
№п/п | Характеристики величин коэффициента |
1 |
Наличный и безналичный расчет, возможен беспроцентныйкредит на длительный срок
|
2 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредит до 30%годовых на длительный срок
|
3 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредит более30% годовых (или на срок менее 1 года)
|
4 | Наличный расчет, кредит не возможен |
Значения коэффициента, учитывающего условия платежей за приобретенный товар, полученные в результате экспертной оценки, приведены в табл. 2 (см. на с. 101).
Таблица 2
Значения коэффициента, учитывающегоусловия платежей за приобретенный товар
Возраст | Молодежь |
Среднийвозраст
| Пожилые |
Преклон-ного воз-раста
|
Доход | ||||
Низкий | 0,60 | 0,70 | 0,90 | 0,98 |
Средний | 0,80 | 0,90 | 0,95 | 0,99 |
Высокий | 0,90 | 0,96 | 0,95 | 0,99 |
Колеблетсяв течение года
| 0,65 | 0,66 | 0,98 | 0,98 |
В результате проведенного экспертного исследования для всех трех характеристик содержания коэффициента (Кц) и с учетом доли потребителей продукции по уровню доходов и возрасту (для Санкт-Петербурга) предлагается установить величину коэффициента, учитывающего условия платежей за приобретенный товар, в диапазоне 0,9–1,0 (см. табл. 3 на с. 101).
Таблица 3
Значения коэффициента (Кц) для первойхарактеристики
№п/п | Характеристики величин коэффициента | Кц |
1 |
Наличный и безналичный расчет, возможен бес-процентный кредит на длительный срок
| 0,9 |
2 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредитдо 30% годовых на длительный срок
| 0,96 |
3 |
Наличный и безналичный расчет, возможен кредитболее 30% годовых (или на срок менее 1 года)
| 0,99 |
4 | Наличный расчет, кредит не возможен | 1 |
Данный коэффициент условно корректирует цену реализуемой продукции с учетом соответствия интересам покупателей условий платежей за приобретенный товар.
Сокращение издержек
Ценовая конкуренция предполагает разумное установление минимальных цен на реализуемые товары. Для предприятий торговли снижение цены возможно, в первую очередь, за счет сокращения производственных издержек, издержек обращения. Этого можно достичь посредством следующих действий:
– совершенствования организационной структуры;
– организации работы торгового аппарата;
– выбора наиболее эффективных каналов товародвижения;
– снижения транспортных расходов, складских расходов;
– оптимизации запасов товаров и т.п.
Уменьшение издержек предприятий торговли при прежней цене означает увеличение прибыли.
Снижение цены за счет уменьшения доли прибыли может привести к росту объема продаж, вытеснению конкурентов с рынка [3]. Условия платежей за приобретенный товар также оказывают влияние на ценовую конкурентоспособность предприятия.
На основе анализа полученных оценок выявляются преимущества и недостатки товаров-аналогов с последующим использованием этих результатов в деятельности предприятия по повышению его конкурентоспособности.
Источники:
2. Котлер Ф. Основы маркетинга. / Пер. с англ. В.Б. Боброва. – М.: Прогресс, 1991. – 736 с.
3. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина бизнес букс, 2008. – 800 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:40:04