Система государственного управления инвестиционным процессом на региональном уровне: пример ЯНАО

Арсентьева И.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6-2 (161), Июнь 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Арсентьева И.В. Система государственного управления инвестиционным процессом на региональном уровне: пример ЯНАО // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 6. – С. 158-163.

Аннотация:
В статье рассматривается проблема формирования инвестиционного климата региона за счет принятия комплексных программных документов и нормативных актов. Показано, что современный уровень развития месторождений на полуострове Ямал является достаточным фактором привлечения инвестиций со стороны крупных вертикально-интегрированных топливно-энергетических компаний. Однако для комплексного развития экономики округа необходима оптимизация правовой среды инвестиционного процесса на региональном уровне.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, правовое регулирование, инвестиционная политика, стратегия социально-экономического развития, программа государственной поддержки, Ямало-Ненецкий автономный округ

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



На сегодняшний день состояние инвестиционного процесса в Ямало-Ненецком автономном округе лучше, чем по России в целом.

К такому выводу пришли ученые в исследовании, посвященном этой теме. По оценке ИМЭПИ РАН [9], общий объем инвестиций в 2009 г. составил 115% от уровня 2008 г. Причем опережающими темпами увеличиваются инвестиции в отраслях, от которых в первую очередь зависит структурная перестройка материального производства.

По предварительной оценке Росстата в 2008 году предприятиями и организациями всех форм собственности инвестировано в реальный сектор экономики автономного округа 152,4 млрд руб., что в сопоставимых ценах составляет 102,5% к объему инвестиций 2007 года. Удельный вес инвестиций за счет средств консолидированного бюджета автономного округа в общем объеме составляет 8,9% (12,6 млрд руб.), в том числе окружного бюджета – 5,6% (9,6 млрд руб.), местных бюджетов – 4,3% (7,0 млрд руб.) [10]. Что явно подтверждает то, что после мирового финансового кризиса международные рейтинговые агентства подтвердили автономному округу присвоенный год назад стабильный рейтинг инвестиционной привлекательности.

Инвестиции в топливно-энергетический комплекс и строительство

Ямало-Ненецкий автономный округ входит в число регионов, обеспечивающих основные активы мирового класса. Здесь сосредоточен уникальный природно-ресурсный потенциал и развитой производственно-инфраструктурный комплекс.

В автономном округе многие годы основными инвесторами являются отечественные вертикально-интегрированные субъекты, такие как «Газпром», «Роснефть», «Новатэк» и другие предприятия реального сектора экономики. Также инвесторами являются партнеры компании «Газпром» – «БАСФ – Винтерсхалл» и «ЭНИ» [4].

Объем привлечения иностранных инвестиций в экономику автономного округа за 2008 год по предварительной оценке составил 150 млн долл. США, что на 43,9% больше уровня 2007 года [5]. Приток иностранных инвестиций происходил в виде прямых инвестиций в сферу добычи нефти и газа.

Рассмотрим динамику и структуру развития других отраслей региона.

Строительный комплекс округа в последние годы является одной из динамично развивающихся отраслей экономики автономного округа, объединяющей около 2900 предприятий и организаций различных форм собственности (28,1% от числа учтенных предприятий и организаций в автономном округе) и около 60 тысяч человек работников (18% экономически активного населения).

Положительные тенденции в строительстве сложились за счет инвестиционной активности предприятий топливно-энергетического комплекса в связи с активизацией работ по освоению месторождений на территории автономного округа.

Рост инвестиций в основной капитал обусловил увеличение объемов работ подрядными организациями.

В 2009 году на территории автономного округа предприятиями и организациями всех форм собственности выполнено строительно-монтажных работ собственными силами подрядных организаций на 45,7 млрд руб., что составляет 110,0% к уровню 2008 года [4].

Региональные программы и меры государственной поддержки региона

За счет средств окружного и территориальных бюджетов автономного округа инвестировано в основной капитал 12,6 млрд руб., что составляет 105,2% к запланированному годовому объему. Из них за счет средств окружного бюджета – 9,6 млрд руб. или 98,0% к утвержденному годовому объему [3]. Основная часть инвестиций за счет средств окружного бюджета направляется на строительство объектов жилья, образования, коммунального назначения.

В Ямало-Ненецком автономном округе создана региональная законодательная база в сфере инвестиционной и инновационной деятельности, целью которой является стимулирование развития экономики округа, улучшение инвестиционного климата и, как следствие, увеличение налогооблагаемой базы региона.

Прежде всего, это законы Ямало-Ненецкого автономного округа: «Об инвестициях», «Об инновационной деятельности», Концепции инвестиционного развития ЯНАО.

Законом «О программе по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории ЯНАО на 2008-2012 годы» [1] определены цели, задачи и основные принципы формирования Программы по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории ЯНАО на 2008-2012 годы.

