Анализ внутренних ресурсов возможного снижения цены предложения предпринимателями при участии в торгах подряда в условиях жёсткой конкуренции
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В подавляющем большинстве случаев критическим фактором, определяющим победителя торгов, является наименьшая предложенная цена. В связи с этим предприниматели, желающие заключить государственный контракт на выполнение строительных, монтажных или ремонтных работ, должны тщательно анализировать структуру сметной стоимости. В процессе этой работы выявляются компоненты, исключение которых не отразится на качестве работ, но которые могут заметно повлиять на снижение их стоимости.
Ключевые слова: сметная стоимость, фонд оплаты труда, накладные расходы, государственный контракт, монтажные работы, прямые затраты, подрядная организация
За последнее десятилетие в строительной отрасли Российской Федерации произошло множество знаковых событий: переход от лицензирования к саморегулированию, внедрение системы торгов, изменение сметно-нормативной базы и т.п. К числу немаловажных для экономики строительства событий можно отнести изменение базы для начисления накладных расходов и сметной прибыли.
До введения сметно-нормативной базы 2001 года накладные расходы и сметная прибыль исчислялись в процентах от общего итога прямых затрат.
Однако после введения в действие МДС 81-25.2001 [1] и МДС 81-33.2004 [2] (действовавший с 1 января 2000 г. МДС 81-4.99 [3] предусматривал возможность использования для расчета накладных расходов как сметной стоимости прямых затрат так и фонда оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов) (далее – ФОТ)) накладные расходы и прямые затраты стали исчисляться в процентах от ФОТ. Такой подход позволил обеспечить справедливое начисление расходов по данным видам сметных затрат, сняв их зависимость от стоимости строительных материалов.
Торги и нормативы
Важно отметить, что при этом произошло разделение баз начислений сметной прибыли, накладных расходов и лимитированных затрат. Особенно важно это изменение в свете участия подрядной организации в торгах подряда по выполнению работ для государственных нужд.
Процедура проведения торгов для этих целей определена в Законе о размещении заказов [4]. Согласно этому закону, при определении организации для выполнения строительных, монтажных и ремонтных работ для нужд государственного бюджета, торги могут проводиться в виде: котировки цен, конкурса и аукциона на понижение цены.
При этом в случае аукциона или котировки цен фактически единственным критерием, влияющим на определение организации-победителя, является наименьшая предложенная цена.
Таким образом, все участники торгов должны предварительно определить для себя минимально возможную цену, до которой они готовы снизить свою цену предложения.
До внедрения сметно-нормативной базы 2001 года накладные расходы и плановая прибыль находились в прямой зависимости от прямых затрат, до 60% которых составляет стоимость строительных материалов [5]. Поэтому любое изменение их величины отражалось на всех компонентах сметной стоимости, существенным образом изменяя итоговую величину сметной стоимости строительных и монтажных работ.
После 2001 года изменение стоимости строительных материалов могло отразиться внутри структуры сметной стоимости только на лимитированных затратах. На изменение величины накладных расходов и сметной прибыли могло повлиять только изменение фонда оплаты труда рабочих (строителей и механизаторов).
Таким образом, стали использоваться две базы начисления непрямых затрат в структуре сметных расчетов, представленные в таблице (см. ниже).
Таблица
Базы начисления непрямых затратв структуре сметных расчетов
Базы начисления | |
фонд оплатытруда рабочих(строителей имеханизаторов)
|
итог прямых затрат (стоимостьстроительных материалов,затраты на эксплуатацию машини механизмов и фонд оплатытруда рабочих (строителей имеханизаторов))
|
1 | 2 |
– накладныерасходы;– сметная при-быль
|
– зимние удорожания;– непредвиденные расходы;– временные титульные зданияи сооружения
|
Анализ структуры накладных расходов и сметной прибыли
В случае жесткой ценовой конкуренции на рынке предполагаются минимально допустимый уровень оплаты труда рабочих (определенный Межведомственной комиссией с участием органов власти и профсоюзов) и примерно одинаковая стоимость основных строительных материалов.
