System of State Administration of the Investment Process at the Regional Level: the Case of Yamal-Nenets Autonomous District (YaNAD)
Download PDF | Downloads: 13
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 6-2 / June, 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article considers the problem of forming the investment climate of the region through the adoption of comprehensive policy documents and normative acts. The author shows that the current level of development of deposits on the Yamal Peninsula is a sufficient factor to attract investments from large, vertically integrated fuel and energy companies. However, for the comprehensive economic development of the district it is necessary to optimize the legal environment of the investment process at the regional level.
Keywords: investment policy, investment activity, legal regulation, yamal-nenets autonomous district, program of state support, strategy of social and economic development
На сегодняшний день состояние инвестиционного процесса в Ямало-Ненецком автономном округе лучше, чем по России в целом.
К такому выводу пришли ученые в исследовании, посвященном этой теме. По оценке ИМЭПИ РАН [9], общий объем инвестиций в 2009 г. составил 115% от уровня 2008 г. Причем опережающими темпами увеличиваются инвестиции в отраслях, от которых в первую очередь зависит структурная перестройка материального производства.
По предварительной оценке Росстата в 2008 году предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики автономного округа 152,4 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 102,5% к объему инвестиций 2007 года. Удельный вес инвестиций за счет средств консолидированного бюджета автономного округа в общем объеме составляет 8,9% (12,6 млрд руб.), в том числе окружного бюджета – 5,6% (9,6 млрд руб.), местных бюджетов – 4,3% (7,0 млрд руб.) [10]. Что явно подтверждает то, что после мирового финансового кризиса международные рейтинговые агентства подтвердили автономному округу присвоенный год назад стабильный рейтинг инвестиционной привлекательности.
Инвестиции в топливно-энергетический комплекс и строительство
Ямало-Ненецкий автономный округ входит в число регионов, обеспечивающих основные активы мирового класса. Здесь сосредоточен уникальный природно-ресурсный потенциал и развитой производственно-инфраструктурный комплекс.
В автономном округе многие годы основными инвесторами являются отечественные вертикально-интегрированные субъекты, такие как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк» и другие предприятия реального сектора экономики. Также инвесторами являются партнеры компании «Газпром» – «БАСФ – Винтерсхалл» и «ЭНИ» [4].
Объем привлечения иностранных инвестиций в экономику автономного округа за 2008 год по предварительной оценке составил 150 млн долл. США, что на 43,9% больше уровня 2007 года [5]. Приток иностранных инвестиций происходил в виде прямых инвестиций в сферу добычи нефти и газа.
Рассмотрим динамику и структуру развития других отраслей региона.
Строительный комплекс округа в последние годы является одной из динамично развивающихся отраслей экономики автономного округа, объединяющей около 2900 предприятий и организаций различных форм собственности (28,1% от числа учтенных предприятий и организаций в автономном округе) и около 60 тысяч человек работников (18% экономически активного населения).
Положительные тенденции в строительстве сложились за счет инвестиционной активности предприятий топливно-энергетического комплекса в связи с активизацией работ по освоению месторождений на территории автономного округа.
Рост инвестиций в основной капитал обусловил увеличение объемов работ подрядными организациями.
В 2009 году на территории автономного округа предприятиями и организациями всех форм собственности выполнено строительно-монтажных работ собственными силами подрядных организаций на 45,7 млрд руб., что составляет 110,0% к уровню 2008 года [4].
Региональные программы и меры государственной поддержки региона
За счет средств окружного и территориальных бюджетов автономного округа инвестировано в основной капитал 12,6 млрд руб., что составляет 105,2% к запланированному годовому объему. Из них за счет средств окружного бюджета – 9,6 млрд руб. или 98,0% к утвержденному годовому объему [3]. Основная часть инвестиций за счет средств окружного бюджета направляется на строительство объектов жилья, образования, коммунального назначения.
В Ямало-Ненецком автономном округе создана региональная законодательная база в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, целью которой является стимулирование развития экономики округа, улучшение инвестиционного климата и, как следствие, увеличение налогооблагаемой базы региона.
Прежде всего, это законы Ямало-Ненецкого автономного округа: «Об инвестициях», «Об инновационной деятельности», Концепции инвестиционного развития ЯНАО.
Законом «О программе по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории ЯНАО на 2008-2012 годы» [1] определены цели, задачи и основные принципы формирования Программы по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории ЯНАО на 2008-2012 годы.
В частности, Программа направлена на улучшение инвестиционного климата автономного округа, снижение инвестиционных рисков, создание эффективной системы реализации инвестиционных проектов, оптимизацию воспроизводственного процесса по обновлению основных фондов, обеспечение качественного и устойчивого экономического роста на основе внедрения передовых технологий.
Утверждены объемы капитальных вложений, бюджетные и социальные показатели эффективности, меры и сроки государственной поддержки, конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации инвестиционного проекта открытого акционерного общества «Нефтяная Компания «Роснефть» и инвестиционного проекта «Строительство энергоблока на базе парогазовой установки ПГУ 320-450 Уренгойской государственной районной электростанции – филиала ОАО «ОГК-1» [8].
Стратегия социально-экономического развития округа
В ЯНАО разработана Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа во взаимосвязи с энергетической Стратегией России до 2020 года [1], в соответствии с которой определены основные направления развития экономики региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Анализ данного программного документа указывает на то, что основными ее направлениями являются:
– наряду с традиционной добычей углеводородов на месторождениях полуострова Ямал и освоением более глубоких нефтегазоносных горизонтов в районах с развитой инфраструктурой, определены новые перспективные направления развития экономики: перерабатывающие производства, связанные с утилизацией попутного нефтяного газа;
– газохимия на базе огромных запасов природного газа месторождений, перешедших в стадию падающей добычи;
– освоение рудных месторождений Полярного Урала;
– развитие энергетики на базе низконапорного газа;
– опережающее развитие транспортной инфраструктуры;
– развитие собственной электроэнергетики; туризм;
– разработка и реализация проектов в области глубокой переработки биологических ресурсов.
Однако, по экспертным оценкам, инвестиционный процесс в ЯНАО замедлится [7].
Прогнозы и проблемы
В настоящее время компании-инвесторы ЯНАО реализуют только первоочередные проекты. По прогнозам российских специалистов, основой дальнейшего социально-экономического развития автономного округа является реализация крупных инвестиционных проектов (подготовлен перечень самых перспективных в различных отраслях, суммарный объем которых составит порядка 11,7 трлн руб.).
Согласно социально-экономическому прогнозу, к 2020 году валовой региональный продукт по оптимистическому сценарию составит 1629 млрд руб. (в 2007 – 647,3 млрд руб.), валовой региональный продукт на душу населения – 2716 тыс. руб. (в 2007 г. – 1197 тыс. руб.), доходы консолидированного бюджета ЯНАО – 156,6 млрд руб. (в 2007 г.– более 70 млрд руб.) [5].
Для повышения эффективности механизма государственного управления инвестиционным процессом необходимо:
– обеспечение гарантий иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых и страховых операций;
– привлечение отечественного и иностранного капитала и финансирование региональных проектов.
Кроме того, существенной проблемой, ограничивающей инвестиционный процесс, является повышение заинтересованности юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в увеличении объемов производства товаров, работ и услуг, привлечение иностранных и отечественных инвестиций в экономику автономного округа, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям народного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.
Следует отметить, что инвестиционный процесс должен поддерживаться региональными и муниципальными программами, деятельностью органов власти, производственными и инвестиционными планами компаний, предпринимательской активностью населения региона.
Страница обновлена: 17.05.2025 в 20:27:07