Institutions, Innovations and Infrastructure as the Goals of National Modernization
Download PDF | Downloads: 7
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 8-2 / August, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The authors suggest original interpretations of the key concepts that define the main directions of social and economic modernization in Russia. However, in their opinion, the use of more appropriate terms from the viewpoint of the Russian language would allow managers in the public and private economic sectors to better understand the planned changes and minimize the inevitable managerial mistakes.
Keywords: innovations, investments, institutions, institutionalism, infrastructure of economy, social and economic modernization, social regulations
Основными направлениями намеченной модернизации отечественной общественно-экономической системы можно считать изменения, касающиеся так называемых четырех «И»: институтов, инноваций, инвестиций и инфраструктуры. Они были впервые упомянуты Д.А. Медведевым еще в феврале 2008 года на Красноярском экономическом форуме и закреплены позднее в качестве программных целей в концепции социально-экономического развития страны.
Перечисляя задачи, которые необходимо решить для достижения указанных целей, тогда еще первый вице-премьер указал на необходимость:
– радикального снижения административных барьеров;
– преодоления правового нигилизма;
– снижения налогового бремени;
– повсеместного внедрения инноваций;
– активизации процесса модернизации инфраструктуры;
– реализации в стране программ социального развития.
Все это позволит в будущем стимулировать частные инвестиции в человеческий капитал. Также Д.А. Медведев отметил необходимость превращения рубля в одну из региональных резервных валют и построения в результате этого мощной и самостоятельной отечественной финансовой системы, которая в будущем может стать основой финансовой стабильности во всем мире [9]. Таким образом, на первый взгляд, можно говорить о существовании четкой программы социально-экономических преобразований в стране. На практике же приходится констатировать отсутствие однозначной трактовки ключевых понятий, определяющих суть проводимых реформ.
Вместо научной терминологии – англицизмы
Подобного рода проблема объясняется во многом засильем англицизмов – пережитком 90-х, когда недоверие к российской экономической науке – наследнице социалистической политэкономии – и слепая вера в правоту и универсальность неолиберальных западных теорий не позволили выработать общепринятую научную терминологию, понятную всем отечественным специалистам. Лексикон российских экономистов превратился в «птичий язык», кишащий неадекватно переведенными на русский язык иностранными терминами.
Как замечает академик В. Полтерович, даже «российское экономическое сообщество разделено на страты, представители которых плохо понимают друг друга» [3, с. 66]. Что же говорить о массе чиновников и прочих лиц, ответственных за принятие решений как в государственном, так и в частном секторах экономики, но плохо понимающих суть стоящих перед ними задач.
В частности, такая популярная калька с английского, как «институты», упоминается практически так же часто, как и новомодное слово «инновации».
Собственно термин, как и понятие «институционализм», появляется в 1918 г., будучи введенным в научный оборот У. Гамильтоном. Под институтами в современной экономической теории понимаются «правила игры в обществе или созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми, а также система мер, обеспечивающая их выполнение [1, с. 17].
Институты и социальные нормы
Институты принято подразделять на формальные и неформальные. Как следует из объяснений видного российского институционалиста Нуреева Р.М., «под неформальными институтами понимаются общепринятые условности и этические кодексы поведения людей. … Благодаря им люди легко узнают, чего хотят от них окружающие, и хорошо понимают друг друга. Под формальными институтами подразумеваются правила, созданные и поддерживаемые специально на то уполномоченными людьми (государственными чиновниками)» [2, с. 55].
Абсолютно очевидно, что в данном случае инородным термином искусственно заменено издавна используемое отечественными правоведами понятие «социальные нормы»1. Для сравнения: с точки зрения Хропанюка В.Н. социальные нормы – это «правила, регулирующие поведение людей и деятельность организаций в их взаимоотношениях» [8, с. 196].
Перевалов В.Д. определяет социальные нормы как «связанные с волей и сознанием людей правила взаимодействия в обществе, возникающие в процессе его исторического развития, соответствующие определенному типу культуры и направленные на организацию общественных отношений» [7, с. 131].