В этой связи возникает вопрос поиска дополнительных внутренних ресурсов для снижения цены предложения при неизменности технического и технологического решений.
Выходом из данной ситуации может явиться анализ структуры накладных расходов и сметной прибыли.
Норматив накладных расходов, например для бетонных и железобетонных конструкций, в жилищно-гражданском строительстве составляет 155% от ФОТ. А общеотраслевой норматив сметной прибыли в составе сметной стоимости строительных и монтажных работ составляет 65% от ФОТ. Поэтому становится очевидным, что имеется резерв, достигающий двукратного размера ФОТ. Таким образом, совокупный удельный вес накладных расходов и сметной прибыли в сметной стоимости строительных, монтажных и ремонтных работ может достигать 34%.
Изменение компонентов прямых затрат вследствие их максимального снижения всеми предпринимателями, участвующими в торгах, невозможно.
Поэтому необходимо четко структурировать планируемые издержки в рамках каждого вида косвенных затрат.
1. Накладные расходы
Их структура состоит из 4 групп затрат:
– административно-хозяйственные (43,45%);
– расходы на обслуживание работников строительства (37,32%);
– расходы на организацию работ на строительных площадках (15,7%);
– прочие накладные расходы (3,53%).
Каждая из указанных групп состоит из строго регламентированных видов затрат, имеющих определенный удельный вес, указанный в Методических указаниях по определению величины накладных расходов в строительстве [2].
2. Сметная прибыль
Структура сметной прибыли предусматривает деление затрат на 4 группы, к которым относятся:
– отдельные федеральные налоги и сборы;
– расширенное воспроизводство подрядных организаций;
– материальное стимулирование работников;
– организация помощи и бесплатных услуг учебным заведениям.
Исключение или снижение удельного веса той или иной группы затрат приведет к снижению величины накладных расходов и сметной прибыли.
Лимитированные затраты
Лимитированные затраты также должны быть подвергнуты ревизии – необходимо определить целесообразность их применения.
1. Зимние удорожания. Этот вид затрат может достигать значений, например, для строительства зданий общественного назначения и объектов коммунального хозяйства, от 0,5% до 7,5% от итога сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогу глав 1–8 сводного сметного расчета (в зависимости от температурной зоны). Однако при выполнении работ в теплый период года необходимость в этих затратах отпадает и данный вид затрат может быть исключен из сметной стоимости.
2. Временные титульные здания и сооружения. В зависимости от вида строительства, этот показатель может изменяться от 1,1% до 10,1% от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1–7 сводного сметного расчета стоимости строительства. Вполне возможно, что для покрытия затрат на эту группу расходов может потребоваться гораздо меньше средств, что может быть определено конкретным расчетом, привязанным к условиям строительной площадки.
3. Непредвиденные затраты. Этот вид затрат, имея максимальное значение 3% для объектов производственного назначения и 2% – для объектов социальной сферы, не относится в чистом виде к затратам предпринимателя, выполняющего работу для нужд государственного бюджета. В случае возникновения непредвиденных затрат, он сможет получить лишь половину указанной суммы, поскольку вторая половина относится к непредвиденным затратам заказ чика.
Рассмотрев поэлементно структуру сметной стоимости и проанализировав возможности изменения или исключения отдельных ее элементов, предприниматели, участвующие в торгах, могут с большой долей уверенности определить уровень цены, до которого они готовы снизить свое предложение по стоимости работ. Именно понимание внутренней взаимосвязи между элементами сметной структуры может позволить победить в условиях жесткой ценовой конкуренции, которая сложилась на строительном рынке Российской Федерации в наши дни.
Источники:
2. Постановление Госстроя РФ от 12.01.2004 № МДС 81-33.2004 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве».
3. Постановление Госстроя РФ от 17.12.1999 МДС 81-4.99 «Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве».
4. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
5. Ардзинов В.Д. Ценообразование и составление смет в строительстве. – СПб.: Питер, 2008. – 240 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:40:27