В частности, Программа направлена на улучшение инвестиционного климата автономного округа, снижение инвестиционных рисков, создание эффективной системы реализации инвестиционных проектов, оптимизацию воспроизводственного процесса по обновлению основных фондов, обеспечение качественного и устойчивого экономического роста на основе внедрения передовых технологий.

Утверждены объемы капитальных вложений, бюджетные и социальные показатели эффективности, меры и сроки государственной поддержки, конечные результаты и показатели социально-экономической эффективности реализации инвестиционного проекта открытого акционерного общества «Нефтяная Компания «Роснефть» и инвестиционного проекта «Строительство энергоблока на базе парогазовой установки ПГУ 320-450 Уренгойской государственной районной электростанции – филиала ОАО «ОГК-1» [8].

Стратегия социально-экономического развития округа

В ЯНАО разработана Стратегия социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа во взаимосвязи с энергетической Стратегией России до 2020 года [1], в соответствии с которой определены основные направления развития экономики региона на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Анализ данного программного документа указывает на то, что основными ее направлениями являются:

– наряду с традиционной добычей углеводородов на месторождениях полуострова Ямал и освоением более глубоких нефтегазоносных горизонтов в районах с развитой инфраструктурой, определены новые перспективные направления развития экономики: перерабатывающие производства, связанные с утилизацией попутного нефтяного газа;

– газохимия на базе огромных запасов природного газа месторождений, перешедших в стадию падающей добычи;

– освоение рудных месторождений Полярного Урала;

– развитие энергетики на базе низконапорного газа;

– опережающее развитие транспортной инфраструктуры;

– развитие собственной электроэнергетики; туризм;

– разработка и реализация проектов в области глубокой переработки биологических ресурсов.

Однако, по экспертным оценкам, инвестиционный процесс в ЯНАО замедлится [7].

Прогнозы и проблемы

В настоящее время компании-инвесторы ЯНАО реализуют только первоочередные проекты. По прогнозам российских специалистов, основой дальнейшего социально-экономического развития автономного округа является реализация крупных инвестиционных проектов (подготовлен перечень самых перспективных в различных отраслях, суммарный объем которых составит порядка 11,7 трлн руб.).

Согласно социально-экономическому прогнозу, к 2020 году валовой региональный продукт по оптимистическому сценарию составит 1629 млрд руб. (в 2007 – 647,3 млрд руб.), валовой региональный продукт на душу населения – 2716 тыс. руб. (в 2007 г. – 1197 тыс. руб.), доходы консолидированного бюджета ЯНАО – 156,6 млрд руб. (в 2007 г.– более 70 млрд руб.) [5].

Для повышения эффективности механизма государственного управления инвестиционным процессом необходимо:

– обеспечение гарантий иностранным и отечественным инвесторам, в том числе за счет осуществления залоговых и страховых операций;

– привлечение отечественного и иностранного капитала и финансирование региональных проектов.

Кроме того, существенной проблемой, ограничивающей инвестиционный процесс, является повышение заинтересованности юридических лиц и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в увеличении объемов производства товаров, работ и услуг, привлечение иностранных и отечественных инвестиций в экономику автономного округа, оказание финансовой поддержки отдельным отраслям народного хозяйства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Следует отметить, что инвестиционный процесс должен поддерживаться региональными и муниципальными программами, деятельностью органов власти, производственными и инвестиционными планами компаний, предпринимательской активностью населения региона.


Источники:

1. О программе по государственной поддержке инвестиционной деятельности предприятий и организаций на территории ямало-ненецкого автономного округа на 2008-2012 годы: Закон ЯНАО от 25.12.2008 № 132-ЗАО.
2. О Стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2020 года: Постановление Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа от 09.12.2009 № 1990.
3. Доклад об инвестициях в регионах России за 2008 год / Под общ. ред. С.Е. Литовченко. – М.: Политиздат, 2008. – с. 78.
4. Ежегодный доклад о положении дел в Ямало-Ненецком автономном округе Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Ю.В. Неёлова. – http://www.yamal-spb.ru/index.php?redir=168.
5. Инвестиционная деятельность Ямало-Ненецкого автономного округа: прогнозы, перспективы // Красный Север. – 2007. – № 14.– с. 15-18.
6. Исследования ИМЭПИ РАН, 2008 г. – http://www. imepi-eurasia.ru/news.php?id=139.
7. Медведев В. Время созидать / Медведев В. // Россия молодая. – 2009. – № 7. – с. 21-23.
8. Регионы России: Информационное агентство. Стратегия развития Ямала. – http://www.admhmao.ru/economic/strateg/strateg/present.pdf.
9. Савченко А.А. Доклад ИМЭПИ РАН. Современное состояние российских инвестиционного процесса регионов России. – 2009 г. – http://www.imepi-eurasia.ru/publication.php.
10. Статистика регионов. Ямало-Ненецкий автономный округ.– http://www.statsrigions.ru/news/yanao/?page=298/.

Страница обновлена: 20.04.2024 в 16:26:26