Механизм функционирования любой социальной нормы определяется формулой «если – то – иначе», то есть включает:
– описание ситуации, в которой индивиды должны вести себя соответствующим норме образом;
– описание образцового с точки зрения социальной нормы поведения;
– описание санкций, применяемых в случае несоблюдения нормы поведения.
При этом в теории права считается, что подобная структура «свойственна всякой социальной норме – как неформальной, так и формальной [6, с. 34].
Инновации
Что касается понятия «инновации», наиболее эквивалентным вариантом перевода которого считается термин «нововведения», то следует признать противоречивость понимания его сути даже на уровне экспертов. Не будем вдаваться подробно в этимологию данного термина и рассмотрение многочисленных подходов к его определению. Сразу скажем, что инновационными считаем не все нововведения – а модернизации могут подвергаться не только промышленные технологии, но и технологии управления, сбыта и т.д. – но только отвечающие критериям патентоспособности, четко сформулированным в Гражданском кодексе РФ.
В этом случае понятие «инновационный» становится тождественным более понятным большинству россиян понятиям «рационализаторский, изобретательский», а значит, при его трактовке становится невозможен излишний субъективизм.
Более того, из всех критериев патентоспособности наиболее важным нам представляется критерий промышленной применимости. Он в данном случае должен означать не просто применимость в той или иной экономической деятельности, а способность приносить патентообладателю вполне конкретную коммерческую выгоду, положительный экономический эффект. В противном случае подлинный научно-технический прогресс в экономике будет в очередной раз подменен бессмысленным рационализаторством ради рационализаторства.
Инфраструктура
Наконец, наименее дискуссионные понятия – «инвестиции» и «инфраструктура». Поскольку данные термины давно полностью ассимилировались в русском языке, мы не считаем спорными их определения, но хотели бы уточнить сущность последней из двух экономических категорий. Дело в том, что вплоть до 1991 года инфраструктура трактовалось с сугубо марксистской точки зрения, согласно которой это был «комплекс отраслей хозяйства, обслуживающих производство» [5, с. 505].
При переходе к рыночной экономике понимание роли и функций инфраструктуры в нашей стране неизбежно претерпело существенные изменения.
Изменились структура управления, отношения собственности, система связей между хозяйствующими субъектами и даже сами экономические интересы предприятий и организаций, входящих в состав инфраструктуры. Сегодня инфраструктура понимается как «система организаций, обеспечивающая взаимосвязи между структурными элементами товарных рынков и способствующая свободному движению товаров, непрерывному процессу воспроизводства и бесперебойному функционированию сфер конечного потребления» [4].
В целом соглашаясь с такого рода трактовкой, мы считаем необходимым в рамках того же функционального подхода подчеркнуть, что сущностными особенностями инфраструктуры, отличающими ее от прочих секторов экономики, являются:
– во-первых, специфические задачи функционирования: снижение транзакционных издержек экономических агентов и уровня информационной асимметрии в экономике;
– во-вторых, сетевая природа структур, определяющих общественно-экономические отношения между субъектами данной сферы экономики.
Соответственно, базисом современной экономики, или инфраструктурой, будут в нашем понимании:
– транспортная система;
– энергосети;
– системы водоснабжения и водоотведения;
– системы связи;
– розничная и оптовая торговля всех существующих форматов;
– финансовые посредники и финансовые консультанты;
– консультанты по персоналу;
– аналитические и маркетинговые агентства;
– справочные службы;
– нотариусы;
– оценщики;
– некоммерческие организации, выполняющие упомянутые выше функции инфраструктуры.
В заключение повторим, что, по нашему мнению, отсутствие однозначного понимания сути предлагаемых правительством мер снижает эффективность отечественной системы государственного регулирования экономики, поскольку как минимум дезориентирует менеджеров. В этой связи хочется надеяться, что использование предложенных вариантов альтернативных формулировок основных направлений модернизации позволит добиться обратного, то есть более четко сформулировать намеченные цели, избежав при этом возможных управленческих ошибок, связанных с недопониманием решаемых задач.
Страница обновлена: 07.05.2025 в 18:09:09