Механизмы управления социально-экономическими результатами использования лесов
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7-2 (163), Июль 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются механизмы управления социально-экономическими результатами использования лесов. Разработана структурно-логическая модель системы экономических отношений между их субъектами в сфере использования лесов.
Ключевые слова: финансовая система, экономические отношения, механизмы управления, лесное хозяйство, социально-экономические результаты, использование лесов, структурно-логическая модель, лесная инфраструктура
В новых экономических условиях необходимо обеспечение сохранения и воспроизводства леса как основного природного богатства страны. Это имеет глобальное экологическое, экономическое и социальное значение.
Законодательные и институциональные преобразования в сфере государственного управления лесами меняют отношения между субъектами использования лесов. От того, насколько эффективно государство регулирует эти отношения, зависит развитие использования лесов, его социально-экономические результаты, влияние на региональную и национальную экономику, повышение уровня и качества жизни населения.
В связи с этим важной теоретической и практической задачей является совершенствование механизмов управления социально-экономическими результатами использования лесов. Важную роль здесь играет методическое обеспечение оценки рассматриваемых результатов.
Использование лесов
Управление социально-экономическими результатами использования лесов представляет собой не только процесс в рамках деятельности органов управления использованием лесов, но и формирование системы экономических отношений, возникающих между государством, бизнесом и обществом по поводу использования лесов, его социально-экономических результатов, в том числе налоговых и неналоговых платежей. Управление процессом использования лесов исходит из прав собственности на леса.
В соответствии с Лесным кодексом РФ (ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8), что обеспечивает гарантию свободного использования лесов гражданами (ст. 11). Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8) [1].
Важным элементом в системе управления использованием лесов является организация экономических отношений между субъектами рассматриваемого процесса. Данному вопросу уделяли внимание в своих трудах Н.А. Моисеев, А.П. Петров, А.В. Родионов, М.М. Ахмадеева и др.
Так, А.В. Родио нов исследует экономические отношения между собственниками ресурсов: государством (собственник лесных ресурсов), предпринимателями (собственник капитала) и наемными работниками (собственники рабочей силы) [2].
М.М. Ахмадеева рассматривает экономические отношения с позиции продавцов и покупателей, соотношения спроса и предложения на рынке лесных товаров и услуг [3].
Экономические отношения в сфере использования лесов
Под экономическими отношениями будем понимать форму связей, посредством которых реализуются экономические интересы субъектов в процессе использования лесов и при обмене его социально-экономическими результатами. В качестве субъектов экономических отношений в области использования лесов можно выделить:
– государство, представленное органами государственной власти, осуществляющими управление в рассматриваемой сфере, бюджетной системой Российской Федерации;
– бизнес (юридические лица, граждане);
– социум территориального образования;
– социум бизнеса (работники предприятий по использованию лесов);
– отдельных граждан.
Анализ положений статей нового ЛК РФ позволяет в качестве объектов изучаемых отношений рассматривать материальные и нематериальные лесные блага, а также права участников в части использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Экономические отношения в сфере использования лесов строятся на платности за ресурсы и услуги леса и реализуются через систему договорных отношений и финансовую систему. Система договорных отношений в соответствии с новым лесным законодательством предусматривает две формы экономических отношений между субъектами в области использования лесов:
1) передача лесных участков в долгосрочное использование сроком от 10 до 49 лет на основании договора аренды с установленной арендной платой. При этом основанием для начала осуществления использования лесов является зарегистрированная лесная декларация и проект освоения лесов;
2) передача лесных насаждений в краткосрочное использование сроком до одного года на основании договора купли-продажи лесных насаждений или договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд с установленной платой.
Финансовые аспекты
На основании договоров аренды лесных участков и купли-продажи лесных насаждений государство предоставляет юридическим лицам и гражданам временные права на осуществление использования лесов. Юридические лица и граждане, в свою очередь, должны иметь полную свободу в выборе направлений и форм использования лесных благ, рассчитывая при этом на удовлетворение своих потребностей в ресурсах и услугах леса.
С этой точки зрения объектом договора между юридическими лицами (либо гражданами) и государством могут быть только экономически доступные ресурсы и услуги леса, приносящие лесопользователю доход, достаточный:
– для внесения платы за использование лесов;
– всех налоговых платежей;
– страховых взносов на отдельные виды обязательного социального страхования;
– оплаты труда и осуществления расходов на выполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов, создание лесной инфраструктуры.
Другое направление реализации экономических отношений – финансовая система. В качестве методов финансовой системы, через которые реализуются экономические отношения в сфере использования лесов, выступают механизмы изъятия лесных платежей и расходования финансовых средств. В целях обеспечения устойчивого управления лесами финансовая система должна строиться на следующих принципах: гарантированность финансовых средств на охрану, защиту и воспроизводство лесов; строгий государственный контроль за целевым использованием средств на всех уровнях управления лесным хозяйством.
На основе вышесказанного в данной работе предложен подход, отражающий систему экономических отношений между субъектами использования лесов, который нашел свое применение в структурно-логической модели, представленной на рис. (см. на с. 126–127).
Лесные доходы и расходы
Управление лесными доходами государство осуществляет через их администрирование: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним и иные бюджетные полномочия. Новый Лесной кодекс изменил сложившуюся ситуацию в распределении полномочий, связанных с установлением и распределением лесных платежей, и вместе с этим предложил новые подходы к формированию финансовых потоков, связанных с использованием лесов.
Согласно принятым в 2006 г. изменениям в федеральный бюджет зачисляется плата за использование лесов в части минимальных размеров арендной платы и платы по договору купли-продажи лесных насаждений. В бюджеты субъектов – в части, превышающей минимальный размер арендной платы и минимальный размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений, а также платы по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд [7].
В свою очередь, финансовые средства расходной части бюджетной системы Российской Федерации направляются на охрану, защиту и воспроизводство лесов, на осуществление социальной политики государства. Каждый человек заинтересован в росте уровня и качества своей жизни. Поэтому социальное обеспечение населения в сочетании с поддержанием чистоты всех сред обитания под благотворным воздействием лесных массивов является главным условием для здоровья и качества жизни людей.
Заключение
В данной работе предложен подход и структурно-логическая модель, отражающие систему экономических отношений между их субъектами в сфере использования лесов. Они позволяют отследить движение социально-экономических результатов между субъектами изучаемого процесса, а также выявить источники финансовых ресурсов, способствующих реализации социальной политики государства и повышению уровня и качества жизни населения.
Сформированная структурно-логическая модель может применяться органами управления в процессе анализа, планирования, организации, регулирования, учета и контроля за использованием лесов, его социально-экономическими результатами. Модель может найти практическое применение в качестве основы для создания информационного обеспечения и разработки системы показателей оценки рассматриваемых результатов.
Источники:
2. Родионов А.В. Повышение эффективности лесопользования: Монография. – Петрозаводск, 2004. – 128 с.
3. Ахмадеева М.М., Долгова Л.Н. и др. Экономика производства на предприятиях лесного хозяйства и лесной промышленности: Учебное пособие. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 364 с.
4. Моисеев Н.А. Экономика лесного хозяйства: Учебное пособие. – М.: Московский государственный университет леса, 2006. – 384 с.
5. Петров А.П., Филюшкина Г.Н. и др. Государственное управление лесным хозяйством: Учебное пособие. – М.: ВНИИЛМ, 2004. – 263 с.
6. Ахмадеева М.М. Методология оценки лесных земель региона: Монография. – Йошкар-Ола, 2000. – 232 с.
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:26:59