Особенности привлечения иностранного капитала при анализе функционирования свободных экономических зон.
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11-1 (170), Ноябрь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрены положительные и отрицательные факторы функционирования свободных экономических зон (СЭЗ). Аргументировано, что предоставление различных налоговых, таможенных льгот и преференций часто становится
средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок, а также способом первоначального накопления капиталов. При оценке влияния функционирования СЭЗ на развитие экономики страны необходимо учитывать наличие
благоприятного инвестиционного климата.
Ключевые слова: свободные экономические зоны, инвестиционный климат, иностранный капитал, нефинансовые стимулы, фискальные методы, финансовые меры, налоговые меры, офшорные зоны
Для привлечения иностранного капитала используется универсальный набор мер: налоговые, финансовые и нефинансовые (организационные) стимулы. Несмотря на некоторые различия в подходах к градации экономических мер воздействия на интересы иностранных инвесторов, суть их сводится к созданию более льготных условий в свободной экономической зоне (СЭЗ) по сравнению с другими территориями.
К финансовым и нефинансовым льготам и условиям деятельности инвесторов в большинстве действующих в мире СЭЗ относятся:
– освобождение от таможенных пошлин и других сборов импортируемого в СЭЗ оборудования, сырья, комплектующих компонентов, используемых для производства продукции (прежде всего – экспортной);
– освобождение фирм на достаточно длительный срок (от 5 до 10 лет) от уплаты подоходного налога (налога на прибыль), а также от уплаты других налогов и сборов, которые взимаются в той или иной стране-учредителе;
– снижение ставок налогообложения инвесторов в период после окончания так называемых налоговых каникул;
– изъятие из налогообложения реинвестируемой прибыли;
– снижение ограничения на перевоз за границу прибылей и капиталов, в том числе отмена налога на переводимую за границу прибыль;
– предоставление зональным инвесторам льготных кредитов, что считается более привлекательным стимулом, чем налоговые льготы;
– предоставление инфраструктурных услуг (энергия, водоснабжение, канализация, транспорт, связь), аренды земли и производственных помещений по льготным тарифам и расценкам.
Причины возникновения офшорных зон
В СЭЗ большинства развивающихся стран для инвесторов устанавливается особый валютный режим. К числу льгот, предоставляемых инвесторами во многих СЭЗ развивающихся стран, относится особый режим регулирования использования рабочей силы, сводящийся, как правило, к ограничению социальной защиты.
Как показал обзор комплекса мер по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, центральную роль в привлечении иностранного капитала в свободные экономические зоны играет система льготного налогообложения].
Так, например, с развитием рыночных отношений в России возникла необходимость и возможность использования такого инструмента налогового планирования, как офшорные зоны.
Создание офшорных зон в основном обусловлено наличием двух факторов: близостью к центрам деловой активности и отсутствием у государств внутренних ресурсов для развития.
Согласно первой причине офшорные центры появились в регионах промышленно развитых стран: США, Канаде, Швейцарии, Нидерландах, Великобритании.
Вторая причина привела к появлению офшорных центров в островных государствах Атлантического и Тихого океанов с целью привлечения иностранного капитала. Причем для многих государств прибыль от офшорного бизнеса является основным источником доходов. Основные цели создания офшорных компаний – это, как правило, уменьшение налогообложения, ускорение и упрощение международных финансовых операций, а также повышение конфиденциальности учреждения.
Российские офшорные компании
В зарубежной практике офшорные компании используются для достижения четырех основных целей: минимизации налогового бремени, управления риском, устранения нежелательных барьеров и ограничений, сохранения конфиденциальности [6].
С недавних пор офшорные операции широко используются и российскими фирмами. Учитывая высокие нормы налогообложения в России, особенно в начале 90-х гг., практика использования офшорных компаний получила весьма широкое распространение среди российских предпринимателей. В конце XX в. ежегодно учреждалось около 2000 новых офшорных компаний [3]. Говоря о географических особенностях распределения офшорных компаний, принадлежащих российским предпринимателям, можно отметить несколько основных моментов [9].
Первое место по популярности занимают Карибские острова. Большинство компаний, зарегистрированных на Карибских островах, отличается непродолжительным жизненными циклом. Второе место по популярности в России занимают такие европейские офшоры, как Нормандские о-ва – Гернси и Джерси, о. Мэн, Гибралтар. На третьем месте – Кипр, где регистрировалось каждая пятая компания, открываемая российскими предпринимателями за рубежом. Это объясняется тем, что кипрская компания вносится в общедоступный реестр, подлежит обязательному ежегодному аудиту, должна сдавать балансы и платить налоги. Использование Кипра для инвестиций в эти страны является наиболее эффективным.
Особая ценность офшорных зон для России заключается в возможности перемещать капитал в экономически стабильные и политически безопасные страны. Офшорные компании часто выступают в качестве вспомогательных подразделений основной компании-резидента, беря на себя часть оборота и аккумулируя прибыль [13]. Характерна также практика регистрации ценного имущества в собственность нерезидента, то есть офшорной компании. Это позволяет минимизировать налог на имущество и, что еще более важно, списывать расходы по содержанию такого имущества в себестоимость производства [7].
Российским предпринимателям по-прежнему более выгодным для торговых операций является использование недорогих офшорных компаний Карибского региона и иногда американских компаний штата Делавэр (хотя последние вовсе не являются офшорными) [10].
Офшорный номер
С недавнего времени у европейских офшоров появилось еще одно преимущество. Регистрационная палата РФ в последнее время требует указывать идентификационный номер налогоплательщика компании, присвоенный ей в стране регистрации.
У офшорных компаний из классических офшорных зон с нулевой ставкой налогообложения такого номера не имеется, в то время как всем европейским офшорным компаниям такой номер присваивается в момент регистрации [8]. Точно также с помощью офшорных компаний осуществляется перевод средств из собственности предприятия в личную собственность менеджеров или собственников предприятия. В зависимости от страны юрисдикции компании делятся на две группы:
1) офшорные компании;
2) компании с льготным налогообложением.
Естественно, что на международном уровне ведется борьба с отмыванием денег и их незаконным оборотом. Поэтому необходимо создавать в регионах такие условия, чтобы зональные льготы в их различных вариантах применялись не просто ради раздачи их отдельным предприятиям, отраслям или территориям, а чтобы они стали действенным инструментом модернизации экономики и средством привлечения в регионы инвестиций.
Таким образом, развитие зон, как правило, отступает от первоначальных замыслов, связанных с решением многочисленных разноплановых задач. Поэтому необходимо четко определить региональные и отраслевые приоритеты использования внешних ресурсов для извлечения максимального положительного эффекта [2].
Как свидетельствует китайский опыт, на первоначальном этапе СЭЗ должны быть немногочисленными, обладать компактной территорией и ярко выраженными отраслевыми приоритетами.
Принципы формирования свободных зон
При планировании СЭЗ и определении ее специализации необходимо исходить из анализа ее международной конкурентоспособности относительно других СЭЗ, расположенных в регионах различных стран мира. Важно помнить, что создание СЭЗ – достаточно капиталоемкий процесс [12].
Для привлечения иностранного капитала необходимо проведение комплекса мер по развитию инфраструктуры. При этом нужно ориентироваться на уровень инфраструктурного обслуживания, достигнутый в развитых странах. Необходимо решать проблему соотношения централизованного регулирования и местной региональной инициативы в пользу повышенной автономии свободных экономических зон.
Система льгот и стимулов, закрепленная в нормативных актах, должна быть приведена в соответствие с международными стандартами [5]. Вместе с тем, она должна быть строго индивидуальна в зависимости от тех задач, которые ставятся перед СЭЗ, но в то же время про ста в изложении и устойчива на протяжении длительного периода времени.
Необходимо учитывать влияние социально-экономических эффектов на региональную и национальную экономику. Оно будет положительным в случае достижения определенного критического числа СЭЗ при наличии внутренней экономической стабильности; хозяйственная деятельность СЭЗ должна осуществляться на основе общего законодательства страны с определенными дополнениями, устанавливающими льготный режим для инвесторов.
При этом не требуется ни введения внутренней валюты в СЭЗ, ни установления особого хозяйственного законодательства. В то же время, необходимо помнить о наиболее типичных негативных моментах поведения в СЭЗ иностранных предпринимателей [11]. Во-первых, это нежелание иностранных инвесторов осуществлять крупные долгосрочные капиталовложения и, как следствие этого, высокая импортная зависимость. Во-вторых, это политика укрывания прибылей с помощью внутрифирменной торговли компонентами – трансфертное ценообразование.
Источники:
2. Интервью руководителя Федерального агентства по управлению особыми экономическими зонами А. Алпатова. [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=005001.
3. Голубков Д.Ю. Особенности корпоративного управления в России: Инвестиционный кризис и практика офшорных операций. – М.: Альпина, 1999. – С. 67.
4. Гурьев В.В., Салыкин П.М., Уваров В.А. Свободные экономические зоны Дальнего Востока: начало пути // Экономическая жизнь Дальнего Востока. – 1993. – № 1. – С. 32.
5. Зусман Е.В. ГЧП в условиях экономического кризиса: Новые тенденции развития // Юрист. – 2009. – № 1. – С.5.
6. Кузнецова О.В. О некоторых проблемах федерального регулирования экономического развития регионов России // Федерализм. – 2002. – № 4. – С. 24.
7. Пришвин А. Богатство России «Запсибом» убывает // Эксперт. – 1997. – № 23. – С. 16.
8. Пеппер Д., Практическая энциклопедия международного налогового и финансового планирования. – М.: Инфра-М, 1999. – С.19.
9. Рубченко М. Слухи о Кипре сильно преувеличены // Эксперт. – 1997. – № 26. – С. 36.
10. Рубченко М., Агеев С. и др. Обитель дальняя // Эксперт. – 1996. – № 12. – С. 39.
11. Рыбаков С.А. Особенности правового статуса резидентов особых экономических зон // Налоги. – 2010. – № 3. – С. 9–14.
12. Савин В. Нужны ли в России свободные экономические зоны? // Мировая экономика и международные отношения. – 2005. – № 3. – С. 18.
13. Ушаков Д.Л. Офшорные зоны в практике российских налогоплательщиков. – М.: Юристъ, 1999. – С. 19.
14. Шеховцов А., Шестакова М., Громов А. Свободные экономические зоны: мировой опыт и перспективы в России // Вопросы экономики. – 2001. – № 10. – С. 22.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:40:46